Найти в Дзене
VarТехник

Этот «Абрамс» прошлого лучше современных танков США

Оглавление

Как много модернизаций танков «Абрамс» вы знаете? Я могу назвать 12, все из которых серийные. Правда, сюда не входят танки с пакетом TUSK. Из прототипов вряд ли кто-то вспомнит что-то кроме M1 Block III и M1 Abrams X. Я же могу рассказать о старом «Абрамсе», которые превосходит оба ранее указанных прототипа.

Проект ADT

В 1993 году, Пентагон хотел собрать все передовые разработки для бронетехники, только не в формате «если бы да кабы…», а реализовать их в классическом виде для серийных ОБТ. В 80-е годы уже был не очень приятный опыт с M1 Block III, который хоть и был передовым, но его стоимость и низкая надёжность агрегатов боевого отделения, плюс развал СССР определили дальнейшую судьбу первого «Абрамса» с необитаемой башней.

Согласно проекту ADT, инженерам предстояло оснастить серийный M1A2 новейшими системами, который можно в кротчайшие сроки испытать и запустить если не в массовое, то хотя бы в серийное производство. Итогом стал M1 CATTB. Эту аббревиатуру можно перевести как компонентный испытательный стенд передовых технологий. Примечательно, что на этом прототипе всё-таки использовали броню с обеднённым ураном второго поколения.

-2

M1 со 140 мм пушкой

M1 CATTB отличался в первую очередь своей башней и орудием. Вместо классических 4-х членов экипажа, для управления требовались 3. Обязанности заряжающего выполнял конвейерный автомат… Решение было вынужденным, в связи с использованием экспериментального орудия XM291 в калибре 140 мм. Длина боеприпасов была сопоставима или больше 120 мм при увеличенном весе, с которым даже физически сильный и тренерованный танкист уже не справлялся.

Интересно и то, что M1 CATTB имел самую слабую броню по нормали в сравнении с серийными M1A2 – 310 мм ширина полости для композита против 500 мм при неизвестной толщине внешнего и тыльного листа брони. Однако, испытания бронированного макета башни показали высокие защитные свойства против снарядов Т-72М1 (справедливости ради, это были 3БМ18 или 3БМ22).

-3

Кроме пассивной брони, был прототип с КАЗ-ом Soft Kill американской разработки, правда о его эффективности информации практически нет. Из других нововведений хочу отметить замену газотурбинного двигателя AGT-1500 на дизельный Cummins XAP-1000 мощностью 1 450 лошадиных сил. При прочих равных, дизельный агрегат отличался экономичностью не только в сравнении с AGT-1500, но и другими дизельными агрегатами своего времени благодаря переработанным выпускным коллекторам и турбонаддуву. Благодаря ему, от части, удалось поднять мощность двигателя до 1 450 лошадей. Разумеется, переработка отвода выхлопных газов и турбирование мотора не могло положительно сказаться на температурном режиме. Из-за этого, для M1 CATTB пришлось принципиально переработать систему охлаждения.

Недостатки M1 CATTB

Новый проект пусть и был сделан на основе серийного корпуса, но не мог обойтись без недостатков. В частности, военные отметили сократившийся боезапас, который составлял не 40 боеприпасов, а около 20-24. К тому же, новый дизельный двигатель не отличался надёжностью в сравнении с немецким аналогом на Leopard 2 и тем более газотурбинным AGT-1500. К недостаткам записали даже броню, так как уменьшение габарита при сохранении состава композита не могло дать увеличения даже при всей инновационности прототипа.

-4

Итог

M1 CATTB, он же «Абрамс» со 140 мм пушкой превосходит все существующие серийные танки и прототипы благодаря своему вооружений. В остальном, его плюсы заканчиваются. Дизельный двигатель оказался ненадёжным и сложным, броня уступала современникам (1993 год разработки), вместимость боезапаса сократилась почти вдвое, а размеры и масса увеличились. В прочем, Пентагон добился своего – они поняли, какие из передовых технологий стоит внедрять, а какие нет. Только есть одно НО – производство танков «Абрамс» свернули с 1996 году.

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.