19 августа 2023 года российская станция «Луна-25» врезалась в Луну, оставив на внутренней кромке кратера Понтекулан яму диаметром около десяти метров. Эта авария оставила российскую программу исследования Луны у разбитого корыта.
И недавно Роскосмос опубликовал результаты работы комиссии, созданной для расследования катастрофы, которые подтверждают информацию, опубликованную рядом российских СМИ несколько недель назад.
По данным комиссии, из-за неправильной работы акселерометров системы БИУС-Л двигатель зонда проработал 127 секунд вместо запланированных 84 секунд. В результате произошедшего сбоя вместо того, чтобы выйти на орбиту с параметрами 18 х 100 километров, космический аппарат столкнулся с поверхностью Луны.
БИУС-Л (блок измерения угловых скоростей) представляет собой набор акселерометров, предназначенных для измерения, как следует из его названия, угловой скорости космического аппарата. Однако он умеет измерять и линейное ускорение тоже. Это два основных параметра, позволяющих узнать, была ли достигнута правильная скорость при маневрировании и находится ли зонд там, где он должен находиться.
Данные от БИУС-Л передаются в БКУ (бортовой комплекс управления), систему управления полётом. Этот компьютер отвечает за наведение и навигацию космического аппарата.
Комиссия считает, что в ходе манёвра снижения периастра вокруг Луны система БИУС-Л не была активирована из-за некачественного программного обеспечения, в котором недостаточно ясно была прописана очерёдность выполнения команд.
Компьютер БКУ не получал данных от акселерометров БИУС-Л и не смог заглушить двигатель после достижения запланированной скорости, поэтому зонд продолжал замедляться до тех пор, пока его скорость не стала слишком низкой для обращения вокруг Луны.
Эту ситуацию можно представить так: пилот пытается посадить самолёт в условиях полного отсутствия видимости. При этом он руководствуется только показаниями приборов. И вот в какой-то момент высотомер вдруг даёт сбой и начинает показывать одну и ту же высоту. Пилот продолжает полет, ожидая, пока показываемая ему высота уменьшится. До тех пор, пока не становится слишком поздно.
БИУС-Л построен АО «НПЦАП» имени академика Пилюгина по заказу НПО Лавочкина, головного исполнителя проекта «Луна-25».
Каждый блок БИУС-Л включает в себя три оптоволоконных гироскопа производства НПК «Оптолинк» и три акселерометра АО «НПЦАП». Учитывая свою важность, система БИУС-Л состоит из двух дублирующих приборов: основного и резервного.
В ходе полета к Луне и манёвров по коррекции орбиты инженеры по управлению зонда наблюдали, как прибор БИУС-Л самостоятельно, безо всякой причины переключался между основным и дублирующим комплектами датчиков.
Не совсем понятно правда, почему авария произошла именно во время этого конкретного манёвра, а не во время других, более важных, таких как выведение на орбиту вокруг самой Луны. Также не понятно, по какой причине бортовой компьютер не отменил манёвр и не заглушил двигатель. БИУС-Л ведь явно не выдавал никаких данных. Разве это не выглядело несколько подозрительно?
Программное обеспечение, связанное с системой БИУС-Л, вероятно, содержало ошибки. И 19 августа «Луне-25» просто не повезло.
Напомним, что перед аварией в узких кругах ограниченных людей ходили упорные слухи, что программное обеспечение «Луны-25» не было достаточно хорошо протестировано из-за нехватки ресурсов и времени. И это не вызывает никакого удивления у тех, кто знает систему работы Роскосмоса: «Луну-25» нужно было запустить во что бы то ни стало! И доложить куда следует! А долетит, не долетит - космос штука суровая. Всякое бывает.
Очевидно, что результаты работы комиссии подкрепляют эти слухи.
После аварии глава Роскосмоса Юрий Борисов подтвердил свои предыдущие заявления, сделанные этим летом до аварии о том, что Россия запустит орбитальный аппарат «Луна-26» в 2027 году, а зонд «Луна-27» (улучшенный клон «Луны-25») — в 2028.
Однако немного подумав, вероятно сходив на чай в высокие кабинеты, он внезапно принял другое решение. Теперь руководитель Роскосмоса считает, что сроки запуска этих двух зондов можно значительно сдвинуть «влево». И, следовательно, запустить их в космос раньше. По причине, вероятно, внезапного колоссального прорыва в российских технологиях. Про который он не знал, и получил эту информацию под роспись в одном из вышеупомянутых кабинетов.
Учитывая услышанное, я позволяю себе отнестись к такому подходу весьма скептически. Сейчас не гнать нужно сломя голову, в попытке перебить горькое послевкусие неудачи. И угодить кому-то там наверху. Нет! Нужно всё спокойно взвесить, многократно проверить, как следует испытать, и только потом, очень аккуратно совершить ещё одну попытку. Как делают все нормальные космические агентства.
Но кто нас послушает, в конце концов. Уверен - будут гнать. Политическая составляющая никуда так и не делась.
Здравствуй СССР. Может ты и МИР нам тогда вернёшь?
Но будем всё же надеяться на благоразумие функционеров от космоса. В конце концов я думаю так: скорее всего наша лунная программа не имеет своей основной целью понаделать на Луне побольше новых кратеров...
Ваш Сергей К.
Вам могут понравиться эти подборки: