Найти в Дзене

Типы токсичных сотрудников

Наш сотрудник:

Осознанный человек с внутренней референций, который соответствует ценностям компании, разделяет идеологию компании, поэтому им комфортно работать в стандартах компании.

Типы токсичных сотрудников.  Автор классификации: Смирнова А.Е.
Типы токсичных сотрудников. Автор классификации: Смирнова А.Е.

В основании этого подхода я взяла 3 критерия, которые имеют влияние на поведение сотрудника и взаимодействие с ним:

1. Эмоциональность, уровень чувствительности, ориентация на людей и взаимодействие с ним (по оси Y)

2. Напористость, энергия, активность (по оси X)

3. Лояльность сотрудника (3 круга лояльности: внутренний - лояльны и испытывают симпатию и положительное отношение,  средний - равнодушие, внешний круг - не расположен, критичен, нет ни лояльности, ни принятия, чаще общее негативное отношение к контексту и людям)

👉Подробнее о уровнях лояльности:

1. Внутренний- лояльные сотрудники - разделяют ценности компании, соответствуют мышлением стандартам и нормам компании. Даже если что-то не умеют, то с удовольствием учатся. С уважением и иногда почтением относятся к собственникам и руководителям. На них прекрасно действует похвала и критика лиц из референтной выборки (значимых людей).

2. Средний - "фиолетовые" условно равнодушные - работают для удовлетворения своих потребностей,  чаще всего финансовых. Им безразличны ценности компании. Похвала и критика не особо работают. Финансовые штрафы на них действуют,  но вызывают раздражение.

3. Внешний - "депрессивные или критичные", не лояльные. Они в принципе не очень довольны всем. Склонны критиковать многое вокруг.

⭕Если рассматривать уровни лояльности через теорию Круга Жертвы (учитывая, что мы рассматриваем токсичных сотрудников):

Внутренний круг, это жертвы чаще всего, слабые, которым нужен спасатель в виде руководителя, которого они чуть или более обожествляют. Так же это могут быть спасатели, которые получают удовольствие от своей услужливости и подчинения кому-то.

Средний круг это либо жертва с чувством безысходности и безнадежности в разной степени, которые просто делаю вид что равнодушны, прикрывая свое вечное страдание осознанно или нет.

Так же это могут быть преследователи в лёгком формате с поверхностным раздражением или презрением.

Внешний круг это только преследователи в разной степени выраженности.

👉4 основных сектора типа токсичных сотрудников:

I - сотрудники с высоким эмоциональным потоком и напором, активностью. Эти сотрудники хотят показать себя, что-то кому-то доказать, проявить свою активность.

II - сотрудники эмоциональные, но не особо активные, может даже пассивные. Для них важны эмоции, отношения.

III - сотрудники с низким уровнем эмоций и активности. Им нужны спокойствие и тишина, много активности им неприятно.

IV - сотрудники с низким уровнем эмоционильной динамики и высоким уровнем напористости и силы. Внимательны к нормам и стандартам. Хотят чётких правил и инструкций.

👉Ну и теперь пройдёмся по каждому типу отдельно:

🔷️I сектор: те у кого много и эмоций и личностного напора (силы)

1️⃣На линии лояльности: фанаты

Это сотрудники которые боготворят кого-то из руководителей.  Они пришли в компанию быть рядом со своим кумиром, склонны бездумно подчиняться. Риск у таких сотрудников заключается в том, что при малейшем разочаровании такие сотрудники переходят в категорию саботажники.

2️⃣На 2 линии: ведомые

У данных сотрудников есть и эмоциональный потенциал и достаточный уровень активности, но нет осознанного восприятия компании, поэтому они подвержены влиянию. По сути грамотный руководитель может слепить хорошего сотрудника при индивидуальном подходе. Риск с такими сотрудниками состоит в том, что влиянию они могут быть подвержены любому. Так они находятся в токсичной позиции, то могут менять свою позицию по принципу "против кого дружить".

3️⃣На 3 линии: саботажники

Про этот тип можно особо много не рассказывать,  т.к. это сотрудники, которые как будто засланные шпионы, нацеленные развалить систему изнутри.

Таких необходимо увольнять сразу же, даже если они хорошие профессионалы (в редких исключения можно с ними сотрудничать в проектной деятельности- на конкретную и ограниченную по времени работу).

🔷️II сектор: у этих сотрудников эмоций много так же как и в 1 секторе, но вот напора и силы уже значительно меньше

4️⃣1 линия: благодетели

Эти сотрудники очень хотят сделать приятное. Следовательно ждут благодарности. Ими можно пользоваться достаточно длительное время, сопровождая работу с ними необходимым уровнем удовлетворения потребности "нужности"

5️⃣2 линия: хохмачи

Лёгкое поверхностное отношение к работе, они любят чтоб было комфортно. У них мало силы и отстоять свою позицию они не могут,  даже если она у них есть.

На многие процессы они реагируют либо отшучиваясь, либо молча чуть обижаясь, отстраняются. Риск в том, что они слабообучаемы или вообще не обучаемы, зависит от базового уровня интеллекта.

6️⃣3 линия: поперечники

Этим сотрудникам доставляет кайф не слышать распоряжения, чуть нарушать правила (так не очень сильно, но погранично). Таких можно терпеть, если выгода от их работы выше.

🔷️III сектор: здесь маловато и эмоций и активности

7️⃣1 линия: услужливые

Такие сотрудники очень удобные, они соответствуют всем правилам и стандартам работы компании, частично или полностью разделяют её идеологию. На таких сотрудников не рекомендуется давить. Они предпочитают спокойную размеренную работу.

8️⃣2 линия: пофигисты

Живут на лайте (расслабленно), делают всё не особо напрягаясь. Их мало что особо волнует.

9️⃣3 линия: отстраняющиеся

Такие сотрудники склонны избегать прямых конфликтов. Весь негатив они будут выливать на сторону - и в этом их основная опасность.

🔷️IV сектор: у данных сотрудников доминирует активности, сила,  напористость, а вот эмоций маловато.

1️⃣0️⃣1 линия: причинители добра

Такие сотрудники, обладая пониманием как лучше и внутренней силой, а так же активностью, могут действовать в формате "догнать и причинить добро". Их действия могут быть назойливыми, иногда лишними.

1️⃣1️⃣2 линия: активисты

Этим сотрудникам интересно показать себя, их активность может быть не в векторе развития и философии компании.

1️⃣2️⃣3 линия: нытики

Сотрудники, которые вечно всем недовольны. Какие бы бонусы им не падали от руководства, они все равно найдут свою ложку го*на/дёгтя в бочке мёда.  Если такой сотрудник приносит много пользы, то можно воспринимать с терпением его нытье и воспринимать как данность. Если польза не значительна, то лучше расстаться.

👉Я описала примитивные виды токсичных клиентов исходя из базового эмоционального фона человека, его внутренней силы/активности и лояльности к компании. Эти виды не являются полным описанием всех возможных вариантов, так же возможны смежные типы.

Я хочу напомнить, что всегда среди сотрудников есть токсичные персонажи, поэтому сделать компанию, где все сотрудники,  особенно линейные, осознаны - утопия. Такой расклад - все сотрудники осознанные личности - возможен в компании с малой численностью.

В компаниях среднего или крупного бизнеса распределение сотрудников будет в среднем 80/20 (по закону Парето): большая часть сотрудников будут неосознаными или токсичными, меньшая часть (около 20%) осознанными  личностями.

❗Любая типология является условным делением людей на типы и группы и нужна для упрощения понимания других людей, для быстрого поиска механизмов взаимодействия и манипуляции.

Типология не навешивает ярлыков и шаблонов, она помогает структурировать огромный поток информации которые идёт нам в процессе взаимодействия с другим человеком.

✍Автор: Смирнова Анна Евгеньевна
Консультант по личностному и бизнес развитию
Кандидат психологических наук, доцент, психолог высшей профессиональной категории, аудитор корпоративной безопасности (повышение квалификации), полиграфолог – профайлер (повышение квалификации), трансформационный коуч (повышение квалификации).
Бизнес-консультант (опыт практической работы 20+ лет): консультант государственных и частных медицинских учреждений 13 лет, производственных компаний и фабрик 20 лет, отелей и ресторанов 7 лет.