Тема нашего сегодняшнего разговора связана со взаимоотношениями в коллективе.
Давайте попробуем ответить на вопрос, а что такое коллектив? Всегда ли группу людей можно назвать коллективом? Пассажиры в транспорте, зрители в кинотеатре, покупатели в магазине – коллектив?
-Нет.
Почему?
Да потому , что пассажиры в транспорте, зрители в кинотеатре, покупатели в магазине – не коллектив. Людей в коллектив объединяет выполнение общей задачи, достижение цели, общая совместная деятельность, общие интересы.
А школьный класс попадает под эти критерии? Можно считать школьный
класс коллективом? Почему?
Интерактивное задание «Правила поведения при буллинге»
Перед нами изображение ситуации буллинга/травли, а также вразброс даны правильные и неправильные с точки зрения психологов реакции обижаемого на действия обидчиков. Давайте попробуем определить, к какой из категорий они относятся.
Неправильно:
• спорить («Это новая кофточка, самая модная, ты просто не понимаешь»);
• отвечать тем же («Ты сама одета как с базара!»);
• угрожать («Я всё расскажу учительнице!», «Вы у меня получите!»);
• делать вид, что не слышишь, но при этом краснеть и прятать глаза;
• делать вид, что тебе смешно, если это не так, убегать и прятаться;
• плакать и жаловаться;
• бросаться в драку и вообще пытаться непременно всё это остановить.
Правильно:
• пожать плечами («Может, и так»);
• улыбнуться («Я так рад, что вам весело!»);
• перевести внимание на обидчиков («Да, я знаю, что тебе нравится так говорить»);
• задать встречный вопрос («Тебе хочется так думать?»);
• согласиться («Да, это ты верно заметил»);
• дать разрешение («Ты можешь так думать, если хочешь»).
Смысл любых правильных реакций – показать, что то, что происходит – дело тех, кто обижает, и никак не касается того, кого обижают. Поначалу обидчики могут ещё больше разойтись. Но если гнуть свою линию, им быстро надоест. Потому что на самом деле им нет никакого дела ни до внешнего вида обижаемого, ни до его качеств. Им хочется получить удовольствие от обиды другого человека и от своей власти над ним. А когда нет обиды – нет и власти, и смысла продолжать травлю тоже нет.
Иногда травля переходит все границы, и дело не ограничивается обидными словами – обидчики причиняют физическую боль, отнимают деньги, портят личные вещи, угрожают и т. п. Как вы считаете, что нужно делать в этом случае? Помогут ли в такой ситуации правила поведения, которые мы с вами обсудили?
Действительно, это уже не просто травля, это насилие, и оно запрещено законом. В этом случае следует немедленно обратиться к взрослым:
учителю, родителям и попросить о помощи. От этого не становятся «ябедами».
Ябедничать – это жаловаться взрослым по пустякам. А если речь идёт о насилии, оно должно быть прекращено, и помощь взрослых здесь необходима.
Но бывает и так, что рядом нет взрослых, к которым можно обратиться за помощью, в этом случае выходом из ситуации может стать звонок на Детский телефон доверия – 8-800-2000-122, здесь работают только высокопрофессиональные психологи, которые могут дать нужный совет,
помочь найти выход из любой ситуации.
Демонстрация ролика «Детский телефон доверия»
РАБОЧИЕ ЛИСТЫ
#буллинг #разговороважном #взаимоотношения #советниквделе