Продолжая рассматривать Книгу пророка Иеремии, нужно отметить тему обличения иудеев во грехах.
В каких грехах Бог обличает их устами Иеремии?
Главных грехов, которые прогневали Бога — четыре. Как и наказания:
И пошлю на них четыре рода казней, говорит Господь: меч, чтобы убивать, и псов, чтобы терзать, и птиц небесных и зверей полевых, чтобы пожирать и истреблять; (Иер. 15, 3).
Подробно эти грехи, если Бог благословит, будут разобраны в следующих статьях.
В этой статье важно отметить то, что эти обличения пророка относятся не только к древним людям, но если эти грехи будут повторять народы в любое историческое время, то их неизбежно постигнет наказание.
Итак, самый первый великий и страшный грех — это идолопоклонство.
Как и почему избранный народ стал поклоняться идолам?
Более всего к этому приложил старание нечестивый Иудейский царь Манассия, ещё задолго до Вавилонского пленения.
Так говорит Господь:
отдам их на озлобление всем царствам земли за Манассию, сына Езекии, царя Иудейского, за то, что он сделал в Иерусалиме. (Иер. 15, 4).
О Манассии упоминается в Четвёртой Книге Царств.
Этот самый порочный царь, из всех самых нечестивых правителей Иудеи, придал идолопоклонству — достоинство государственной религии.
Он первый кто поставил истукан Астарты в храме Господнем и ввёл культ поклонения идолу Молоха, которому приносили в жертву человеческих младенцев.
По всей стране были сооружены языческие жертвенники, творились различные мерзости, в том числе пьянство и разврат, а также Манассия:
провел сына своего чрез огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников; много сделал неугодного в очах Господа, чтобы прогневать Его. (4Цар. 21, 6).
Город Иерусалим превратился в одно сплошное идольское капище: на каждой улице, в каждом дворе, в каждом публичном здании стояли истуканы и жертвенники им.
Практически царь своим указом и примером соблазнил на страшные смертные грехи весь народ Иудейского царства.
Даже если бы срок правления Манассии был коротким, он всё равно отравил бы ядом идолопоклонства души людей, а он царствовал пятьдесят лет!
За этот очень большой срок успело отравиться несколько поколений иудеев.
Пример этого царя побуждает поразмышлять о том, что наделённые властью в человеческом обществе люди, будь то:
- семья,
- корпорация,
- Церковь,
- государство,
по Божественному замыслу, обязаны иметь усердное попечение о "малых сих".
Но если глава семьи, глава корпорации, глава Церкви, или глава государства станет отклонятся от правильного пути в нечестие и совращать своих ближних, подчиненных, окормляемых, или подданных, то в конце концов последствия будут трагическими и ужасными.
Это уклонение ставит под сомнение само существование семьи, корпорации, Церкви, государства и нации.
Если осознанно и принудительно пресекаются традиционные ценности и прерывается опыт духовной жизни который должен передаваться наследственным путём от одного поколения другому, то обязательно придёт беда.
Так произошло при царствовании Манассии: выросли новые поколения, которые не знали традиции своих мудрых предков, не умели и не желали правильно чтить Бога и доверять Ему, как чтили и доверяли их деды и прадеды.
Около пятидесяти лет эти все люди воспитывались, росли и не видели примеров правильной веры. Преемственность была утрачена.
Несомненно, Господь сохранил семьи, которые остались неповреждёнными идолопоклонством, но в целом народ уже не мог плодить благочестивое потомство.
По вине царя Манассии произошла в обществе духовно-нравственная катастрофа, последствия которой ликвидировать так и не удалось.
Это исторический пример того, что от людей власть предержащих и каких духовных ценностей придерживающихся, зависит судьба народа, и государства.
И в новейшей истории России мы видели такие примеры когда преемственность поколений разрывалась и следующее поколение отрекалось очерняя прошлое…
Это произошло и после Октябрьской революции в годы гражданской войны, и после развала СССР, когда правительство внушало людям чуждые ценности.
Все знают, что легче сломать, а построить труднее, но всё равно дерзают ломать, и сложившиеся традиции, и устои, и культуру, и духовные ценности…
Можно восстановить разрушенные храмы, вернуть оклеветанную историю, попытаться исцелить человеческие души, но чтобы возродить традиции основанные на духовности и мудрости предков потребуются десятилетия стабильной жизни, направленной на восстановление, возвращение и возрождение.
Во времена всеобщей бездуховности нужны люди, которые являются угодниками и светильниками Божиими, способными сиянием своей веры, надежды и любви просветить и, исцелить народ.
В разные времена на Руси появлялись такие люди — это преподобный Сергий Радонежский и его многочисленные ученики, митрополит Алексий Московский, преподобный Александр Свирский, святитель Тихон Задонский, преподобный Серафим Саровский, Оптинские старцы, преподобный Серафим Вырицкий и многие другие.
Но во времена царствования Манассии произошла такая страшная катастрофа, что даже такие пророки Божии, как Исаия и Иеремия не смогли исцелить народ от духовной порчи.
Люди слушали пророков и не понимали Слов Божиих, не понимали, что от них требуется, не могли поверить в невидимого Бога и не способны были покаяться.
Ни грозное войско царя Вавилонского, ни падение Иерусалима и разрушение храма Господня, в одночасье не отрезвило народ — они не исправились и не восстановили с Богом Завет, который дан был их предкам.
Понадобилось семьдесят лет жизни в плену, семьдесят долгих лет духовно напряжённой, покаянной жизни, сопряжённой с появлениями в народе высокодуховных священников и глубоко верующих народных вождей.
И только, через такое Божие наказание (епитимью), народ смог навсегда избавиться от поклонения демонам и вернуться в Землю Обетованную.
Пишите в комментариях, что вы думаете по этому вопросу.
Чтобы канал "Духовные посевы" мог развиваться и сеять зерна веры православной, подписывайтесь и ставьте "палец вверх".
Читайте предыдущую статью автора: Кара Божия — это проклятие и смерть, или исцеление и спасение?