Найти тему

Готовим к ЕГЭ по литературе на уроках русского. Поэзия Ю.Визбора.

Поэзия Юрия Визбора появилась в кодификаторе ЕГЭ по литературе. А времени на изучение нет. Пригодится "урок словесности".

ГЛАВНОЕ- синтаксис и пунктуация всегда основываются на понимании смысла!!

Основная цель-добиться, чтоб ученик смог сам составить предложение о стихотворении поэта. Для этого начните урок со словарной работы. Всё это не только пригодится потом, но и направит мысль сразу в нужное русло.

Материал для словарной работы: туристско-альпинистское направление бардовской песни, истинная доблесть, преодоление несмотря ни на что, антитеза, анафора, параллелизм, контекстные антионимы, диалектика противоречий жизни; атрибуты пространства жизни героя: суровая непокорная Арктика, ледяная пропасть, кабина самолёта, подводная лодка, завьюженный перевал.

-2

А теперь приведу примеры работы с текстами Ю.Визбора.

1. Списать ( разобраться с грамматическими основами, синтаксическими связями) вставляя знаки препинания.

Всем нашим встречам разлуки увы суждены

Тих и печален ручей у янтарной сосны

Пеплом несмелым подёрнулись угли костра

Вот и окончилось всё расставаться пора

Милая моя солнышко лесное

Где в каких краях встретишься со мною

Милая моя солнышко лесное

Где в каких краях встретишься со мною

Крылья сложили палатки их кончен полёт

Крылья расправил искатель разлук самолёт

И потихонечку пятится трап от крыла

Вот уж действительно пропасть меж нами легла

Не утешайте меня мне слова не нужны

Мне б отыскать тот ручей у янтарной сосны

Вдруг там меж сосен краснеет кусочек огня

А у огня ожидают представьте меня и тебя.

1+. Объяснить выбор пунктуации с опорой на анализ синтаксиса (смыслового построения).

Например:

– Зачем вводное «увы»?- отобразить собственное отношение.

– Какая роль у тире в последнем предложении 1 абзаца?- БСП, резкая смена событий. Казалось, что всё будет длиться вечно, но всё – расставание неизбежно.

– Какой приём использован в обращении? – перифраз.(любимая названа «солнышком лесным», что создаёт образ.

– назвать ГО в предложениях 2 абзаца. Что можно сказать о синтаксисе 1 и 2 предложения (одинаковое построение) – найти соответствующий термин в словарной работе – синтаксический параллелизм.

_ Как называется приём повтора слова в начале рядом стоящих строк? – анафора.

_ Зачем тире «искатель разлук-самолёт»? -приложение (тот же перифраз), работает на создание метафоры.

+ Полный комментарий пунктуации в последнем куплете.

На что в восприятии текста играют повторы в синтаксисе и анафоры?

- создание образа, акцентирование внимания.

–Что ещё «работает» на создание яркого и в то же время субъективного образа завершённого пути и неизбежного расставания ?(см.метафоры)

–Какая метафора самая ёмкая? (пропасть, которая «меж нами легла»).

Подведение итогов, самостоятельная работа: Самостоятельно по памяти записать составленные распространенные предложения, раскрывающие роль художественных приёмов автора. Свериться и дописать.

2. Знакомство со словами песни « Ты у меня одна…» - желательно в распечатанном виде.

-3

Ты у меня одна,

Словно в ночи луна,

Словно в году весна,

Словно в степи сосна.

Hету другой такой

Ни за какой рекой,

Hи за туманами,

Дальними странами.

В инее провода,

В сумерках города.

Вот и взошла звезда,

Чтобы светить всегда,

Чтобы гореть в метель,

Чтобы стелить постель,

Чтобы качать всю ночь

У колыбели дочь.

Вот поворот какой

Делается с рекой.

Можешь отнять покой,

Можешь махнуть рукой,

Можешь отдать долги,

Можешь любить других,

Можешь совсем уйти,

Только свети, свети!

( На основе уже полученных знаний и умений) Какие приёмы повторяются? Устно раскройте их (назовите, приведите пример, объясните смысловое значение)

Какие новые появились в этом тексте?

Подведение итогов, самостоятельная работа: Ответьте на вопросы с использованием материалов словарного диктанта.

3. Прослушать песню (текст перед глазами)

-4

– Какие образы создаются в наших мыслях, в нашем видении того, что пережил автор? Какой приём помогает их созданию?

-Пусть шпилем ночной колокольни

Беда ковыряет в груди. – метафора

- По этим истертым ступеням,

По горю, разлукам, слезам

Идем, схоронив нетерпенье

В промытых ветрами глазах. - эпитет, метафора.

- Виденья видали ночные

У паперти северных гор,

Качали мы звезды лесные

На черных глазищах озер.

- Уже и рассветы проснулись,

Что к жизни тебя возвратят,

Уже изготовлены пули,

Что мимо тебя просвистят. - Олицетворение, синтаксический параллелизм.

Подведение итогов, самостоятельная работа. Составить 3-4 предложения как краткий стилистический анализ стихотворения

4. "Когда мы вернёмся..." Списать, исправив ошибки. Сформулировать основную мысль и проанализировать приёмы, которые помогли её понять.

Когда-нибудь, страшно подумать, когда, сбудется день иной. Тогда мы дружище вернемся туда, откуда ушли давно. Тогда мы пробьемся сквозь полчища туч и через все ветра. И вот старый дом открывает наш ключ, бывавший в иных мирах.

Припев: Когда мы вернемся, разлуку изъяв из груди, Мы вам улыбнемся, мы скажем, что все позади. И может удастся нам снова достичь рубежа неземного. Который легко достигался тогда, в молодые года. Тогда, в молодые года.

Обнимем мы нашихлюбимых подруг, скинем рюкзак с плеча. В знакомую жизнь, в замечательный круг кинемся с горяча. Там август вонзает как вилы лучи теплым стогам в бока. Там тянут речные буксиры в ночи на длинных тросах закат. Другие ребята за нами пойдут дальше, чем мы с тобой, А нам оставаться попрежнему тут, чтож, отгремел наш бой.

Но если покажется путь невезучь, и что на покой пора, Не даст нам покоя ни память, ни ключ бывавший в иных мирах.

-5

Люблю и когда-то хорошо знала бардовскую поэзию. Эх! Не пришлось открыть детям.. Высоцкого-да, давала.

Захотелось ещё по Кафке вам рассказать. Он был в программе при Украине. "Классно" получалось. Лет бы двадцать с плеч долой...