Найти тему

Константин Наджаров. Cпецфонд академика Ильюшина

Валерий Выборжанин

Станция столичного метро «Аэропорт». Южный выход.  Привычный путь  сотрудников целого куста предприятий авиастроения. За полвека десятки, сотни тысяч специалистов прошли этим привычным для себя путём. И вряд ли кто из них знал, сколько ступенек у этого выхода. Но только один из пассажиров метро знал их число точно. И 58 лет преодолевал их с большим усилием для себя каждый рабочий день. О том, с каким трудом давались ему эти  ступеньки почти никто из его друзей и коллег не знал. Все 58 лет.
                ***

       Секрет успеха фирмы «Ил» формулирует известная фраза, высказанная когда-то самим Сергеем Ильюшиным «вождю всех народов» в самый драматичный период истории его конструкторского бюро. На предложение И.В.Сталина построить для С.Ильюшина новые производства и подобрать новые кадры вместо переданных подковёрными играми другому КБ конструктор ответил: «Создать трудоспособный коллектив единомышленников и энтузиастов несравненно труднее, чем самый хороший самолёт».
        Наш великий соотечественник не допускал упрощенчества. К подбору  кадров относился столь же серьёзно, как и к проектированию летательных аппаратов. Многих Ильюшин брал в бюро после личного собеседования.
В далёком 1956 году по распределению из МГУ им. М.В.Ломоносова в фирму пришёл совсем молодой специалист, выпускник мехмата Костя Наджаров.
        -Не будет ли Вам скучно? У Вас ведь в основном занимаются теорией в МГУ. Ведь так?- спросил специалиста конструктор.
        -Я буду заниматься прикладной математикой. Думаю, я принесу пользу.
        Слова молодого выпускника МГУ сбылись- он проработал 58 лет, по август 2014 года без малейших перерывов. Вызывает восхищение не только продолжительный рабочий путь нога в ногу с фирмой. Ведущим математиком фирмы рассчитаны все до последних моделей, включая новейший Ил-76-МД-90А, ильюшинские самолёты.
       Внушительное количество патентов КБ и признание в серьёзнейших научных кругах -тоже заслуга К.М.Наджарова (11.06.1933-13.08.2014).
Но было и ещё одно обстоятельство, заставляющее низко поклониться этому человеку старой ленинградской «закваски».
Только близкие люди знали о том, каких тяжёлых физических усилий требовали его ежедневные походы на работу.
       В самом начале войны в один из последних эшелонов с эвакуируемыми детьми, в почти уже замкнутом вражеской линией войск Ленинграда, попала авиационная бомба.
       В вагоне, где Константин с мальчиками играл в шахматы (он всю жизнь любил историю, математику и шахматы) раздался взрыв. С тех пор Константин Наджаров, ещё с рождения имевший серьёзную болезнь, стал инвалидом вторично. Но никому и никогда, несмотря на очевидную травму, он не предъявлял удостоверения инвалида 1-й группы. Впоследствии, когда знаменитая зарубежная компания предложила учёному на всю семью грант для выезда в США, Константин Михайлович, вспомнив четыре немецких юнкерса над станцией Лычково и тот самый взрыв, выбросивший его из детского эшелона на рельсовое полотно, сказал: «Нет, Россия без своих крыльев не обойдётся. Пока существует Россия, над ней должны летать наши «Илы», а не Ваши «Локхиды».
       И именно «Илы», созданные знаменитым Сергеем Ильюшиным и его ближайшими соратниками, среди которых был К.Наджаров, до сих пор составляют гордость отечественной авиации. Наш современник уже не назовёт всех когда-то всем известных отечественных авиастроительных фирм, а ильюшинские самолёты и известны, и уважаемы и внушают гордость за всю отечественную авиацию. Командный стиль работы в КБ воспитывал настоящих мастеров своего дела. Это был почерк фирмы- быть пунктуальным,  ответственным и пытливым, с командным духом и при этом скромным. Именно скромность- важнейшая черта выдающегося специалиста К.Наджарова, обладавшего незаурядной теоретической подготовкой, мощным интеллектом, разработавшего и внедрившего методы аппроксимации функций и объёмной аппроксимации, проводившего проектно-конструкторские работы по расчётам топливных систем, массово-инерционных характеристик, центровок, тарировок топливных баков, воздушных нагрузок по методу конечных элементов и других расчётов Ил-18, Ил-62, Ил-76, Ил-86, Ил-96, Ил-114 и их модификаций.
       С самого своего создания лаборатория математических машин, преобразованная позже в отдел вычислительной техники и автоматизированных систем, где работал Константин Михайлович ведущим математиком ОКБ, осваивала и внедряла новейшие математические языки, а также алгоритмы и программы.
Им же были разработаны методы матричной стереометрии тел переменной формы, что было крайне актуально при разработке и создании тяжёлых самолётов. Матричная стереометрия позволяет наглядно составлять уравнение тела непрерывно изменяющего свою форму, массу и ориентацию в пространстве, у которого можно получить обобщённую моментную формулу геометрии масс, определяющую одновременно объём, статические моменты центра тяжести и моменты инерции тела. С её помощью были созданы программы для ЭВМ для основных весовых и объёмных расчётов, а также расчёты эпюр погонной нагрузки, статических моментов и моментов инерции топлива в крыле для задач флаттерного моделирования.
Именно метод матричной стереометрии тел непрерывно изменяющих свою форму и массу лёг в основу его докторской диссертации.
Выполнялись им и задачи по расчётам замены распределённой нагрузки системой сосредоточенных сил для расчёта на прочность по методу конечных элементов.
Сложнейшие весовые расчёты, в том числе знаменитого изделия «476», выполнялись только после данных, предъявленных этим специалистом. Константин Михайлович много внимания уделял научной деятельности в качестве члена сразу трёх научных советов.
         К.М. Наджаров занимался не только самолётами. Ему принадлежат  труды, признанные петербургским ЦНИИ им. Крылова для проектирования подводных аппаратов, а именно расчёт плавучести и остойчивости летательного аппарата при вынужденной посадке на воду был принят к применению при разработке плавучести и остойчивости подводных лодок. Ещё одну свою программу Константин Михайлович передал в другое петербургское КБ - «Сфера». А всего этим талантливым инженером было создано более 90 программ и программных комплексов. Каждый из летающих сейчас «Илов» - результат и его труда.
Константин Михайлович был человеком команды. Наставник аспирантов и молодёжи, честный, добрый и невероятно эрудированный человек он гордился только тем, что он птенец ильюшинского гнезда и тем, что он ленинградец.
         Судьба этой личности, личности без сомнения с большой буквы заставляет понимать, почему люди ильюшинского набора и сложили ту самую школу, которая подняла страну, помогла ей выжить в тяжелейшие годы. Уходят из фирмы люди той самой команды. Приходят новые. С новой культурой, новым отношением к человеку. В ряды разработчиков, производственников и испытателей влилась молодёжь, с иным пониманием дозволенности в лексике, без интереса к культуре и истории, с прагматическим отношением к профессии. Сотрудники всё больше становятся техническими единицами, специалистами, просто руководителями. Уже мало кто помнит, как бережно и уважительно обращался Сергей Владимирович к сталеварам и инженерам Подольского завода- единственного предприятия в стране, рискнувшего поддержать идею конструктора о броне двойного профиля для летающего танка «Ил-2». Константин Наджаров это помнил. Помнил и то, с какой любовью им, совсем юным школьникам в Ленинградском дворце пионеров и школьников читал лекции по истории сам академик Евгений Тарле. Берёг он эти воспоминания. Как  берёг любовь своей жены, работавшей в той же ильюшинской фирме. Кому-то покажется, что к авиации всё это не имеет отношения. А может имеет? Может, в этом и есть сила для напряжённой творческой работы?
         Почему-то приходит мысль: какие люди, такие и самолёты. В той силе, видимо, и есть суть ильюшинской школы. Сохраним ли мы её? –  вопрос.
                ***
                Москва, Строгино, 27.06.2019 г.