Валерий Выборжанин
Станция столичного метро «Аэропорт». Южный выход. Привычный путь сотрудников целого куста предприятий авиастроения. За полвека десятки, сотни тысяч специалистов прошли этим привычным для себя путём. И вряд ли кто из них знал, сколько ступенек у этого выхода. Но только один из пассажиров метро знал их число точно. И 58 лет преодолевал их с большим усилием для себя каждый рабочий день. О том, с каким трудом давались ему эти ступеньки почти никто из его друзей и коллег не знал. Все 58 лет.
***
Секрет успеха фирмы «Ил» формулирует известная фраза, высказанная когда-то самим Сергеем Ильюшиным «вождю всех народов» в самый драматичный период истории его конструкторского бюро. На предложение И.В.Сталина построить для С.Ильюшина новые производства и подобрать новые кадры вместо переданных подковёрными играми другому КБ конструктор ответил: «Создать трудоспособный коллектив единомышленников и энтузиастов несравненно труднее, чем самый хороший самолёт».
Наш великий соотечественник не допускал упрощенчества. К подбору кадров относился столь же серьёзно, как и к проектированию летательных аппаратов. Многих Ильюшин брал в бюро после личного собеседования.
В далёком 1956 году по распределению из МГУ им. М.В.Ломоносова в фирму пришёл совсем молодой специалист, выпускник мехмата Костя Наджаров.
-Не будет ли Вам скучно? У Вас ведь в основном занимаются теорией в МГУ. Ведь так?- спросил специалиста конструктор.
-Я буду заниматься прикладной математикой. Думаю, я принесу пользу.
Слова молодого выпускника МГУ сбылись- он проработал 58 лет, по август 2014 года без малейших перерывов. Вызывает восхищение не только продолжительный рабочий путь нога в ногу с фирмой. Ведущим математиком фирмы рассчитаны все до последних моделей, включая новейший Ил-76-МД-90А, ильюшинские самолёты.
Внушительное количество патентов КБ и признание в серьёзнейших научных кругах -тоже заслуга К.М.Наджарова (11.06.1933-13.08.2014).
Но было и ещё одно обстоятельство, заставляющее низко поклониться этому человеку старой ленинградской «закваски».
Только близкие люди знали о том, каких тяжёлых физических усилий требовали его ежедневные походы на работу.
В самом начале войны в один из последних эшелонов с эвакуируемыми детьми, в почти уже замкнутом вражеской линией войск Ленинграда, попала авиационная бомба.
В вагоне, где Константин с мальчиками играл в шахматы (он всю жизнь любил историю, математику и шахматы) раздался взрыв. С тех пор Константин Наджаров, ещё с рождения имевший серьёзную болезнь, стал инвалидом вторично. Но никому и никогда, несмотря на очевидную травму, он не предъявлял удостоверения инвалида 1-й группы. Впоследствии, когда знаменитая зарубежная компания предложила учёному на всю семью грант для выезда в США, Константин Михайлович, вспомнив четыре немецких юнкерса над станцией Лычково и тот самый взрыв, выбросивший его из детского эшелона на рельсовое полотно, сказал: «Нет, Россия без своих крыльев не обойдётся. Пока существует Россия, над ней должны летать наши «Илы», а не Ваши «Локхиды».
И именно «Илы», созданные знаменитым Сергеем Ильюшиным и его ближайшими соратниками, среди которых был К.Наджаров, до сих пор составляют гордость отечественной авиации. Наш современник уже не назовёт всех когда-то всем известных отечественных авиастроительных фирм, а ильюшинские самолёты и известны, и уважаемы и внушают гордость за всю отечественную авиацию. Командный стиль работы в КБ воспитывал настоящих мастеров своего дела. Это был почерк фирмы- быть пунктуальным, ответственным и пытливым, с командным духом и при этом скромным. Именно скромность- важнейшая черта выдающегося специалиста К.Наджарова, обладавшего незаурядной теоретической подготовкой, мощным интеллектом, разработавшего и внедрившего методы аппроксимации функций и объёмной аппроксимации, проводившего проектно-конструкторские работы по расчётам топливных систем, массово-инерционных характеристик, центровок, тарировок топливных баков, воздушных нагрузок по методу конечных элементов и других расчётов Ил-18, Ил-62, Ил-76, Ил-86, Ил-96, Ил-114 и их модификаций.
С самого своего создания лаборатория математических машин, преобразованная позже в отдел вычислительной техники и автоматизированных систем, где работал Константин Михайлович ведущим математиком ОКБ, осваивала и внедряла новейшие математические языки, а также алгоритмы и программы.
Им же были разработаны методы матричной стереометрии тел переменной формы, что было крайне актуально при разработке и создании тяжёлых самолётов. Матричная стереометрия позволяет наглядно составлять уравнение тела непрерывно изменяющего свою форму, массу и ориентацию в пространстве, у которого можно получить обобщённую моментную формулу геометрии масс, определяющую одновременно объём, статические моменты центра тяжести и моменты инерции тела. С её помощью были созданы программы для ЭВМ для основных весовых и объёмных расчётов, а также расчёты эпюр погонной нагрузки, статических моментов и моментов инерции топлива в крыле для задач флаттерного моделирования.
Именно метод матричной стереометрии тел непрерывно изменяющих свою форму и массу лёг в основу его докторской диссертации.
Выполнялись им и задачи по расчётам замены распределённой нагрузки системой сосредоточенных сил для расчёта на прочность по методу конечных элементов.
Сложнейшие весовые расчёты, в том числе знаменитого изделия «476», выполнялись только после данных, предъявленных этим специалистом. Константин Михайлович много внимания уделял научной деятельности в качестве члена сразу трёх научных советов.
К.М. Наджаров занимался не только самолётами. Ему принадлежат труды, признанные петербургским ЦНИИ им. Крылова для проектирования подводных аппаратов, а именно расчёт плавучести и остойчивости летательного аппарата при вынужденной посадке на воду был принят к применению при разработке плавучести и остойчивости подводных лодок. Ещё одну свою программу Константин Михайлович передал в другое петербургское КБ - «Сфера». А всего этим талантливым инженером было создано более 90 программ и программных комплексов. Каждый из летающих сейчас «Илов» - результат и его труда.
Константин Михайлович был человеком команды. Наставник аспирантов и молодёжи, честный, добрый и невероятно эрудированный человек он гордился только тем, что он птенец ильюшинского гнезда и тем, что он ленинградец.
Судьба этой личности, личности без сомнения с большой буквы заставляет понимать, почему люди ильюшинского набора и сложили ту самую школу, которая подняла страну, помогла ей выжить в тяжелейшие годы. Уходят из фирмы люди той самой команды. Приходят новые. С новой культурой, новым отношением к человеку. В ряды разработчиков, производственников и испытателей влилась молодёжь, с иным пониманием дозволенности в лексике, без интереса к культуре и истории, с прагматическим отношением к профессии. Сотрудники всё больше становятся техническими единицами, специалистами, просто руководителями. Уже мало кто помнит, как бережно и уважительно обращался Сергей Владимирович к сталеварам и инженерам Подольского завода- единственного предприятия в стране, рискнувшего поддержать идею конструктора о броне двойного профиля для летающего танка «Ил-2». Константин Наджаров это помнил. Помнил и то, с какой любовью им, совсем юным школьникам в Ленинградском дворце пионеров и школьников читал лекции по истории сам академик Евгений Тарле. Берёг он эти воспоминания. Как берёг любовь своей жены, работавшей в той же ильюшинской фирме. Кому-то покажется, что к авиации всё это не имеет отношения. А может имеет? Может, в этом и есть сила для напряжённой творческой работы?
Почему-то приходит мысль: какие люди, такие и самолёты. В той силе, видимо, и есть суть ильюшинской школы. Сохраним ли мы её? – вопрос.
***
Москва, Строгино, 27.06.2019 г.