Поэзия Юрия Визбора появилась в кодификаторе ЕГЭ по литературе. А времени на изучение нет. Пригодится "урок словесности".
ГЛАВНОЕ- синтаксис и пунктуация всегда основываются на понимании смысла!!
Основная цель-добиться, чтоб ученик смог сам составить предложение о стихотворении поэта. Для этого начните урок со словарной работы. Всё это не только пригодится потом, но и направит мысль сразу в нужное русло.
Материал для словарной работы: туристско-альпинистское направление бардовской песни, истинная доблесть, преодоление несмотря ни на что, антитеза, анафора, параллелизм, контекстные антионимы, диалектика противоречий жизни; атрибуты пространства жизни героя: суровая непокорная Арктика, ледяная пропасть, кабина самолёта, подводная лодка, завьюженный перевал.
А теперь приведу примеры работы с текстами Ю.Визбора.
1. Списать ( разобраться с грамматическими основами, синтаксическими связями) вставляя знаки препинания.
Всем нашим встречам разлуки увы суждены
Тих и печален ручей у янтарной сосны
Пеплом несмелым подёрнулись угли костра
Вот и окончилось всё расставаться пора
Милая моя солнышко лесное
Где в каких краях встретишься со мною
Милая моя солнышко лесное
Где в каких краях встретишься со мною
Крылья сложили палатки их кончен полёт
Крылья расправил искатель разлук самолёт
И потихонечку пятится трап от крыла
Вот уж действительно пропасть меж нами легла
Не утешайте меня мне слова не нужны
Мне б отыскать тот ручей у янтарной сосны
Вдруг там меж сосен краснеет кусочек огня
А у огня ожидают представьте меня и тебя.
1+. Объяснить выбор пунктуации с опорой на анализ синтаксиса (смыслового построения).
Например:
– Зачем вводное «увы»?- отобразить собственное отношение.
– Какая роль у тире в последнем предложении 1 абзаца?- БСП, резкая смена событий. Казалось, что всё будет длиться вечно, но всё – расставание неизбежно.
– Какой приём использован в обращении? – перифраз.(любимая названа «солнышком лесным», что создаёт образ.
– назвать ГО в предложениях 2 абзаца. Что можно сказать о синтаксисе 1 и 2 предложения (одинаковое построение) – найти соответствующий термин в словарной работе – синтаксический параллелизм.
_ Как называется приём повтора слова в начале рядом стоящих строк? – анафора.
_ Зачем тире «искатель разлук-самолёт»? -приложение (тот же перифраз), работает на создание метафоры.
+ Полный комментарий пунктуации в последнем куплете.
На что в восприятии текста играют повторы в синтаксисе и анафоры?
- создание образа, акцентирование внимания.
–Что ещё «работает» на создание яркого и в то же время субъективного образа завершённого пути и неизбежного расставания ?(см.метафоры)
–Какая метафора самая ёмкая? (пропасть, которая «меж нами легла»).
Подведение итогов, самостоятельная работа: Самостоятельно по памяти записать составленные распространенные предложения, раскрывающие роль художественных приёмов автора. Свериться и дописать.
2. Знакомство со словами песни « Ты у меня одна…» - желательно в распечатанном виде.
Ты у меня одна,
Словно в ночи луна,
Словно в году весна,
Словно в степи сосна.
Hету другой такой
Ни за какой рекой,
Hи за туманами,
Дальними странами.
В инее провода,
В сумерках города.
Вот и взошла звезда,
Чтобы светить всегда,
Чтобы гореть в метель,
Чтобы стелить постель,
Чтобы качать всю ночь
У колыбели дочь.
Вот поворот какой
Делается с рекой.
Можешь отнять покой,
Можешь махнуть рукой,
Можешь отдать долги,
Можешь любить других,
Можешь совсем уйти,
Только свети, свети!
( На основе уже полученных знаний и умений) Какие приёмы повторяются? Устно раскройте их (назовите, приведите пример, объясните смысловое значение)
Какие новые появились в этом тексте?
Подведение итогов, самостоятельная работа: Ответьте на вопросы с использованием материалов словарного диктанта.
3. Прослушать песню (текст перед глазами)
– Какие образы создаются в наших мыслях, в нашем видении того, что пережил автор? Какой приём помогает их созданию?
-Пусть шпилем ночной колокольни
Беда ковыряет в груди. – метафора
- По этим истертым ступеням,
По горю, разлукам, слезам
Идем, схоронив нетерпенье
В промытых ветрами глазах. - эпитет, метафора.
- Виденья видали ночные
У паперти северных гор,
Качали мы звезды лесные
На черных глазищах озер.
- Уже и рассветы проснулись,
Что к жизни тебя возвратят,
Уже изготовлены пули,
Что мимо тебя просвистят. - Олицетворение, синтаксический параллелизм.
Подведение итогов, самостоятельная работа. Составить 3-4 предложения как краткий стилистический анализ стихотворения
4. "Когда мы вернёмся..." Списать, исправив ошибки. Сформулировать основную мысль и проанализировать приёмы, которые помогли её понять.
Когда-нибудь, страшно подумать, когда, сбудется день иной. Тогда мы дружище вернемся туда, откуда ушли давно. Тогда мы пробьемся сквозь полчища туч и через все ветра. И вот старый дом открывает наш ключ, бывавший в иных мирах.
Припев: Когда мы вернемся, разлуку изъяв из груди, Мы вам улыбнемся, мы скажем, что все позади. И может удастся нам снова достичь рубежа неземного. Который легко достигался тогда, в молодые года. Тогда, в молодые года.
Обнимем мы нашихлюбимых подруг, скинем рюкзак с плеча. В знакомую жизнь, в замечательный круг кинемся с горяча. Там август вонзает как вилы лучи теплым стогам в бока. Там тянут речные буксиры в ночи на длинных тросах закат. Другие ребята за нами пойдут дальше, чем мы с тобой, А нам оставаться попрежнему тут, чтож, отгремел наш бой.
Но если покажется путь невезучь, и что на покой пора, Не даст нам покоя ни память, ни ключ бывавший в иных мирах.
Люблю и когда-то хорошо знала бардовскую поэзию. Эх! Не пришлось открыть детям.. Высоцкого-да, давала.
Захотелось ещё по Кафке вам рассказать. Он был в программе при Украине. "Классно" получалось. Лет бы двадцать с плеч долой...