Найти тему
Истории от историка

Как древние общества защищались от умников

Конфликт умного человека с обществом имеет древнюю сакральную подоплёку.

Арабский путешественник начала Х в. Ибн Фадлан обнаружил у волжских булгар странный обычай — принесение в жертву Богу наиболее выдающихся из людей:

Если они увидят человека, обладающего подвижностью и знанием вещей, они говорят: «Этот более всего достоин служить нашему господу». Итак, они берут его, кладут ему на шею веревку и вешают его на дерево, пока он не распадется на куски.

Богу — лучшее, это понятно. Но, возможно, булгарское общество решало таким образом и собственные «человеческие, слишком человеческие» проблемы. Комментируя этот отрывок, известный турецкий востоковед Зеки Валиди Тоган пишет:

«Нет ничего загадочного в жестоком обращении булгар с людьми выдающегося ума. Оно опиралось на простое и трезвое желание среднего человека вести нормальную жизнь, избегать любого риска или приключения, в которые его мог бы втравить гений».

Ученый делает вывод, что жертву «надо воспринимать не просто как знающего человека, а как непокорного гения, нестерпимого умника». Получается, что этот обычай служит средством общественной защиты от перемен, наказанием нонконформистов и потенциальным новаторам.

У русов дела обстояли схожим образом. По свидетельству Ибн Русте, жрецы, волхвы русов («знахари») могли любому надеть на шею веревку и повесить на дереве в качестве мольбы о божьей милости. Сделав так, они говорили: «Это подношение Богу».

Перспективы общества, которое убивает самых умных своих членов, думаю, понятны всякому. Поэтому не будет преувеличением сказать, что принятие христианства (а в случае с булгарами, ислама) открыло племенам древней Руси дверь в будущее.

Обсудить в блоге автора