Начало войны в Сураже
12 июля 1941 после захвата Витебска в Сураж вошли фашисты. Фронт отодвинулся на восток, к Велижу, а Суражский район стал прифронтовой зоной. В истории войн не было такой концентрации злодеяний и варварства, какие творили фашисты.
В здании райкома партии разместилась комендатура, создана полицейская охрана. Комендантом стал немец майор Нахтигаль. Ему подчинялся не только собственный аппарат, но и карательные органы и сидящие по деревням бургомистры. Всё шире и шире комендант разворачивал свою деятельность. Вслед за регистрацией жителей и созданием гетто, он организовал рабочее бюро, начал посылать городское население на строительные работы. В городе был введён строжайший режим.
2 августа 1941 года по приказу коменданта Нахтигаля немецкие солдаты, с помощью полицаев Сущонка, Почеповича, Феменкова, собрали всё еврейское население и расстреляли в овраге у д. Любщина…
Фашистское командование не только оправдывало грабежи и убийства, но и призывало своих солдат и офицеров к нечеловеческой жестокости. «...Следует иметь в виду, что человеческие жизни на оккупированной территории в большинстве случаев не имеют никакой ценности», – говорилось в приказе маршала Кейтеля.
Нацисты провозгласили «политику выжженной земли», т. е. уничтожение населённых пунктов вместе с жителями. В июне 1942 года каратели сожгли в Суражском районе 1918 дворов, 16 школьных зданий, 8 больниц, 6 клубов.
С приходом немцев в июле 1941 года Сураж приобрёл неузнаваемый вид. Нескончаемым потоком двигались по улицам немецкие войска, с утра до ночи гудели танки, машины, вездеходы, мотоциклы. Все лучшие здания заняли немцы. В школе были казармы немецких жандармов и полицейских, а в подвале овощехранилища поместилась следственная тюрьма, разделенная на 10 камер. Тюрем было несколько: службы СД, тайной полиции-гестапо, особой спецкоманды Эриха Коха… В деревнях были назначены старосты, прошла регистрация населения, создали рабочее бюро, население погнали на работы – рыть траншеи, восстанавливать дороги, мосты, заготавливать лес. Работали маслозавод, пекарня, льнозавод.
По плану «Ост» – Восток, фашисты уничтожали людей, в первую очередь коммунистов, активистов сельсоветов. Так, в августе – сентябре 1941 года в Сураже, в овраге возле речки Неворожки, в леску возле Бригитполья были расстреляны активисты Ботаничского, Яновичского, Марчёнского сельсовета.
Суражская земля в годы Великой Отечественной войны явилась родиной партизанского движения в Белоруссии. Первый партизанский отряд был организован в рабочем посёлке Пудоть 9 июля 1941года. Под командованием М.Ф.Шмырёва. Этот отряд и был началом создания I-й Белорусской партизанской бригады, которая была сформирована гораздо позже, в конце февраля 1942 года.
10 сентября 1941 г. партизаны отряда М. Ф. Шнырева разгромили гарнизон немецко-фашистских захватчиков. В 1961 г. в память об этом на здании поселкового Совета установлена мемориальная доска.
В начале июля 1941 года части 134-й, 127-й и 162-й стрелковых дивизий, входивших в состав 19-й армии, которой командовал генерал-лейтенант И.Конев, пытались задержать продвижение немецких войск. Бои проходили в районе населённых пунктов Полудетки и Казаново бывшего Ботаничского сельсовета, а также в районе г.п. Яновичи. Для организации обороны в районе Суража выезжал в те дни заместитель командующего Западным фронтом генерал-лейтенант А.Еременко.
И, тем не менее, 12 июля 1941 года Сураж был занят 20-й танковой дивизией немцев, а накануне в горпосёлок прибыл Витебский полк милиции под руководством полковника А.Радюка. Совместно с местным истребительным батальоном полк милиционеров занял оборону на правом берегу реки Каспля. Располагая только стрелковым оружием, защитники Суража вели бои с немцами около 4-х часов. Затем они отступили на правый берег Западной Двины. За оборону Суража Александр Радюк был награждён орденом Красного Знамени.
В феврале 1942 года в результате наступательной Торопецко-Холмской операции войск Калининского фронта на северо-восток от Суража образовались Витебские (Суражские) «ворота» - 40-километровый разрыв в линии фронта, который сыграл важную роль в развёртывании партизанского движения в Белоруссии и образований Суражской партизанской зоны.
С 12 мая 1942 г. По 26 октября 1943 г. Действовал Суражский подпольный райком КЛ(б)Б, первыми секретарями которого были И.Бардиян, а затем Т.Ковалевский. Подпольный райком комсомола приступил к работе в тылу врага с первых дней оккупации. Руководил комсомольцами Д.Баранов, а после его гибели - П.Петровский.
Освобождение Суража
Наступление на Сураж началось 11 октября 1943 года со стороны Велижа, который был освобождён 20 сентября 1943 г. Наступление проводила 358 стрелковая дивизия, под командованием полковника Врублевского Семёна Александровича (погиб в июне 1944 г. в бою на Карельском перешейке). 358 Ленинградско-Хинганская Краснознамённая ордена Суворова II ступени дивизия принимала участие в боях под Кёнигсбергом, под Выборгом, в Северном Китае.
Дивизия наступала вдоль Западной Двины по шоссе через д. Беляево – Верховье (все – Велижский район Смоленской области) – Стайки – Орехи.
1189-й стрелковый полк этой дивизии уже 27 сентября 1943 года укрепился в д.Бригитполье в результате боя с силами противника. Продвижение по шоссе Велиж-Сураж было тяжёлым – противник вёл артиллерийский обстрел справа из-за Двины. Бойцы передвигались ночью по кювету дороги избегая обстрела со стороны противника. Ситуацию изменил подход советской артиллерии, которая смогла сломить сопротивление оккупантов на переднем крае обороны Суража, и за город завязались тяжёлые бои.
Сураж был укреплен, и взять горпоселок сходу было невозможно: кругом траншеи, пулеметные гнезда, проволочные заграждения, дороги и поля заминированы. Днем наши войска несли большие потери. И тогда старшине Василию Баранову было поручено разминировать участок прохода в заграждениях колючей проволоки. Командующий 1189-м стрелковым полком П.А.Куреня отдал приказ группе автоматчиков под командованием старшины Бородина с наступлением ночи через вражеские траншеи зайти в тыл и посеять там панику.
Манёвры оказались успешным, и пользуясь смятением противника в тылу, полк поднялся в атаку. Преодолевая минное поле и оборонительные рвы, полк ворвался в Сураж утром 27 октября 1943 г. По ул. Велижской он вышел в центр Суража к реке Каспля (наступление с р-на д. Балаши – Будянка на д. Орешенки – Автушково).
Рано утром 28 октября левее Суража, со стороны деревень Балаши и Каспляны, наши войска из 332-й ордена Суворова стрелковой дивизии им. Фрунзе, выше по течению реки Каспля прорвали оборону противника. Преодолев реку, вышли ему в тыл. Боясь окружения, немцы покинули Сураж и отошли в сторону д. Задубровья. Несколько дней длились бои за деревни Шавуры и Волково. Во время боя за Волково был тяжело ранен командир 358-й стрелковой дивизии Семён Врублевский, и командование дивизией взял на себя полковник Кулябкин. 145-й стрелковая бригада полковника Даниила Кондратенко в этот момент штурмовала позиции гитлеровцев на правом берегу реки Двина вплоть до освобождения всего Суражского района.
После войны П.А.Куреня неоднократно посещал Сураж, вместе со своим, как он называл, «сыном полка» Павлом Даниловичем Трофимовыми.
В освобождении Суражского района принимали участие 145-я, 204-я, 270-я, 235-я, 306-я, 332-я, 334-я, 358-я, 262-я стрелковые дивизии, 9-я гвардейская стрелковая дивизия, другие части и соединения.
За освобождение Суража погибло более 360 солдат и офицеров. В центральном паке находится захоронение 268 советских воинов и партизан, 31 фамилия из них не известна. На мемориале высечены фамилии воинов двадцати национальностей. Среди них были белорусы, русские, грузины, татары, украинцы.
За мужество и героизм, проявленные в боях на суражской земле, звание Героя Советского Союза присвоено Андрею Гайко, Алексею Короткову, Геннадию Потемкину.
В кармане гимнастерки последнего – гвардии капитана, командира стрелкового батальона — нашли окровавленный партбилет и листочек бумаги со словами:
"Я клянусь – не ворвется враг в траншею мою,
А погибнуть придется – так погибну в бою.
Чтоб глядели с любовью через тысячу лет
На окрашенный кровью мой партийный билет".
Цена освобождения
В сводках Совинформбюро появилось сообщение, что освобождён районный центр Сураж. Первыми пришли в городок женщины и дети, мужчины всё ещё воевали. Их родным оставалось только в тревоге ждать писем. Чтобы узнать, кто ещё жив и воюет, а кто погиб, ведь из каждой семьи ушли воевать 3–4. А то и пять мужчин. От посёлка остались печные трубы, три полуразрушенных и заминированных дома, да землянки, в которых ещё недавно ночевали немецкие солдаты.
Неисчислимые бедствия и страдания выпали на долю суражан, но, несмотря на огромные трудности, они возродили разрушенное народное хозяйство, отстроили г.п. Сураж.
Суражане-воины мужественно сражались с захватчиками на многих фронтах Великой Отечественной войны.
Подполковник А.Алексеев воевал под Харьковом, Сталинградом, на Курской дуге, форсировал Днепр, освобождал Киев, Румынию, Венгрию, Австрию, Чехословакию, награждён двумя орденами Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды, иностранными наградами.
Полковник В.Николаенко в годы войны командовал истребительным авиаполком. Награждён шестью орденами, в том числе четырьмя орденами Красного знамени. Полковник И.Пахоменко до войны работал директором Суражской средней школы. На фронте был командиром роты, батальона, заместителем командира полка. Награждён орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Богдана Хмельницкого II степени, Красной Звезды.
Старший лейтенант К.Кухарев награждён орденами Красного знамени. Красной Звезды. Был участником Парада Победы в 1945 году в составе сводного полка Карельского фронта.
Артиллерист Д.Абраменко оборонял Витебск, сражался на многих фронтах. Домой вернулся полным кавалером ордена Славы.
На территории бывшего Суражского района находится 36 воинских захоронений, в которых покоятся останки около 7 тысяч воинов и партизан, павших в боях с врагом.
Война прошла огненным смерчем по территории района. До войны в Суражском районе проживало 54 668 человек, было 194 колхоза, которые объединяли 14 662 сельских двора, 83 школы, 19 помещений сельсоветов, 46 различных предприятий. На 1 января 1944 года осталось всего 3500 человек и 563 дома.
Неисчислимые бедствия и страдания выпали на долю суражан, но, несмотря на огромные трудности, они возродили разрушенное народное хозяйство. Суражская земля богата замечательными людьми и талантами.
В сводках Совинформбюро появилось сообщение, что освобождён районный центр Сураж. Первыми пришли в городок женщины и дети, мужчины всё ещё воевали. Их родным оставалось только в тревоге ждать писем. Чтобы узнать, кто ещё жив и воюет, а кто погиб, ведь из каждой семьи ушли воевать 3–4. А то и пять мужчин. От посёлка остались печные трубы, три полуразрушенных и заминированных дома, да землянки, в которых ещё недавно ночевали немецкие солдаты.
Фронт от Суража был недалеко, всего в 15–20 км. Из-под д.Лиопино, где ещё оставались враги, долетали редкие снаряды вражеских «ванюш». Женщины с детьми занимали оставленные землянки. Некоторые вернулись больными, ходили лечиться за 10 км в д. Антоновка. Врач Малецкий всем оказывал посильную помощь. Здесь же разместились райком партии, райисполком. Стали выдавать талоны на пайки: кому по 7 кг ржаной муки на семью, кому - чёрную американскую фасоль. Отоваривать их отправлялись за много километров в Лиозно. Соль покупали у запасливых селян по 150 рублей за стакан. Потом, когда был освобождён Витебск, ходили за 40 км за какой-то грязной, ставшей камнем смесью. Несколько раз это месиво мыли, потом солили еду.
Недалеко от Задубровья до войны работал аэродром, в ноябре 1943 г. здесь опять разместился авиаполк с самолётами-истребителями. Местные девочки-подростки зимой расчищали от снега взлётные полосы, с тревогой ждали - все ли вернулись с задания. Под «ранеными» самолётами они пережидали снегопады.
В Сураже были заминированы не только бывшие улицы и переулки, но и окрестные поля. Особенно много мин «пряталось» в поле у д.Саловичи. Люди ходили искать мёрзлую картошку и погибали там при взрывах.
Вскоре на окраине посёлка стали функционировать три маленьких колхоза. За зерном для посева ходили в Витебск, а поля обрабатывали вручную. Местная учительница Надежда Медведева написала об этом так:
Они своих не помнили заслуг,
По семеро впрягались бабы в плуг,
чтоб хлеб родили минные поля,
Чтоб ровной стала рваная земля.
Постепенно в Сураж стали приходить письма фронтовиков. Получила долгожданную весть и Г.С.Угодникова. Её брат Виктор, довоенный офицер, оказался в далёкой Башкирии, там служил в военном училище, где готовили бойцов-бронебойщиков. Это училище окончил и Анатолий Угловский, ставший героем Советского Союза.
В начале 1944 года в Сураже стала работать школа, директором была назначена А.Белохвостова, учителями - Н.Кухаренко и М.Шавель. Учеников -переростков всех определили в один (шестой) класс. А в следующем году из них отобрали несколько человек и послали в Восточную Пруссию за лошадьми для местных колхозов. Ехали до Бреста в теплушках, потом на попутных грузовиках, а оттуда долго шли пешком и гнали 9 кобылиц и 9 жеребяток. В Пруссии узнали о капитуляции Германии, вместе с солдатами радовались и плакали.
На территории бывшего Суражского района находится 36 воинских захоронений, в которых покоятся останки около 7 тысяч воинов и партизан, павших в боях с врагом.
Война прошла огненным смерчем по территории района. До войны в Суражском районе проживало 54 668 человек, было 194 колхоза, которые объединяли 14 662 сельских двора, 83 школы, 19 помещений сельсоветов, 46 различных предприятий. На 1 января 1944 года осталось всего 3500 человек и 563 дома.