На идею этой статьи меня натолкнул Саша ЖЖитель: путешествия и авиация, предложивший в своей статье туркомпаниям не воровать фотографии, а приглашать фотографов специально для съемок.
Расскажу о нашем опыте общения с туристическими и околотуристическими компаниями. Сразу оговорюсь, мы много лет работаем с фотобанками, соответственно все наши фотографии можно вполне легально купить за стоках. Но вот слово "купить" зачастую почему-то вызывает странную аллергическую реакцию у дизайнеров сайтов и они предпочитают или стащить из сети, оправдывая себя тем, что в интернете "все колхозное, а значит ничье", или пишут удивительно жалобные письма "Мы нашли вашу фотографию на стоке/на вашем сайте/в вашем блоге. А давайте вы нам ее вот прям сейчас пришлете в полиграфическом качестве, а мы вас скажем спасибо".
Первое время я искренне удивлялась и предлагала купить фотографию через фотобанк или напрямую у меня. Потом стала предлагать вариант, предложенный Сашей - пригласите, прокатите по маршруту и у вас будет 100500 качественных фотографий. В ответ (от турфирм, ага) я слышала что-то про то, что они некоммерческие организации, у них нет денежек на покупку фото и тем более на то, чтобы нас куда-то везти, они все из себя благотворители и т.д. Главным козырем таких разглагольствований обычно является фраза: "Вы должны гордиться, что мы выбрали для сайта ваши фотографии и даже готовы указать авторство". Когда отвечаю, что моя гордость будет еще больше, если зашуршит в кошельке, почему-то обижаются и перестают отвечать.
Самый показательный пример абсолютной недальновидности за последнее время у нас получился с турпорталом Ямала. В наш последний приезд в Салехард мы зашли к ним в гости и предложили сотрудничать. Они помогают нам с передвижением по региону (мы даже не просили оплатить дорогу от Москвы, нам нужна была только помощь на месте), а мы им отдаем большой фотоархив. Товарищи обещали подумать и все.. на мои письма в ответ была тишина. Да, я знаю, с ними работал очень классный местный фотограф, но есть же закон, рекомендующий не класть все яйца в одну корзину.
Прошло три года. Уж не знаю, что у них там случилось с местным фотографом, но в результате они купили у нас почти весь тот архив, который могли бы получить, если бы откликнулись на нашу просьбу помочь. Подозреваю, что денег бы они потратили меньше.
А вообще, если честно, то мы достаточно много фотографий просто дарим. Даже тогда, когда люди готовы купить. Но дарим в тех случаях, когда я вижу, что люди либо реально занимаются благотворительностью, восстановлением памятников архитектуры (буквально на днях обратились, попросили фото из Гуся Железного), либо для экспозиций музеев (например, для музея кочевого быта в Москве) и т.д.
Но вот когда люди, делающие на туризме бизнес пытаются изображать "сиротку Хасю", бесит. Я никогда не поверю, что у подобных контор нет бюджета на оформление и поддержание сайта, на рекламу и т.д. И вот такая экономия из серии "попросим, авось разжалобим" или "украдем, авось не заметит никто", на имидж компании не работает никак, а зачастую еще и ведет к судебным тяжбам с фотографами.
P.s. желающих порассуждать на тему "а чё сложного то кнопку нажимать, за что деньги то брать?" я с удовольствием послушаю, если они покажут свои фотоработы.