Эмерсон Фиттипальди служит вехой в истории автоспорта – с его приходом в Формулу-1 завершилась эра романтичных шестидесятников, и начался этап высоких технологий. Бразилец, стремительно ворвавшись на гоночный олимп, сумел несколько лет оставаться одним из лучших пилотов, но затем неверное продолжение карьеры низвело его в аутсайдеры.
Фиттипальди дебютировал в Формуле-1 в 1970 году в составе команды Lotus. Финиш в первом Гран-При и очки во втором подтвердили талант бразильца. В Италии вся команда пережила тяжелый день, когда разбился первый номер «конюшни» — Йохен Риндт. Колин Чепмен снял с гонки своего второго пилота, и Lotus пропустил этап в Канаде.
Возвращение в гонки получилось успешным. Эмерсон одержал первую победу, опередив соперников в Гран-При США. И это всего год спустя после переезда в Европу! Неудачная гонка Жаки Икса означала, что Йохен Риндт посмертно выиграл чемпионат мира…
Следующий сезон молодой бразилец начал в роли первого пилота команды. Его напарником был швед Рейне Виселль. Lotus не мог конкурировать с Tyrrell и Джеки Стюартом. Максимум чего смог добиться Эмерсон – шестое место в чемпионате мира 1971 года. Причинами не самых ярких выступлений служат ненадежная 72-я модель Lotus и дорожная авария самого Фиттипальди.
Доведя до ума автомобиль, команда вернулась на вершину. Бразилец выиграл первую европейскую гонку – в Испании, после чего стал основным соперником действующего чемпиона мира – Стюарта. Шотландец одержал 4 победы и набрал 45 очков, Фиттипальди 5 раз пересекал финишную линию раньше всех и завоевал 61 очко. Причем Эмерсон стал чемпионом мира за два этапа до окончания сезона, в злополучной Монце.
Дубль в 1973 году не получилось сделать во многом из-за острой конкуренции внутри команды. Если не брать в расчёт самые первые гонки бразильца, то у него не было по-настоящему быстрых напарников. Все изменилось, когда Чепмен пригласил Ронни Петерсона. И хотя формально швед обязан был помогать Фиттипальди в защите титула, на деле соперничества между столь несхожими пилотами было чересчур много. Петерсон девять раз стартовал с поул-позиции в том сезоне, начисто переиграв в этом компоненте своего напарника, которому удалось завоевать всего 1 поул и одержать на 1 победу больше.
Во время Гран-При Италии шедший первым Петерсон не стал пропускать бразильца, который уже потерял шансы на второй титул подряд. Это и послужило причиной ухода Эмерсона в команду Texaco в 1974 году.
Сезон прошёл в очень упорной борьбе: семь пилотов из пяти команд побеждали в Гран-При, а перед последней гонкой шансы на титул имели сразу трое пилотов. Интересно, что ни один из них (Эмерсон Фиттипальди, Клей Регаццони и Джоди Шектер) не был на первых ролях в заключительной гонке. Победу в Гран-При США 1974 года одержал пилот Motor Racing Developments. Ну а пришедший четвертым к финишу бразилец заслуженно завоевал чемпионский титул во второй раз.
В следующем году соперники из Ferrari сократили отставание, и Ники Лауда выиграл титул. Но Эмерсон с боем уступил своё звание. Австриец был неподражаем в квалификациях и выиграл пять Гран-При. Бразилец выступал не так ярко, но не менее надёжно. Все же титул он проиграл, но это был не повод отчаиваться. Четыре года подряд Фиттипальди занимал одно из двух первых мест в чемпионате мира, был двукратным чемпионом мира и все это в 29 лет!
Но тут Эмерсон делает решительный, и губительный для своей карьеры, шаг в сторону – он уходит в команду своего брата, Вильсона Фиттипальди. Сейчас можно смело заявить, что у команды Copersucar Fittipaldi не было шансов удержаться в жестоком мире больших гонок. Атмосфера была домашняя в худшем смысле этого слова. Формально руководителем был Вильсон Фиттипальди, но в дела команды постоянно вмешивался отец братьев, знаменитый бразильский журналист Вильсон Фиттипальди-старший. Два высших титула не могли помочь – требовалась кропотливая работа над настройками, а Эмерсон был человеком эмоциональным. Он мог выдать результат на не самой лучшей машине, но вдумчивая работа по совершенствованию техники была не для него. Тогда всё выглядело не столь мрачным, хотя переход бразильца удивил многих.
За все годы, что Эмерсон провёл в «семейной» команде, которая успела сменить название на Fittipaldi после ухода из неё главного спонсора (компании Copersucar) он растерял славу молодого и удачливого пилота, превратившись в одного из многих претендентов на очки. Были, конечно, и приятные моменты. В Гран-При Бразилии 1978 года Фиттипальди финишировал вторым, проиграв лишь Карлосу Рёйтеманну из Ferrari. Торсида чествовала своего соотечественника, как победителя чемпионата мира. Но тот успех не стал правилом для команды. Уже в следующем году бразилец набирает лишь одно очко за весь сезон.
В 1980 году Эмерсон Фиттипальди еще раз финиширует на подиуме и в конце сезона завершает свою карьеру в Формуле-1, оставаясь лишь одним из руководителей команды Fittipaldi вплоть до её расформирования в 1982 году.
Если Вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Еще больше информации Вы найдете на сайте F1PADDOCK.RU