Крайне неприятная форма «защиты интересов» со стороны бывшего мужа – это попытки шантажа тем, что он, якобы, возьмет и отсудить ребенка. Бывшие мужья не стесняются откровенно запугивать бывших жен, давя на то, что у них лучше материальное положение и это дает им больше прав в отношении ребенка.
Это не более чем банальный блеф!
Разберем ситуацию на реальном примере: 33-летняя Наталья обратилась к одному из наших юристов-партнеров по семейным вопросам.
Ее бывший муж владеет небольшим бизнесом, Марина же работает заместителем директора в магазине. Доход около 50 тысяч, живет в родительской двушке. А бывший супруг козыряет тем, что его доход в 100 тыс. рублей и 3-комнатная квартира дают ему больше прав на 8-летнего сына. Угрожает вплоть до подкупа нужных лиц.
Юристы успокоили: пусть себе беснуется. Никаких оснований для передачи отцу ребенка по одному лишь его желанию нет.
Интересное по теме:
Что по закону?
Международная конвенция в принципе устанавливает обязательность материнского участия в отношении детей до 10-летнего возраста. А вот после 10 лет, когда ребенок уже имеет свое мнение, которое учитывает суд, начинаются и первые проблемы.
Однако до 10-летия участие матери в воспитании ребенка исключительно. И лишить этого участия суд вправе лишь при злоупотреблении мамы ребенка правами, неисполнении обязанностей и в совокупности при очевидном интересе отца к ребенку.
Наталье юристы посоветовали сделать упор на следующие моменты:
- Активно общаться с учителями, педиатрами, органами опеки. Перед последними фиксировать все нарушения и некорректное поведение отца, уклонение от своих обязанностей. Когда все они скажут, что отца в глаза не видели в школе, поликлинике, то это и будет лучшее доказательство его «участия в воспитании».
- Документально закреплять весь негатив от отца. Угрозы, оскорбления пишем на диктофон (по телефону) или видео (при личной явке). Суду будет интересно это послушать. Особенно обещания тот самый суд купить вперемешку с нецензурной бранью.
- Собирать чеки, подтверждающие расходы на ребенка. Лекарства, одежда, учебные принадлежности, игрушки, досуг – хотя бы за последние 6-12 месяцев. Когда папа будет в суде кричать, что «содержит ребенка сам», расходы матери в 20-30 тысяч/месяц при копеечных алиментах в 7-8 тысяч от отца будут лучшим доводом против него.
И самое главное – ненавязчиво интересуемся судьбой бывшего супруга самостоятельно.
Мать должна быть в курсе его проблем с законом (для этого есть открытые базы судов), штрафов (там же), долгов (база ФССП) или же в целом неприглядного поведения (социальные сети, общие друзья). Все это у «прилежного отца» было в избытке!
Ведь при попытках отсудить ребенка суд дает оценку личности больше, чем материальным возможностям. А личность… не всегда личность.
Еще по теме:
Что говорят юристы?
Комментирует Сергей Марков, юрист по семейному праву.
Я часто сталкиваюсь с процессами, связанными с определением места жительства ребенка. Да, в 90% случаев это место определяется с мамой. И дело вовсе не в том, что кто-то персонально желает отцам зла.
Как отметили коллеги выше, есть международные конвенции, которые нами приняты. Ими констатирована непреложность материнской заботы.
Отступиться от этих правил можно, если действия отца в интересах ребенка значительно перекрывают возможности и интерес матери. Но это единичные случаи!
Вовлеченных отцов в воспитание даже в браке, даже в совместной жизни не так уж и много. Особенно в дошкольном возрасте.
Мне приходилось видеть, как судьи раскатывают под протокол особо ретивых истцов, желающих получить ребенка.
На истца идет просто вал вопросов:
- По каким предметам ребенок лучше всего успевает? По каким предметам результат ниже среднего? Какие заболевания имеются? Какие показания рекомендательного характера? На каких мероприятиях с участием ребенка вы присутствовали?
И так далее. На 95% вопросов отцы дают неверный ответ или не могут ответить.
Как в такой ситуации вообще можно рассчитывать, что суд даже на мгновение задумается о передаче ребенка?! Когда у мамы ответы на эти вопросы отлетают быстрее отсчета до 10.
И доводы про то, что отцу кто-то не дает общаться с ребенком не помогут!
- Что мешает прийти в школу и пообщаться с педагогом, классным руководителем? Ничего.
- Что мешает получить информацию о здоровье ребенка? Ничего.
- Что мешает прийти на утренник, концерт? Ничего!
Ни одна бывшая жена, какой бы страшной мегерой она ни была, не сможет вытолкать отца из школы.
Но ведь не хотят. Не ходят. А ребенка – отдай.
Что больше всего удивляет, когда не имея возможности рассказать даже минимум о жизни ребенка. такие отцы начинают бравировать тем, что "все купят".
- Нет времени быть с ребенком? Няню наймут.
- Не могут учить уроки? Репетиторы справятся!
И непомерное удивление, когда суды констатируют очевидное пренебрежение интересами ребенка в таких заявлениях...
Я не вступаю в такие дела на стороне отцов. За редким исключением, когда ребенок отцу действительно нужен. А это бывает очень редко.
В завершение
А у вас есть примеры отцов, которые добились определения места жительства ребенка с ними и успешно воспитывают детей? Поделитесь в комментариях.