Найти в Дзене

"Запеченные дети" на Руси и при чем здесь Баба Яга: зачем в старину детей усаживали на лопату и три раза отправляли в печь

Оказывается, была на Руси традиция, когда маленького ребенка садили на лопату и отправляли в печку на пару секунд. Мать, конечно, переживала, но не сопротивлялась, потому что, «так было надо». Отсюда и появилось выражение «запеченные дети», и таких в деревнях было много, а вот почему производили такие странные действия сельские жители, и чем это могло повредить или помочь малышу, читайте в статье. Языческое или христианское Давным-давно, на Руси, появилась традиция - когда ребенок начинал болеть или капризничать, клали его на порог дома на некоторое время. Люди считали, что именно там расположено место, где живут предки и там ребенок сможет набраться сил. А почему они так считали? Ответ совсем простой — во времена язычников, умерших предков сжигали в огне, а потом засыпали полученным пеплом выемку у порога. Отсюда и появилось у него свое, сакральное значение. Не знаю, как у вас, а у нас иногда говорят, что не нужно долго стоять на пороге, потому что, помогает это лишь тем, кто живет
Оглавление

Оказывается, была на Руси традиция, когда маленького ребенка садили на лопату и отправляли в печку на пару секунд. Мать, конечно, переживала, но не сопротивлялась, потому что, «так было надо».

Отсюда и появилось выражение «запеченные дети», и таких в деревнях было много, а вот почему производили такие странные действия сельские жители, и чем это могло повредить или помочь малышу, читайте в статье.

Языческое или христианское

Давным-давно, на Руси, появилась традиция - когда ребенок начинал болеть или капризничать, клали его на порог дома на некоторое время. Люди считали, что именно там расположено место, где живут предки и там ребенок сможет набраться сил.

А почему они так считали?

Ответ совсем простой — во времена язычников, умерших предков сжигали в огне, а потом засыпали полученным пеплом выемку у порога. Отсюда и появилось у него свое, сакральное значение.

Не знаю, как у вас, а у нас иногда говорят, что не нужно долго стоять на пороге, потому что, помогает это лишь тем, кто живет в доме, а вот всем остальным может даже навредить.

Порог дома, на Руси, имел сакральное значение
Порог дома, на Руси, имел сакральное значение
Что касается, «запеченных» детей, то появилась эта традиция очень давно, уже никто и не знает точно, когда, но, опять же, во времена язычников.

Таких малышей называли еще «припеченными», а связано это было с тем, что когда ребенок начинал хворать или рождался недоношенным, его несли к большой русской печке, которая стояла в каждом доме.

Именно печка была центром любого дома, давала тепло всем членам семьи и домашним животным. Именно она была «душой» семьи и самой настоящей помощницей.

Если новорожденному или заболевшему ребенку грозила смерть, к печке шли, как к последнему огоньку надежды.

Как «запекали» детей?

Процедуру производили, либо старшая родственница в семье, либо звали местную лекарку. Считалось, что лучше всего, печка слушается главную хозяйку в доме. Мать была, как наблюдательница, а вот незамужних девушек не подпускали к этому на пушечный выстрел.

Вся задача состояла в том, чтобы аккуратно положить ребенка, закутанного в пеленки на лопату и засунуть в печку.

Разумеется, печка не должна была быть раскаленной или холодной, а нормальной теплой температуры. Как правило, процедуру производили ночью или ближе к этому времени, когда печка прогрелась, но еще не потухла.

В отдельных случаях, даже читался специальный «приговор», а саму операция нужно было проделать три раза. По окончанию, ребенка отдавали матери, и та, укладывала его спать.

Задача состояла в том, чтобы положить ребенка, закутанного в пеленки на лопату и засунуть в печку
Задача состояла в том, чтобы положить ребенка, закутанного в пеленки на лопату и засунуть в печку

Кто она: страшная ведьма или добрая бабушка?

Нужно ли говорить, что к таким языческим ритуалам церковники относились весьма отрицательно, однако, ничего поделать не могли, потому что, даже крещеные люди проделывали «запекание», если ребенку грозила смерть.

Особенно активно, оно использовалось совсем в глухих деревнях, где и храмов-то никаких поблизости не было, а люди верили в то, что добрые духи могли защитить малыша.

Удивительно, что этот обряд «продержался» до XIX века, а «запеченные» дети считались выносливыми и очень сильными.

И вот тут мысль об Иване-царевиче, который попадал к Бабе Яге и должен был, непременно, сесть на лопату, напрашивается сама собой.

Может быть, Баба Яга вовсе не была злой и не ела своих гостей?
Может быть, Баба Яга вовсе не была злой и не ела своих гостей?

Он, конечно, не малый ребенок, но в борьбе с Кощеем сил ему бы точно не помешало.

Так может быть, Баба Яга вовсе не была злой и не ела своих гостей на обед и ужин, а лишь пыталась помочь. Да и можно вспомнить сказку «Гуси-лебеди», где злая бабушка Яга хотела «запечь» Ивашку, так может быть, она его просто планировала вылечить, а не зажарить?

Любопытно, что такие традиции были не только на Руси, но и в Болгарии и даже в Богемии. Детей лечили у семейного очага.

Кстати, даже небольшой кусочек от старой домашней печки мог послужить хорошим оберегом для солдата, отправляющегося на войну или для невесты, уезжающей в чужой дом.

★★★

Спасибо что дочитали до конца!

Подписывайтесь, ставьте лайки и оставляйте свои комментарии - это очень поможет в развитии канала.👍👍👍