Найти в Дзене
Культурный Петербург

КАК ИЗБЕЖАТЬ НАКАЗАНИЯ ЗА…

Эту фразу каждый из зрителей сериала «Спроси Марту» сможет продолжить сам. Но после того, как закончит(л) просмотр первого сезона. Хотя на самом деле сериал был готов еще три года назад. Режиссером выступила Флюза Фархшатова, которая уже кое-что сделала на ниве отечественного «мыловарения». Учитывая заявленную тему – труды и дни женщины-адвоката Марты Матвеевой (Ольга Сутулова) – можно было бы считать сериал неким проявлением экранного феминизма. Тем более, что позиция главной героини вполне гендерно детерминирована: она берется защищать исключительно своих сестер по полу. И, наверное, в душе считает, что все мужики сво…. Не будем продолжать столь опасную тему. Женщины-адвокаты уже появлялись в мире отечественного телесериала. Вспомним, хотя бы сериал «Заступники». Но его время действия – советское прошлое. Нынче мы имеем дело с реалиями нашего доковидного житья-бытья. И оно кажется вполне комфортным. Тем более, что сюжетно сериал «завязан» на Москву и ее окрестности. Во всяком случае,

Эту фразу каждый из зрителей сериала «Спроси Марту» сможет продолжить сам. Но после того, как закончит(л) просмотр первого сезона. Хотя на самом деле сериал был готов еще три года назад. Режиссером выступила Флюза Фархшатова, которая уже кое-что сделала на ниве отечественного «мыловарения». Учитывая заявленную тему – труды и дни женщины-адвоката Марты Матвеевой (Ольга Сутулова) – можно было бы считать сериал неким проявлением экранного феминизма. Тем более, что позиция главной героини вполне гендерно детерминирована: она берется защищать исключительно своих сестер по полу. И, наверное, в душе считает, что все мужики сво….

Не будем продолжать столь опасную тему. Женщины-адвокаты уже появлялись в мире отечественного телесериала. Вспомним, хотя бы сериал «Заступники». Но его время действия – советское прошлое. Нынче мы имеем дело с реалиями нашего доковидного житья-бытья. И оно кажется вполне комфортным. Тем более, что сюжетно сериал «завязан» на Москву и ее окрестности. Во всяком случае, интерьерные и натурные съемки на экране формируют ощущение вполне благополучного положения большинства действующих лиц.

Структура нынешнего телевизионного зрелища сформирована по уже десятки раз обкатанной в мировом и российском сериальном мире схеме. Главную линию «ведет» какое-нибудь одно уголовное дело, а каждая очередная серия являет публике возникающие конкретные уголовные ситуации. Их, как вы догадываедесь, и призвана распутывать адвокат Марта. А чтобы зрителям стало совсем интересно, в фабулу вводится фактор семьи. Муж Марты Дмитрий (Кирилл Кяро даже бороду отрастил для столь неожиданной роли) хочет отсудить у нее дочку, так как ему не по душе вечная занятость супруги очередными судебными процессами. Сия мелодраматическая коллизия существенно корректирует образ смелого адвоката, которой свойственны и человеческие слабости. И Ольга Сутулова в этом амплуа выглядит органичной и нестандартной героиней, которую могли бы мы ожидать в сериале с подобной событийной канвой и вполне подзатертой конструкцией, о которой уже было сказано.

Марту настигает непростое чувство влечения к обаятельному мужчине Максу (Максим Онищенко), с котороым она вступает в соответствующие отношения. Но мужчина – как на грех – оказывается…тем судьей, который и ведет тот самый «сквозной» процесс про поджог торгового центра. Интимный узел затягивается все крепче и крепче, настолько, что может сгубить обоих возлюбленных. И…Но не будем мы забегать вперед и гасить любопытство потенциальных зрителей пересказом всех восьми серий. Скажем лишь то, что авторы сериала «Спроси Марту» обхитрили нас с вами и в финальной серии первого сезона в буквальном смысле слова «ломают» жизнь героини о жесткое драматургическое колено. Правда, применяя при это хорошо знакомые по зарубежными фильмам и сериалам о судебных процессам приемы. Условно назовем их «волк в овечьей шкуре». И намекнем еще, имея ввиду судебную драму «Первобытный страх» с Ричардом Гиром и Эдвардом Нортоном.

Открытый финал восьмой серии нашего зрелища про Марту, видимо, предполагает продолжение истории о женщине, в душе которой каким-то странным обазом соседствуют страсть к работе, одержимость добиться справедливости и страстное материнское чувство, жажда счастья в совместной жизни с маленькой дочуркой. И вот это раздвоение Марты и есть источник всех фабульных перипетий нового старого телелсериала.

Второй сезон уже обещан и, по всей видимости, готов к показу. Однако почему-то Первый канал решил сделать паузу и вместо того, чтобы скушать «Твикс», его боссы решили нас вновь «порадовать» предложив смотреть вечерами по рабочим дням некоего «Бизона» с Сергеем Безруковым в роли безбашенного опера советских времен. Было бы, конечно, интересно сравнить сие зрелище с тем, о котором здесь идет речь. Но что-то подсказывает мне, что история про талантливую и целеустремленную Марту больше придется по сердцу зрителям у экранов телевизиров и компьютеров. А Безрукову же придется еще немало побегать в кадре, чтобы мы с вами увлеклись его похождениями былых времен.

Пока же ждем второго сезона. И мысленно болеем за Марту, ожидая ее возвращения в сетку вещания Первого канала.

Сергей Ильченко