Ханты - это коренной малочисленные народ России, принадлежащий к финно-угорской группе и разговаривающий на обско-угорском языке - хантыйском.
Ханты прошли точно такой же путь, что и манси. В VI - V тысячелетии до н.э. финно-угорский народ вытеснили со степи и лесостепи, поэтому они пошли на север, на Обско-иртышский бассейн, где, в последствие, разделились на мелкие группы народов (III - II тысячелетие до н.э.). Тем самым, появились ханты и их ближайшие родственники - манси. Сами ханты окончательно сформировались по этногенезу благодаря смешиванию угорских народов и местных аборигенов в низовьях Оби, примерно в I тысячелетии до н.э. После этого появилась Усть-Полуйская археологическая культура (IV век до н.э. - II век н.э.). При объединение различных племён хантов под разными князьями, появились такие княжества как Кодское (1400-е - 1643 гг.), Казымское (к. XIV в. - 1593 г.) и Обдорское (к. XIV в. - 1609 г.). Можно отметить, что хантыйских княжеств было меньше, чем мансийских, но они были не слабее.
До XIV в. хантов именовали югрою, а уже ближе к этому же веку стали звать остяками. За период X - XIII вв. ханты смешивались с русскими и татарами из тех, кто приезжал к ним торговать, а кто-то и воевать. Параллельно с этим были установлены связи с Волжско-Камской Булгарией со стороны как русских, так и хантов. По новгородским летописям можно сказать, что торговля шкурками с югорской землёй активно происходила в XIII - XV вв. А уже в XV - XVI вв. у хантов начали образовываться племенные объединения - княжества. Основным городов остяков можно назвать Самарово на реке Иртыш.
Конфликт между Сибирским ханством и Русским царством спровоцировало двоякое отношение хантов к самой ситуации. В 1552 году Казань была присоединена к Русскому государству и, тем самым, у двух враждебных стран появилась общая граница. Ну, а ханты до 1580-х гг. платили дань Сибирскому ханству и были под его подданством, но поход Ермака Тимофеевича всё изменил. Часть остяков воевало на стороне ханства, а другая часть заняла нейтральную позицию и продолжила вести активную торговлю с новгородцами, поморами (которые уже осели в низовьях Оби, где находилось Обдорское княжество) и, в целом, с русскими крестьянами и помещиками.
Обдорское княжество
Стоит отдельно рассказать о хантыйских княжествах и первое из них - это Обдорское. Располагалось оно на территории современного Ямало-Ненецкого автономного округа, в самом устье реки Оби. Столицей была Пулноват-вош, современный Салехард. А население состояло не только из хантов, но и ненцев, поэтому два основных языка были хантыйский и ненецкий. Из религиозных мировоззрений, в разные периоды, выделяют шаманизм, язычество и православие.
Первое упоминание Обдорского княжества происходит в берестяной грамоте №365, примерно 1340 - 1360-е гг. Отсюда и ведётся отсчёт существования государства, но выдвигаются предположения, что оно появилось на столетие раньше. Причиной этому может быть достоверно известный конфликт в 1364 году между остяками и отрядом новгородского воеводы Александра Абакумовича. В целом, можно отметить, что обдорские ханты долгое время сопротивлялись попыткам новгородцев закрепиться в низовьях Оби, сами остяки допускали только торговлю.
В н. XV в. Обдорское княжество становилось всё более похоже на государство, у них был глава объединения, аристократия, торговля, союзники и враги. Союзником обдоров было Ляпинское княжество, а врагом Кодское княжество, они ни раз сталкивались с последними из-за набегов кодичей на обдорскую землю. В 1470-1480-х гг. Обдоское княжество присягало на верность Тюменскому ханству и начало помогать другим югорским княжествам бороться против Москвы. Но чуть позже, в 1500-е гг., Обдор признал протекторат Московского княжество. Князь Иван III Васильевич был настолько доволен этим событием, что даже вписал в свои титулы "князь Обдорский". Продолжительное время обдоры и русские жили в мире, но в 1563 году обдорский князь признал зависимость от Сибирского ханства и попросил помощи у Кучума в борьбе с набегами Кодского княжества.
Но уже в 1580-х, когда Ермак Тимофеевич с казаками разбил отряд Кучума и власть последнего пала, Обдорское княжество вернулось обратно под московскую власть и старалась не вступать в конфликты с русским войском. В 1585 году Обдор окончательно подтвердил свою зависимость от Русского царства. Чуть позже, в 1593 году, московско-кодские отряды нанесли поражение обдорскому княжеству. В итоге, на месте городка Сумгут-ваш был основал Берёзовский острог, а соседних манси и хантов приписали к нем, то есть выплаты ясака и службу русскому царю осуществлять туда. Кодские ханты были большими союзниками Москве, чем обдорские, поэтому вместе с кодичами русские брали в плен обдоров, приходили к ним в города и проводили сбор ясака. В 1595 году на месте столицы Пулноват-вош русские основали Обдорский острог, будущий Обдорск, будущий Салехард.
В 1600 году обдорский князь Василий организовал засаду мангазейской экспедиции Мирона Шаховского, которая прошла успешно. Тем самым, обдоры снова овладели большей частью своих земель, но это продержалось недолго. Между тем, в 1601 году московский царь Борис I официально признал правителем всей Обдории до берегов Ледовитого океана Василия, наказав ему владеть и собирать ясак со всех обдорских городков и передавать его государю. При благоприятных отношений между Обдором и Москвой, на что свидетельствует жалованная грамота дозволяющая сыну Василия Мамруку право наследования от своего отца княжеского управления, в 1605 году Мамрук выступил против русского царя и проиграл. Москва особо не отреагировала на выпадки обдоров, но усилила соседние земли отрядами. И в 1607 году Василий с ляпинскими и сургутскими хантами, пелымскими манси снова выступили против московского царя и устроили заговор. 2 тысячи воинов остяко-вогулов взяли Берёзов, но, союзник Москвы, кодский князь Онжи Юрьев восстание подавил, а всех князей, которые участвовали в заговоре, казнили. Мамрук, сын Василия, сохранил за собой титут князя, не смотря на свои выходки против русского царя. Довольно удивительное явление бездействия власти касательно своих подчинённых, когда они постоянно выступают против царя. Но тут, также, важно учитывать, что за период происходил в Москве - Смутное время. В стране идёт активное брожение, глава государства сменялся частно и поэтому контролировать территорию, недавно присоединённую, было сложно. Так, в 1609 году Мамрук собрав обдорские и ненецкие отряды в союзе с кодской регентшей Анной Пуртеевой, при поддержке кондинских, сургутских хантов и тобольских татар восстал против русского царя во всей Югорской земле, но не смотря на большую численность воинов и князей им не удалось получить независимость.
Теперь они подчинялись полностью Русскому царю, а подтверждается это принятием крещением обдорских князьков и хантов. Вместе с ними, в принципе, пошли и остальные остяко-вогулы, и самоеды (ненцы). В 1620-е происходили мелкие столкновения не желавших принимать крещение, а некоторые ханты и манси стекались в резиденцию к Мамруку. В итогу, в 1631 году обдорский князь смог подтолкнуть ненцев к нападению на Мангазею, всё мероприятие прошло успешно для самоедов и русским был нанесён значимый ущерб. Русские и их союзники среди остяков смогли дать отпор Обдору и ненцам, но сыновья Мамрука - Молик и Ермак (иронично), продолжали бороться с русской короной. В 1662 - 1663 гг. Ермак Мамруков был повешен после попытки заговора. В 1679 году обдорский князь, сын Молика, Гинда получил право от Фёдора III обращаться напрямую к Москве в обход Тобольского воеводы. И позже сын Гинды, Тайша, стал родоначальником обдорских князей Тайшиных. И при правлении Петра I, как и с манси, в Обдорском княжестве пошло насильственное крещение остяков и самоедов, для местных это стал новый виток войны, после чего происходило множество столкновений между хантами с ненцами и русскими отрядами и священниками.
Кодское княжество
Ещё одно хантыйское княжество - это Кодское. Первое упоминание засвидетельствовано на начало XV в., но конкретных событий не отмечено. Располагалось объединение между устьями притоков Оби - Иртыш и Казым, ныне Октябрьский район ХМАО-Югры. В княжестве было множество укреплений вдоль реки Оби, позволяющих защищаться от соседних набегов, а столицей считался городок Шоркар.
В 1483 году великий князь Московский Иван III, воспользовавшись победой на Угре в 1480 году, послал войско во главе с Фёдоров Семёнович Курбским и Иванов Ивановичем Салтиковым-Травиным для покорения Югры. Кодское княжество для русского князя стало подарком, оно имело противников в лице Пелымского, Кондинского и Табаринского княжеств. После недолгого сопротивления кодские князья признали власть Москвы, когда князя Молдана и его сыновей взяли в плен, а князю Пыткею, родственнику Молдана, пришлось ехать к московскому князю и вытаскивать их из плена, где и была признана зависимость. Но в 1484 - 1485 гг. Молдан с пелымскими и кондинскими манси выступил против Перми, Выми и других земель Русского государства и оно прошло успешно. В 1499 году на Югорскую землю пришло около 5000 русских воинов ("человек") во главе с Курбским для подчинения местного населения. Молдан недолго сопротивлявшись понёс тяжёлое поражение. Русский царь восстановил свою власть и наладил торговлю с этой землёй. После ухода московских людей, кодский князь начал наращивать мощь и набирать воинов, но торговлю с Москвой не прекращал. Некоторое время Кода не проявляла прямых враждебных намерений против московского князя, поскольку старалась достичь уровня Пелымского княжества и обогнать одного из своих основных соперников среди остяко-вогулов. По итогу, Кодское княжество нашло нового "союзника" и признала над собой власть Сибирского ханства. Долгое время для Коды всё складывалось благоприятно, русские воины обходили княжество и прямых столкновений не происходило, а ханство усиливало торговые отношения.
В 1583 году кодский князь Алач (династия Алачевых), после победы Ермака, решил воспользоваться этой ситуацией и дождался когда мелкие княжества Демьянское и Цингальское, и мансийское объединение Белогорское проиграли Русскому царству. Кода заключила военный союз с казаками Ермака и в дальнейшем царская власть ратифицировала союзный договор. Тем самым, между Кодским княжеством и Москвой возникли вассальные отношения. Это первый остяко-вогульский князь, который заключил договор не на ясачную повинность, а на несение службы русскому царю. Алач выставлял на службу русским до 300 лучших воинов из 13 городков княжества. Они совместно с воинами Москвы сражались против других княжеств и государств, ходили за солью, в походы, несли караул и выполняли роль гонцов. Но на этом роль Коды не закончилась, служилые участвовали в строительстве укреплений, городов и мелких судов - за это они получали из казны хлебный пай, а князья - денежные оклады. В целом, кодские люди стали наравне с русскими на новоприсоединённой земле, роль, функции и обязанности почти были те же. Благодаря этому, Кодское княжество получала земли соседних княжеств, которые проигрывали Русскому царству, также князь Алач был лоялен к строительству христианских храмов на своей земле.
В 1584 году кодские войны участвовали с русскими в походах против Пелымского и Кондинского княжеств. Но в 1585 году выступил против Ермака Тимофеевича на стороне Кучума и проиграл, на 1586 год Кода снова находилась под русской властью. В 1593 году сын Алача, Игичей, выступил с русскими против Обдорского княжества, где кодичи получили большую выгоду, забрав добычи. Ещё раз проходили совместные походы против Конды и Пелыма. Манси проигрывали объединённым войскам и некоторые их князья попадали в плен. Пользуясь союзом с Москвой, Кода некоторое время разгробляли Кондинское княжество. И уже в XVII веке Кода шла нога в ногу с Москвой, куда они походом туда и кодский князь, Игичей получил грамоту на сбор ясака с соседних земель 18 февраля 1594 года. Некоторые даты из истории Коды:
- 1602 год - кодичи победили Кичея, князя Малой Пегой Орды;
- 1607 год - подавление Обдорского князя Василия;
- 1609 год - подавление восстания княгини Анны Пуртеевой;
- 1617 год - участие в завоевание тунгусов и строительстве Маковского острога;
- 1619 год - участие в походе на Енисей и возведении Енисейского острога;
- 1620 год - участие в поимке ссыльных, которые безжали из Русского царства через Урал;
- 1627 - 1630 гг. - последнее участие Коды в военном походе против тунгусов;
- 1636 - 1637 гг. - междуусобный конфликт внутри княжества;
- 1643 год - последний кодский князь Дмитрий Михайлович Алачев был приглашён в Москву, где и остался, получив дворянский титул. А Кода перестала существовать.
И немного о Казымском княжестве
Основание Казымского княжества восходит к к. XIV в. и являлось полностью хантыйским. В состав объединения входили такие городки: Казым-вош (столица), Мазан-вош, Кель-Чикар, Хуллор-вош, Вут-вош и Вангр-вош. И почти самого начала находилось под влиянием Сибирского ханства.
С 1500 года Казым ввёл войну против московского князя, по началу происходили небольшие столкновения, торговля шла затруднительно, а отношения с соседними княжествами не были ни хорошими, ни плохими. В 1557 году Русское царство требовало от казымского князя Певгея платить ясак в казну, но царь получил отказ. В 1563 году Певгей признал власть Кучума, но как и остальные остяко-вогульские объединения, после поражения Сибирского ханства от войск Ермака Тимофеевича в 1582 году, стал признавать власть Русского царства. В 1585 - 1586 гг. воевода Иван Мансуров пошёл наступлением на север княжества и победил. В том же, 1586 году, новый князь Сенгеп снова признал власть Русского государства над своим княжеством. Он был обязан платить ясак в город Вымь и не противодействовал христианству. А уже в 1593 году после основания Берёзовского острога, захвата Казым-вош русскими, Казымское княжество потеряло свою независимость и перестало существовать. Казымские ханты не исчезли и продолжили жить в прежних традициях, в XVII веке они вели торговлю с лесными ненцами. Русские их не трогали, а ханты в свою очередь платили исправно ясак. Так, закончило существование одно из остяцких княжеств, самая ранняя потеря независимости от Русского царства.
В XVII - н. XVIII вв.
В XVII веке хантыйские княжества и племена, как и манси, долгое время боролись с попытками Русского царства крестить их. Происходили столкновения, велись боевые действия и восстания. Местные князьки старались поднимать людей как только приходили русские священники или воины. И только кодские ханты принимали православие с первой половины XVII века, они стали первопроходцами к новому богу. В целом, по степени как сдавались остяцкие князья на север приходили тобольские епископы с целью крестить хантов и манси. Крещение стало основной деятельностью Русского царства на новой земле.
В н. XVIII века с указом Петра I "О добровольном крещении иноверцев" и реформы об отмене патриаршества в России, вроде бы всё должно было наладиться на Югорской земле, но тобольский митрополит Филофей Лещинский и некоторые епископы не были согласны с новым указом царя. Филофей решил собрать группу единомышленников и выдвинулся из Тобольска на север, где уже "добровольно-принудительно", а именно насильно крестил местное население, что в свою очередь вызывало недовольство. Уничтожение хантыйских традиционных предметов быта, язычества и шаманизма вызвало серьёзную обиду. Многие остяки, которые принимали нового бога без сопротивления, проявляли агрессию к священникам за сожжение может уже не религиозных, но просто привычных и традиционных вещей северных народов. В 1723 году у хантов и манси сносили идолов, уничтожали болванки и местные реликвии.
И таким образом, ханты к 1725 году приняли власть Российской Империи, с маленькими очагами недовольства. Нельзя сказать, что присоединение проходило мирно, но для некоторых остяков это было действительно мирное принятие русского царя, на что нам могут указывать свидетельства о Кодском княжестве. Через множество мятежей, восстаний и войн Югорская земля стала русской. Хоть царь и император Пётр I давал право местным на добровольное крещение, их мало кто спрашивал, хотят они принимать православие или нет. Так, к смерти Петра Россия стала империей и расширила состав своего населения.
Если хотите читать больше статей и постов об истории России и Мира. То подписывайтесь на этот канал и другие социальные сети! Буду благодарен за поддержку.
Автор: Горшков И.С.
Литература:
- Славянская энциклопедия XVII век. Ханты. URL: https://books.google.ru/books?id=FLzQzmb9s5AC&pg=PA557&dq=остяки&hl=ru&ei=j_AqTcjKDYfMswbQmOy_Ag&sa=X&oi=book_result&ct=result&redir_esc=y#v=onepage&q=остяки&f=false
- Сибирская заимка. Поход 1483 года. URL: http://zaimka.ru/maslyuzhenko-1483/
- Л.Р. Кызласов. Письменные известия о древних городах в Сибири. URL: https://nbdrx.ru/pdf/bx00000159.pdf
- С.У. Ремезов. Хорографическая чертёжная книга Сибири. URL: http://books.e-heritage.ru/book/10082809
- Федпресс. Кто такие ханты и что мы о них знаем? URL: https://fedpress.ru/article/3111689
- Большая российская энциклопедия. Ханты. URL: https://bigenc.ru/c/khanty-87a55a
- А.Н. Волкова и В.Н. Соловар. Краткий русско-хантыйский словарь. URL: https://ouipiir.ru/sites/default/files/docs/989-1826.pdf
- Большая энциклопедия народов. Ханты. URL: https://books.google.ru/books?id=QSNaCwwlFa8C&pg=PA556&dq=ханты&hl=ru&ei=ZPcqTajzDoLIswasnvTfAg&sa=X&oi=book_result&ct=result&redir_esc=y#v=onepage&q=ханты&f=false
- Материалы к истории Кондинского троицкого монастыря в XVII в. Ханты и манси. URL: https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVII/1660-1680/Materialy_Kand_monast/pred.htm
- ВКонтакте. Фото альбом хантов. URL: https://vk.com/album-155546952_289455258
- Берестяная грамота №365. Обдор. URL: http://gramoty.ru/birchbark/document/show/novgorod/365/