Найти в Дзене
Историчечная

Как "летунов" в СССР перевоспитывали

Современному человеку рекомендуют менять работу каждые пять лет. Но можно и чаще - да хоть и ежегодно. Такая мобильность призвана сделать сотрудника более эффективным, устремить его к карьерному росту и удержаться в тонусе. В СССР частые перемены мест работы не одобрялись, хотя и не запрещались законом. Человека, который не стремился закрепиться на долгие годы в рамках одного предприятия, называли "летуном". Относились к таким работникам с осуждением - он гнался за "длинным рублем" из личной выгоды, пренебрегая нуждами предприятия и государства. "Если все уйдут, то и фабрика станет". Условия острой нехватки рабочей силы в 30-е годы прошлого века приводили к тому, что люди очень часто меняли заводы и фабрики на другие - те, где была выше оплата труда и лучше снабжение. Иногда рабочий, получив аванс на новом месте, организовывал прогул - для увольнения по закону безо всяких для себя последствий. В 1932 году в удостоверении личности гражданина имелись и отметки о его трудовой деятельн

Современному человеку рекомендуют менять работу каждые пять лет. Но можно и чаще - да хоть и ежегодно. Такая мобильность призвана сделать сотрудника более эффективным, устремить его к карьерному росту и удержаться в тонусе.

В СССР частые перемены мест работы не одобрялись, хотя и не запрещались законом. Человека, который не стремился закрепиться на долгие годы в рамках одного предприятия, называли "летуном". Относились к таким работникам с осуждением - он гнался за "длинным рублем" из личной выгоды, пренебрегая нуждами предприятия и государства. "Если все уйдут, то и фабрика станет".

Условия острой нехватки рабочей силы в 30-е годы прошлого века приводили к тому, что люди очень часто меняли заводы и фабрики на другие - те, где была выше оплата труда и лучше снабжение. Иногда рабочий, получив аванс на новом месте, организовывал прогул - для увольнения по закону безо всяких для себя последствий.

В 1932 году в удостоверении личности гражданина имелись и отметки о его трудовой деятельности. У "летунов" паспорт был украшен штампами "принят-уволен" максимально.

Как воздействовали на летунов?

Во-первых, тем, что для "не летунов" создавались более благоприятные условия работы и жизни. Человек, всю жизнь трудящийся на одном месте работы, мог рассчитывать на льготы и большую пенсию. Или получать путевки в санатории в первую очередь. Особенно приветствовались трудовые династии. О них снимали сюжеты и писали заметки в газетах, такие работники пользовались уважением начальства и коллектива.

Во-вторых, постановления от 1938 года предписывали работникам предупреждать о своем увольнении за месяц. Для получения пособия при увольнении, работник был обязан проработать на предприятии не менее шести месяцев. Если "летун" успел получить жилье от предприятия, то при увольнении он его покидал.

В-третьих, "летуны" стали объектами насмешек в периодике. Журнал "Крокодил" безжалостно "подрезал крылышки летунам".

Из журнала "Крокодил"
Из журнала "Крокодил"

. Карикатура Бориса Ефимова. Изображение из открытого источника
. Карикатура Бориса Ефимова. Изображение из открытого источника

О том, как плохо быть "летуном" рассказывал детям и журнал "Мурзилка".

В одном из номеров за 1930 год имеется поучительный рассказ "Буксир".

Речь в нем идет о династии рабочих завода: дедушке мальчика Алеши - Егоре Петровиче (ему за шестьдесят пять, но работать он еще собирается долго) и папе того же ребенка, который подался в "летуны". Сергей, отец Алеши, соблазнившись двадцатью пятью рублями надбавки на новом месте, намерен покинуть родной завод. Алеша, узнав о планах родителя, решительно отказывается ходить в школу: детей, у которых отец -"летун" безжалостно стыдят. Егор Петрович советует Сергею не срамить себя и сына. "Летун" Сергей, к удовольствию семьи, остается на заводе.

Из журнала "Мурзилка", 1930 год
Из журнала "Мурзилка", 1930 год

В этом же номере приводится письмо девочки Октябрины Гамбузиной из Ленинграда.

Из журнала "Мурзилка", 1930 год
Из журнала "Мурзилка", 1930 год

Девочка Октябрина убедила отца оставаться на фабрике и не быть "летуном" за десять рублей разницы в окладе. И отец не только остается, но и подписывает контракт о работе на фабрике до конца пятилетки.