В конце нулевых в России стали появляться первые смартфоны Samsung. Под впечатлением, РФ ответила поставкой в Южную Корею орбитальных космических ракет. Это, конечно же, шутка, но она не лишена оснований.
Республика Корея(та, что Южная) - достаточно скромный участник в сфере мировой космонавтики, но её усилия в освоении Вселенной всё же заслуживают внимания. Корейский Аэрокосмический Исследовательский Институт KARI, был основан в 1989 году - и этот год можно считать точкой отсчета космической программы республики.
Совершая свои первые шаги "вверх", в космос, Южная Корея полагалась на помощь других стран. Её первые спутники имели серийное название Kitsat, и они были выведены на орбиту Земли на иностранных ракетах. В частности, Kitsat-1, запущенный в 1992 году, покинул земную атмосферу на европейской ракете Ariane-4. Далее последовали Kitsat-2 и Kitsat-3, также в содействии с Европейским космическим Агентством ESA.
Параллельно, в KARI разрабатывались собственные ракетные технологии. Серия суборбитальных ракет KSR стала первым опытом страны в создании собственных средств запуска. KSR-1, представленная в 1993 году, была первым маленьким шагом, но она положила послужила тестовым аппаратом для развития более продвинутых технологий. Каждая последующая ракета этой серии была усовершенствована на основе опыта предыдущих запусков. Хотя ракеты KSR не могли вывести спутники на орбиту, их использовали для исследований верхних слоёв атмосферы и проведения научных экспериментов. Такого рода зондирующие ракеты являются достаточно стандартной практикой для начинающих ракетостроителей, и позволяют отработать необходимые технологии в малом масштабе.
Повествование о космической программе Южной Кореи было бы неполным без упоминания Ли Со-ён — первой и пока единственной корейской астронавтки, побывавшей в космосе. Её полет стал возможен благодаря содействию с Роскосмосом. Российская космическая отрасль активно поддерживала дух международного сотрудничества еще со времен советской программы Интеркосмос, и подобные дипломатические соглашения о подготовке зарубежных астронавтов, и последующей их отправке на МКС не были редкостью.
Таким образом, Ли Со-ён, стала первой представительницей Республики Корея, побывавшей в космосе. Это произошло 8 апреля 2008 года, когда она отправилась на Международную космическую станцию на борту Союза ТМА-12. Подобно астронавтам других стран, Ли Со-ён прошла жесткий отбор и многочисленные тренировки. На борту МКС она провела ряд экспериментов, и её 11-дневная миссия на обогатила корейское научное сообщество ценной информацией, а заодно повысила интерес к космосу внутри страны. Благополучное возвращение Ли на Землю состоялось 19 апреля 2008 года, и это событие стало толчком для ускорения развития национальной космической программы.
Для полноценного развития космической программы, Корее было необходимо ввести в эксплуатацию собственные ракеты-носители, способные доставить полезную нагрузку на орбиту Земли, будучи запущенными со своей территории. Не имея достаточного опыта в этом направлении, KARI нашли неординарный способ развития собственного ракетостроения. Несмотря на ряд доступных технологий, полученных во время работы над суборбитальными зондирующими ракетами, разработка полноценной орбитальной ракеты была неподъемной задачей для Кореи на момент 2010 года. Исправить ситуацию помогло очередное партнерство с Роскосмосом - с ним было заключено соглашение о совместной разработке первой орбитальной корейской ракеты.
Под "совместной разработкой" в данном контексте подразумевается, что Россия взяла на себя полный цикл работ по созданию первой ступени ракеты. Для этого были использованы мощности ГКНПЦ имени Хруничева. Если описывать этот процесс простыми словами - данное изделие было практически идентично первым ступеням российских ракет серии Ангара, которые на тот момент находились в активной разработке.
Что касается второй ступени и полезной нагрузки, то здесь российские специалисты оказали консультативную помощь, но сама реализация проекта легла на плечи корейских инженеров. На территории Кореи и были произведены все компоненты ракеты, не относящиеся к первой ступени.
В итоге эта система получила название KSLV-1 Naro. Аббревиатура KSLV расшифровывается как Korea Space Launch Vehicle, то есть "Корейское космическое средство запуска".
Технически KSLV-1 – это двухступенчатая ракета-носитель. Первая ступень разработана и произведена в России, и оснащена двигателем РД-191. По своим характеристикам Naro представляет собой ракету легкого класса. Её высота составляет около 33 метров, а максимальная грузоподъёмность – в районе 100 килограммов на низкую околоземную орбиту. Запуски этой, и всех последующих корейских ракет, совершаются с космодрома Наро, находящегося на юге страны.
Первый запуск ракеты Naro, состоялся 25 августа 2009 года, но обернулся неудачей. Второй запуск, произошедший 10 июня 2010 года, также не принёс ожидаемого результата. В обоих случаях российская первая ступень отработала штатно, а неудачи миссий были обусловлены техническими проблемами с корейской частью аппаратуры.
Третий запуск, осуществлённый 30 января 2013 года, наконец, принёс желаемый успех. Ракета успешно вывела на орбиту спутник STSAT-2C. Это было историческим событием для Южной Кореи – страна совершила первый успешный запуск (почти)собственной ракеты с космодрома на своей территории. И хотя большая часть этой системы запуска была "куплена" у российской стороны, этот полет открыл для Кореи дорогу в космос, а представители отрасли получили огромный опыт для последующих собственных разработок.
Можно по разному оценивать степень участия KARI в первом успешном выводе полезной нагрузки на орбиту с помощью Naro. Но как бы там ни было, Корейская космическая программа не остановилась на достигнутых результатах и приступила к разработке ракеты-носителя, опираясь целиком и полностью на свои собственные силы. Так родился проект KSLV-2 Nuri.
Nuri — это полностью "эндогенная" ракета-носитель, разработанная и произведенная в Южной Корее. С точки зрения мощности, она по прежнему является ракетой легкого класса, но вместо смешных 100 килограммов, она способна вывести на орбиту уже 1,5 тонны полезной нагрузки. Технически это трехступенчатая одноразовая ракета, работающая на топливной паре керосин-кислород. Первая ступень оснащена 4 жидкостными двигателями KRE-75, каждый из которых способен развивать тягу до 75 тонн силы. Габариты Nuri достигают 47 метров в высоту и 3,5 метров в диаметре, а масса полностью заправленной ракеты составляет около 200 тонн. Стоимость разработки системы оценивается в 1,45$ млрд, и для ракеты с такими скромными характеристиками это достаточно большие затраты.
История запусков новой корейской ракеты Nuri представлена тремя попытками. В октябре 2021 года состоялась первая из них, но, как и в случае со своим предшественником Naro, первый блин вышел комом. Однако, успех пришел в июне 2022 года - ракета взмыла в небо, и успешно доставила полезную нагрузку на орбиту Земли. Следующий штатный запуск, произошедший в мае 2023 года, укрепил уверенность страны в своих ракетостроительных способностях.
Как видно, Республика Корея, как и многие космические державы до неё, сталкивается с испытаниями и неудачами на своем пути к звездам. Однако каждый неудачный старт – это не просто потеря, но и возможность для обучения и совершенствования. Шаг за шагом, Южная Корея медленно, но верно, продвигается вперед, укрепляя свое место среди мировых космических держав.