Найти тему
Кириллица

Самый странный врач XIX века: какую тайну всю жизнь хранил Джеймс Бэрри

В июле 1865 года горничная скончавшегося отставного военного хирурга, в прошлом – колониального медицинского инспектора Джеймса Бэрри потрясла чиновников. То, что обнаружила женщина, шокировало мировую общественность.

Явная часть жизни мистера Бэрри

Джеймс Бэрри окончил медицинский факультет Эдинбургского университета, получив степень доктора медицины. Первым назначением стало место помощника хирурга в одном из военных госпиталей. Ступив на стезю военного хирурга, Бэрри постранствовал по всему свету: служил в Индии, в Южной Африке, на островах Святой Елены и на Корфу, на Ямайке, в Канаде, и в других, далеких и не менее экзотических местах.

Довелось доктору стать участником и Крымской войны, которую Британия и ее союзники вели против России в 1854-56 годах.

Бэрри показал себя первоклассным хирургом и превосходным организатором медицинского дела. Так, он один из первых врачей осознал в полной мере необходимость соблюдения норм гигиены и санитарии, в результате чего смертность во вверенных ему учреждениях значительно снизилась. В Кейптауне Бэрри был одним из организаторов проведения водопровода, в Индии создал лепрозорий. Кроме того, он был активным сторонником вакцинации. Он заботился о благополучии местного населения, добивался доставки медикаментов в самые отдаленные гарнизоны.

Уровень хирургического мастерства подтверждается тем фактом, что Бэрри впервые в Южной Африке (в мире это была не первая, но одна из первых успешных операций такого рода) провел кесарево сечение, в результате которого выжили и мать, и ребенок.

Неудивительно, что в тридцать с небольшим лет он дослужился до чина генерального медицинского инспектора.

Внешность доктор имел своеобразную: он был невысок ростом, узкоплеч (сплетничали, что его пиджак подбит ватой, чтобы достичь эффекта более «мужественных» пропорций), носил ботинки на толстенной подошве. Голос имел высокий, а лицо его было лишено малейшего намека на растительность.

Над Бэрри посмеивались, называли «ватным доктором», однако, шутить старались втихомолку, поскольку характер у Бэрри был на редкость неприятный и склочный. Ему приходилось даже драться на дуэли с любителями пошутить о его нежном лице и высоком голосе. С начальством он пребывал в постоянном конфликте, из-за этого Бэрри был даже разжалован в штаб-лекари, но сумел вновь подняться по карьерной лестнице.

Он был довольно нелюдим, никогда не употреблял спиртного, чурался мужских компаний. Такой же нелюдимый образ жизни он вел, вернувшись в Лондон после отставки.

Скрытая часть

Кем был на самом деле таинственный доктор Бэрри? Женщиной. По одной из версий, ее настоящее имя – Маргарет, по другой – Миранда. С годом рождения имеются разночтения: то ли 1789, то ли 1799. Происхождение этой невероятной особы тоже не совсем ясно. Одни считают ее внучкой какого-то шотландского герцога, другие – всего лишь дочерью ирландского зеленщика.

Наиболее «каноничная» версия утверждает, что Маргарет Энн Балкли была из небогатой ирландской семьи, и очень хотела получить медицинское образование. А поскольку в те времена об этом и думать не приходилось, барышня пошла на такой обман, взяв себе имя дядюшки, художника Джеймса Бэрри.

Неужели никто не догадывался?

Как уже сказано, женственную внешность скрыть было невозможно. Однако, длительное время хрупкое сложение доктора служило лишь поводом для шуток и удивления. Сохранились воспоминания секретаря Наполеона на острове Святой Елены графа де Лас-Каз. У него захворал сын, и в дневнике граф записал, что к ребенку приходил присланный англичанами доктор – «мальчик лет восемнадцати, видом, манерами и голосом похожий на женщину». Это было 1817 году, когда Маргарет было не более 28 лет.

После сообщения горничной покойного доктора, многих, кто знал Бэрри, озарило. Ведь они догадывались! Доктору приписывали не совсем приличную связь с губернатором Капской колонии. Доктора считали гермафродитом. А дело-то, оказывается, значительно проще: доктор был женщиной.

Во избежание скандала, эту историю скрыли в недрах архива военного министерства, и вернулись к ней лишь в XX веке. Вначале в архиве было обнаружено упоминание о том, что доктор Бэрри на самом деле – дочка торговца из Корка. А спустя несколько десятилетий удалось найти письма доктора, часть из которых была подписана Маргарет Энн Балкли, а другая – Джеймсом Бэрри. Почерковедческая экспертиза подтвердила: все письма написаны одной рукой.