Как много модернизаций танков «Абрамс» вы знаете? Я могу назвать 12, все из которых серийные. Правда, сюда не входят танки с пакетом TUSK. Из прототипов вряд ли кто-то вспомнит что-то кроме M1 Block III и M1 Abrams X. Я же могу рассказать о старом «Абрамсе», которые превосходит оба ранее указанных прототипа.
Проект ADT
В 1993 году, Пентагон хотел собрать все передовые разработки для бронетехники, только не в формате «если бы да кабы…», а реализовать их в классическом виде для серийных ОБТ. В 80-е годы уже был не очень приятный опыт с M1 Block III, который хоть и был передовым, но его стоимость и низкая надёжность агрегатов боевого отделения, плюс развал СССР определили дальнейшую судьбу первого «Абрамса» с необитаемой башней.
Согласно проекту ADT, инженерам предстояло оснастить серийный M1A2 новейшими системами, который можно в кротчайшие сроки испытать и запустить если не в массовое, то хотя бы в серийное производство. Итогом стал M1 CATTB. Эту аббревиатуру можно перевести как компонентный испытательный стенд передовых технологий. Примечательно, что на этом прототипе всё-таки использовали броню с обеднённым ураном второго поколения.
M1 со 140 мм пушкой
M1 CATTB отличался в первую очередь своей башней и орудием. Вместо классических 4-х членов экипажа, для управления требовались 3. Обязанности заряжающего выполнял конвейерный автомат… Решение было вынужденным, в связи с использованием экспериментального орудия XM291 в калибре 140 мм. Длина боеприпасов была сопоставима или больше 120 мм при увеличенном весе, с которым даже физически сильный и тренерованный танкист уже не справлялся.
Интересно и то, что M1 CATTB имел самую слабую броню по нормали в сравнении с серийными M1A2 – 310 мм ширина полости для композита против 500 мм при неизвестной толщине внешнего и тыльного листа брони. Однако, испытания бронированного макета башни показали высокие защитные свойства против снарядов Т-72М1 (справедливости ради, это были 3БМ18 или 3БМ22).
Кроме пассивной брони, был прототип с КАЗ-ом Soft Kill американской разработки, правда о его эффективности информации практически нет. Из других нововведений хочу отметить замену газотурбинного двигателя AGT-1500 на дизельный Cummins XAP-1000 мощностью 1 450 лошадиных сил. При прочих равных, дизельный агрегат отличался экономичностью не только в сравнении с AGT-1500, но и другими дизельными агрегатами своего времени благодаря переработанным выпускным коллекторам и турбонаддуву. Благодаря ему, от части, удалось поднять мощность двигателя до 1 450 лошадей. Разумеется, переработка отвода выхлопных газов и турбирование мотора не могло положительно сказаться на температурном режиме. Из-за этого, для M1 CATTB пришлось принципиально переработать систему охлаждения.
Недостатки M1 CATTB
Новый проект пусть и был сделан на основе серийного корпуса, но не мог обойтись без недостатков. В частности, военные отметили сократившийся боезапас, который составлял не 40 боеприпасов, а около 20-24. К тому же, новый дизельный двигатель не отличался надёжностью в сравнении с немецким аналогом на Leopard 2 и тем более газотурбинным AGT-1500. К недостаткам записали даже броню, так как уменьшение габарита при сохранении состава композита не могло дать увеличения даже при всей инновационности прототипа.
Итог
M1 CATTB, он же «Абрамс» со 140 мм пушкой превосходит все существующие серийные танки и прототипы благодаря своему вооружений. В остальном, его плюсы заканчиваются. Дизельный двигатель оказался ненадёжным и сложным, броня уступала современникам (1993 год разработки), вместимость боезапаса сократилась почти вдвое, а размеры и масса увеличились. В прочем, Пентагон добился своего – они поняли, какие из передовых технологий стоит внедрять, а какие нет. Только есть одно НО – производство танков «Абрамс» свернули с 1996 году.