Добрый день! В одной из предыдущих публикаций про ведьм, я обратилась к вопросу о том, что говорит Библия о сожжении людей, и наткнулась на историю Иеффая - Судьи Израильского.
Сюжет меня настолько “зацепил”, что решила поделиться с вами своими размышлениями.
Сам Иеффай - сын блудницы и некоего Галаада. У него были сводные братья, которые родились от законной жены Галаада. Когда мальчики выросли, то выгнали Иеффая, как незаконнорожденного. Он, вероятно, ушел не только из дома, но и из города, поскольку поселился в земле Тов. Там стал предводителем шайки разбойников и отличался храбростью.
Тут на Израиль напали аммонитяне. Во время войны
“старейшины Галаадские” [Суд. 11:5]
пришли к Иеффаю с просьбой возглавить войско и победить врага. Изгнанник спрашивает:
“не вы ли возненавидели меня и выгнали из дома отца моего? зачем же пришли ко мне ныне, когда вы в беде?” [Суд. 11:7].
Получается, что старейшины Галаадские - это его сводные братья. А поскольку нигде не говориться, что речь идет о местности Галаад, а, наоборот, упоминается папа по имени Галаад, то, вероятно, он, мягко говоря, не самый “простой” человек в своем городе, а может и во всем колене Манассиине, к которому и принадлежал.
Старейшины отвечают, что хотят чтобы Иеффай сразился с аммонитянами и обещают назначить
“начальником всех жителей Галаадских” [Суд. 11:8].
Иеффай уточняет, останется ли он главным, если победит аммонитян. Получает утвердительный ответ и соглашается.
Его назначают начальником и вождем в городе Массифа. Это косвенно подтверждает, что “старейшины Галаадские” - не старейшины города, а подчиненные правителя Галаада.
Иеффаю очень хочется победить в войне и стать полноправным правителем. Нет, не желание освободить свой народ от завоевателей, спасти страну от разорения и сохранить жизни, руководит им. Он жаждет власти и унижения братьев, которым придется служить тому, кого они когда-то выгнали.
И вот в этой ослепленной гордыне Иеффай обращается к Богу и дает обет, что если тот позволит победить аммонитян, то он обязуется по возвращении, принести в жертву первого, кто выйдет к нему из ворот его дома:
“И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение” [Суд. 11:30-31].
Чем же завершается история? Бог выполняет свою часть договора, и победа достается Иеффаю. Он, в предвкушении ждущей его власти, возвращается домой. И тут обнаруживается, что у него есть любящая дочь, которая счастлива его возвращению и первой бежит ему навстречу.
Там на поле битвы военачальнику казалось, что нет ничего важнее, чем убивать людей по ту сторону линии фронта, и Иеффай был готов, обещал отдать все что угодно…
А теперь, вдруг, расстроился? Оказалось, что к такой жертве он не готов?
Но как бы не опечалился победитель, завет, данный Богу надо исполнять…, и Иеффай совершает сожжение:
“он совершил над нею обет свой, который дал” [Суд. 11:39].
Меня, конечно, больше всего потрясла судьба ни в чем не повинной девушки. И никакой ангел не пришел ее спасти, как это было в истории Авраама и Исаака.
Зачем эта смерть была нужна Богу, кроме как в воспитательных целях? Для демонстрации Иеффаю всей ничтожности его мечты о власти, стремления отомстить сводным братьям, желания победить аммонитян, которые, к слову сказать, напали на евреев по божественной воле, потому что те отошли от завета.
Страшная история из Священного Писания. Чему она призвана нас научить?
Во-первых, наверное, тому, что мечтать нужно аккуратно, особенно, когда желаете кому-то зла. А вдруг все исполниться, а вы и не обрадуетесь…?
Во-вторых, если замахиваетесь на договор с Богом, то будьте готовы, что он-то свою часть выполнит, а вот будете ли вы счастливы выполнить свою… - это вопрос…
Ну, и, третье, самое главное, вы уверены, что достижение вожделенной цели стоит абсолютно любых жертв?...
Возможно, я что-то упустила, и вы видите какие-то другие “смыслы” данной библейской истории. Пишите свое мнение в комментариях.
PS: Думаю, что сюжет русских сказок, в которых отец обещает чудищу/водяному/лешему дочь свою или нечто, о чем он в своем доме не знает, корнями уходит в эту библейскую историю. Например, “Аленький цветочек” С. Аксакова.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать для чтения перейдя на Карту канала