1979-1984 годы
СССР
Оперативная обстановка в Белоруссии в 1976-1983 годах характеризовалась дислокацией на еётерритории важных военных объектов, интенсивными внутрисоюзными и международными грузопассажирскими, а также специальными и воинскими перевозками, что привлекало к республикевнимание спецслужб НАТО. Конкретные устремления противника отчётливо прослеживаются при многочисленных разведывательных поездках аккредитованных в Москве сотрудников-посольств капиталистических государств. Особая активность в этом плане наблюдается у резидентур разведок США и других стран НАТО. В действиях американских разведчиков фиксировались моменты, которые могли свидетельствовать о подготовке агентурных операций.
Белорусская ССР поддерживала научные, торгово-экономические и иные связи со многими государствами, что обусловливало временные выезды по различным каналам значительного количества жителей республики за границу и приезд иностранцев.
В учебных заведениях Белоруссии обучалось более трёх с половиной тысяч граждан из западных и развивающихся стран. Повышенный интерес к республике проявляли сионистские организации, которые для засылки своих эмиссаров активно использовали международный туристский обмен. Отмечались постоянные попытки зарубежных клерикальных центров активизировать деятельность католической церкви.
В 1981 году было издано указание КГБ БССР о мерах улучшения взаимодействия между оперативными и оперативно-техническими подразделениями, для более чёткой координации усилий по целенаправленному поиску вражеской агентуры. В составе первого отдела Второго управления была создана группа, постоянно анализирующая информацию об оперативной обстановке, устремлениях спецслужб противника к конкретным объектам и лицам, о возможных действиях противника по добыванию интересующих его сведений; данные о категориях советских граждан» которых разведки могут использовать при осуществлении подрывной деятельности; об ухищрениях и способах маскировки связи с агентурой и по другим вопросам, В указании чётко отражено, какие органы, подразделения (отделы), какую информацию и в какие сроки должны представлять этой группе. Например, отделы Шестого управления и УКГБ по Минской области — о приезде в Минск и область иностранных специалистов и учёных, а также об учёных и специалистах, выезжающих за границу; Пятое управление — об иностранных студентах и стажёрах, обучающихся в учебных заведениях республики. При необходимости оно добывает образцы почерков этих лиц. Соответственно был определён характер информации, направляемой Четвёртым управлением, службой «Р», ОТО КГБ БССР и другими подразделениями. Поступающая информация анализировалась и служила основой для планирования работы.
Вопросы взаимодействия различных управлений нахшли чёткое отражение в таких перспективных (на 1983—1987 годы) планах КГБ Белорусской ССР, как «Кедр-2», «Вектор-2» и «Перехват»* (борьба с разведывательной и иной подрывной деятельностью спецслужб США, ФРГ и Израиля против СССР); «Неман» (вскрытие и пресечение шпионской деятельности разведчиков-агентуристов посольских резидентур США); «Форпост» (контрразведывательная операция по срыву и пресечению разведывательной деятельности сотрудников военных резидентур США и других стран НАТО); «Магистраль» (контрразведывательное обеспечение специальных и массовых воинских перевозок по Белорусской железной дороге), «Лабиринт» (организация розыскных мероприятий на объектах транспорта и в пассажирском потоке).
В реализации большинства из них координирующая роль принадлежала Второму управлению, а работу по планам «Магистраль» и «Лабиринт» возглавляло Четвёртое управление, но полученные материалы направлялись в заинтересованные подразделения.
Так, согласно плану «Перехват» в целях сбора сведений о замыслах зарубежных сионистов и их устремлениях к Белоруссии, а также ограждения от их происков советских граждан в период временного пребывания последних за границей использовалась агентура Второго, Четвёртого, Пятого и Шестого управлений и первого отдела Комитета госбезопасностиБелоруссии, выезжающая по различным каналам в западные страны. Маневрирование агентами предусмотрено также при изучении конкретных просионистски и националистически настроенных лиц. Вторые подразделения в тесном контакте с пятыми и четвёртыми совершенствовали сложившуюся систему мер противодействия проникновению в республику израильских спецслужб и зарубежных сионистских центров по туристскому и другим каналам международного обмена. Они также осуществляли оперативный поиск среди въезжающих в СССР иностранцев зарубежных сионистских эмиссаров, чтобы пресечь и локализовать их подрывные устремления. Для обеспечения чёткой координации оперативных действий в соответствии с планом была создана рабочая группа во главе с заместителем председателя КГБ БССР.
Информационно Аналитическим Отделом совместно со Вторым, Четвёртьм, Пятым и Шестым управлениями в 1981-1984 годы были изданы обзоры об опыте работы органов госбезопасности Белоруссии по проверке советских граждан, вступавших в неслужебные контакты с иностранцами из капиталистических государств; о контрразведывательном обеспечении канала выезда советских граждан за границу; об организации изучения иностранцев на пунктах въезда и по маршрутам их следования поездами по территории республики; о профилактике негативных процессов, а также о мероприятиях по выявлению и пресечению устремлений спецслужб противника на канале научно-технического и экономического обмена.
Так, после проведения предусмотренных планом «Перехват» мероприятий от выезжавших за границу агентов «Джимми», «Джени», «Фирсовой», «Григорьева», «Анри» и других была получена ценная информация о подрывных устремлениях сионистских центров.
Реализация Вторым, Пятым управлениями и УКГБ по Минской области разработанной системы мер пресечения подрывных устремлений сионистских эмиссаров позволила вывести их на агентов органов КГБ и своевременно упредить контакты с националистическими элементами.
В 1983 году у эмиссаров из США Шелдона и Дугласа изъяты собранные во время поездки по СССР клеветнические материалы. В целях компрометации американцев опубликована статья в «Комсомольской правде».
Примером хорошего взаимодействия между Вторым и Пятым управлениями служит работа по делу оперативного учёта на студента из развивающейся страны «Юма», прибывшего на учебу в СССР по государственной линии. В результате умелых действий удалось добыть данные о связях объекта с американской разведкой. В частности, было установлено, что в июне 1976 года в стране постоянного проживания «Юма» с ним установил контакт сотрудник ЦРУ и предложил представлять за вознаграждение шпионскую информацию, на что тот дал согласие и выполнял поручения американской разведки. Перед выездом в СССР в августе 1979 года «Юм» получил задание собирать сведения о положении в нашей стране, военной подготовке студентов вузов, а также выявлять лиц, желающих уехать за границу. Полученную информацию шпион должен был излагать в письмах от имени «Джона» и направлять по подставному адресу в США.
За период учёбы иностранец направил в указанный адрес три письма и сообщил установочные данные на двух советских граждан, вынашивавших изменнические намерения, С учётом характера отношений Советского Союза со страной, гражданином которой являлся «Юм», было принято решение о его выдворении.
Агент Четвёртого управления «Николай» (подготовка его осуществлялась совместно с первым отделом Комитета по отдельно разработанному плану), находясь в течение двух лет в Западной Европе, успешно решал задачу получения ценной научно-технической информации, за что неоднократно поощрялся резидентурой КГБ СССР в стране пребывания.
* В качестве примера скоординированных мероприятий можно назвать перспективный план «Перехват» на 1982—1985 годы, из 62 позиций которого 50 предусматривают совместные действия двух, трёх и более подразделений Комитета.
(Источник: Русак В. "Сборник статей об агентурно-оперативной и следственной работе КГБ СССР 1985 №105, 107-109")