Программа кружка «Юный турист» предполагала участие в походах. Однако, моя начальница не очень поощряла такое участие! Казалось, ей было бы спокойнее, если б мы ставили во дворе палатку и водили вокруг неё хоровод! Однако, скрепя сердце, все-таки подписывала приказы на турслеты, соревнования по ориентированию и даже на походы выходного дня. Надо сказать, я и сама не решалась на совершение многодневного похода. Дело было в короткой строке в приказе: «руководитель несёт ответственность за жизнь и здоровье участников» и моя подпись. Для меня, это была не просто фраза, напечатанная на бумаге, я не забывала, что в своё время не смогла доверить своих детей кому-то из руководителей детских походов и поэтому взялась за дело сама. А теперь мне родители доверили своих умных, любознательных, а главное, любимых детей! Поэтому на этапе подготовки создавался коллектив настоящих друзей -товарищей, которые понимают, что от их самочувствия и настроения напрямую зависит климат в группе. К примеру, поленился товарищ поправить сбившийся носок, натёр на ступне кровавую мозоль – в результате вся группа прекращает движение и ждет, когда нога сможет снова встать в строй.
В нашем учебном кабинете даже парты были составлены в один большой стол, чтобы все сидели вокруг него и могли чувствовать локоть товарища. Такую посадку подсказал один из родителей, которому в детстве посчастливилось заниматься у самого Александра Гранта, одного из старейших «детских» туристов СССР, создателя Школы младших инструкторов туризма и клуба «Дети капитана Гранта».
Нельзя не отметить, что родители стали активными участниками и помощниками нашего турклуба. Они ходили с нами в походы, шили снаряжение из парашютного капрона, помогали закупать продукты и даже ж/д билеты.
На занятиях в кабинете ребята узнавали о путешественниках , их маршрутах . Обсуждали экстремальные ситуации, в которые они попадали и с честью, преодолевали.
Была у нас любимая книга для чтения - «Пленники Барсова ущелья» В. С. Ананяна . Это настоящая робинзонада о том, как пятеро школьников по воле стихии оказались оторванными от мира и цивилизации, запертые в горном ущелье. Но эти экстремальные условия на протяжении всего повествования меняют подростков, делают их более сплоченными, терпимыми. Это помогает им преодолеть все препятствия и остаться живыми и здоровыми.
Навыки топографии и ориентирования оттачивались с помощью сюжетной игры «Остров Робинзона». В результате, у каждого участника имелся свой необитаемый остров, а может есть до сих пор. Эта игра, впоследствии, дала название нашему клубу – турклуб «Остров».
Тренировки на свежем воздухе были беговыми, игровыми и топографическими.
Беговые – одновременно бег с ускорением и игра в «города». Последний в цепочки должен не только обогнать группу и встать в начало, но и выкрикнуть название города .
Из игровых – самая интересная это «Беговая лапта»- русская народная командная игра с мячом и битой (лаптой).
Топография – рисовка карты Строгинского полуострова. Рисовали её с помощью мерной веревки, компаса и шагометра (на самом деле, счет пар шагов). По этой же карте проводили тренировки по ориентированию и искали условные «клады».
К тому же, это было время наивысшей политической активности в нашей среде. Всех тогда волновали два момента: выборы в районный совет депутатов главного туриста Щербины А. В., поднявшего туристическое движение в нашем р-не на феерическую высоту и переименование Ворошиловского р-на в Хорошевский.
По этому поводу Леша Грудинин написал четверостишие:
Мы верим нашим депутатам —
ЗаХорошеет наш район,
И Живописные помойки.
И весь цветущий водоем!