Когда я впервые услышал произведение Роберта Рождественского «Монолог женщины», то был, мягко говоря, поражен. В моей голове никак не уклыдывалось, что такое глубокое рассуждение, некое откровение одинокой женщины, смог написать именно мужчина. Стремление рассказать о том, что так беспокоит, что печалит и злит; «обнажить» всему миру свою Душу, показать и доказать, что ты живая - именно это хочет донести до нас лирическая героиня стихотворения.
Она способна ждать, она готова верить, что её «Ромео» обязательно найдет её и придет на встречу. Но встретит ли она того самого, ради которого так тщательно собиралась - неизвестно. Остается только верить в лучшее - верить, что героиня Роберта Рождественского всё же дождалась, вернее, нашла своё счастье, ибо автор оставил финал открытым: дал возможность читателю самому выбрать исход событийного ряда. В зависимости от того, каким хочется видеть концовку, задается тон прочтения ещё с первых строк, что позволяет находить в этой «Исповеди» нечто новое, сокровенное.
Немного позднее я испытал «Культурный шок» во второй раз, когда прослушал монооперу Микаэля Таривердиева «Ожидание» по мотивам того самого «Монолога женщины». Перед нами предстает уже совершенно другая история, но с таким же открытым финалом. Теперь уже героиню охватывают разные эмоции, что подтверждается сменой музыкального сопровождения. Верным компаньоном ждущей девушки является мелодия оркестра - в определённые моменты складывается ощущение, будто именно он наталкивает героиню на те или иные мысли. Единство голоса и музыки наполняют историю об ожидании совершенно другими красками: теперь мы видим чётко выраженный испуг и гнев, наблюдаем неясность мыслей и тотальный страх за своё счастье. В конце повествования героиня зовёт своего «Героя» с одной целью - чтобы он запретил быть ей одинокой. На мой взгляд, это сильно. Мольба, крик о помощи сопровождается спокойной музыкой, намекая, что это конец. Но все мы знаем, что «Конец - начало чего-то нового». Как это «новое» выразится у героини - останется загадкой, ибо каждый слушатель сам выбирает исход: положительный или отрицательный.
В прошлом театральном сезоне на сцене Музыкального театра Кузбасса состоялась премьера «Таривердиев. Ожидание». Трудно не догадаться, что в основу легла та самая моноопера, но только уже доработанная режиссёром Михаилом Сабелевым. Теперь уже одна героиня разделилась на четырёх: каждая олицетворяет определённую стадию ожидания.
Каждая из них по-своему испытывает одиночество, хранит в сердце ту тяжесть и боль, которая накопилась с годами, но в то же время все они так схожи между собой. И это видно. В конце повествования «подруги по несчастью» собираются вместе за одной скамьёй в надежде, что каждая из них сегодня встретит «своего Героя». И это случается. В финале истории к самой первой девушке прибегает её запоздалый «Ромео». И тут пазл складывается: вслед за ней своё счастье обретает и вторая, и третья, и четвёртая. И это самое счастье у каждой своё - единственное и уникальное. Благодаря уникальной задумке - размещение зрителей непосредственно на сцене, создаётся «интимная» обстановка, хранящая все секреты и откровения. Буквально рассеиваются рамки «Артист-зритель», когда всё действие расположенно непосредственно на расстоянии вытянутой руки. Важным составляющим является всё тот же оркестр: но теперь он не компаньон, а лишь усилитель эмоций той или иной девушки. Дело в том, что мы его не видим, а только слышим (его расположили, непосредственно, за кулисами).
Стоит также отметить дань уважения создателю этого великолепного произведения - вторая часть посвящена исполнению знаменитых композиций Микаэля Таривердиева, вырисовывая продолжение повествования. Уже каждая обрела душевное спокойствие и крепкое плечо рядом с собой, а значит, что теперь в жизни всё будет идти иначе, и улыбка больше не будет сползать с лица никогда. В этом году постановка приняла участие в фестивале «КУЗБАСС-Fest: Театр здесь» и была воспринята жюри на Ура! Одержит ли она победу - пока неизвестно, но я буду искренне в это верить.
Вот так можно открыть для себя много нового: например, что над всеми тремя вариациями работали мужчины. И у каждого из них получилось по достоинству передать весь спектр чувств одинокой, ждущей своего счастья женщины!