Найти в Дзене
Пена дней

7 распространённых ошибок на примере фильма "Я богиня"

Оглавление
Александра Бортич в роли Елены-учительницы
Александра Бортич в роли Елены-учительницы

Ошибка № 1 - всех вылечить

У любого профессионала со временем происходит профдеформация. Так и у психологов, психотерапевтов и психиатров – везде проблемные, травмированные и больные. Но нет никого страшнее тех, кто не профи, но «открыли» для себя психологию, видят проблемы во всём и во всех и обуреваемы желанием «всех вылечить». Ольга Дибцева, снимая свой первый полнометражный фильм, не скрывает травмирующий опыт детства. Она долгое время работает с психологом и считает, что много потрудилась для того, чтобы изменить себя.

Главную роль играет Александра Бортич

Александра Бортич, застрявшая в подростковом бунте
Пена дней24 сентября 2023

Режиссер фильма Ольга Дибцева

Ошибка № 2 – надо менять себя!

Не надо ничего менять в себе! С вами всё в порядке! С каждым из нас – всё в порядке, за исключением психопатологии (у людей с диагнозом от психиатра). Проблемы – в поведении. Все мы по отдельности чудесные люди. Трудности начинаются при общении.

Лучше менять поведение, а не себя.

Ошибка № 3 – отсутствие социальной гибкости

Первые кадры раскрывают нам семейную драму. Главная героиня живёт в жёстких рамках. Такая учительница в учительнице. Любой сюрприз и спонтанный поступок – выводят Лену из равновесия.

Это бедствие большинства – отсутствие социальной гибкости. Люди одну-единственную модель поведения используют всегда и везде. Особенно ярко это прослеживается на военных, учителях и начальниках. Вот и Лена реагирует на своего мужа как на школьника, нарушающего правила. Поэтому Плотников и говорит: «Вы всё всегда обламываете».

У психологически здорового человека для каждой категории людей свои правила и шаблоны поведения. Кроме того, он способен быть в контакте с реальностью, замечать то, что предлагает ему мир и, буквально на ходу, создавать новое поведение. Чаще всего люди используют ОПЫТ. А опыт – это инструмент из прошлого, который человек тащит в настоящее для решения ситуации в будущем. Почти всегда он оказывается вреден! Особенно травмирующий опыт детства….

Ошибка № 4 – при переживании утраты отправляться во все тяжкие

К сожалению, огромное количество людей абсолютно не умеет переживать фрустрации и утраты. Герои фильма – не исключение. Умер котик – непьющий Борис ушёл в запой. Вы когда-нибудь видели, чтобы алкоголь воскресил котика?

Елена переживает одновременно три утраты:

  • Доверие к мужу. Он изменил, вероятно, не первый раз…
  • Доверие начальства на работе. Как понятный шаблон поведения – увольнение.
  • Потеря места жительства. По сюжету главная героиня проживает в квартире мужа, при разводе она уходит в никуда… Приходит переночевать к подруге Ане, в унылую обстановку нищебродства.

Вот отдельный вопрос к режиссеру и сценаристу. Вы реально считаете, что человек, получающий среднюю зарплату по стране, живёт в убитке? Да, вероятно у Ани, нет средств, чтобы нанять крутого дизайнера и бригаду ремонтников. Но кто ей мешает наклеить чистые обои, застелить кровать и вымыть полы?

Переживание утраты – важнейший навык взрослой жизни. Мы переживаем потери многократно и ежедневно. Ночь прошла и пришёл новый день. Пришлось расстаться со сном, встать по будильнику… Порвалась любимая блузка, а нелюбимая оказалась не выглаженной… Перед носом укатил нужный автобус или авто застряло в пробке…

Чтобы пережить утрату, необходимо встретиться со своими негативными чувствами. Даже самые сильные эмоции не убьют вас! Если психика решит, что волна эмоций для вас непереносима, она сама включит механизмы защиты – 5 стадий «Острого горя» (шок, отрицание, агрессию, депрессию, торги). Во всех других случаях лучше узнать, признать и пережить чувства. Пережитые эмоции угаснут и уйдут, а психике вернётся способность к контакту с реальностью. Вот только тогда и можно принять взвешенное решение.

Путешествие «во все тяжкие» приводит к подавлению чувств, как следствие, процесс оказывается незавершенным и травмирующим.

Наши героини отправляются на тренинг, вероятно, к Павлу Ракову или Денису Байгужину. По содержанию и смыслу очень похоже.

Ошибка № 5 Тренинги «личностного роста» не имеют никакого отношения ни к росту, ни к развитию личности

Например, на тренинге «Почему я такая умная, а живу как дура» из зала Раков выхватывает «жертву» и приступает к её «осмотру»: «Ты чё сюда припёрлась? Ты давно на себя в зеркало смотрела? От тебя даже бродячие собаки на улице шарахаются, а ты замуж собралась? Где я тебе слепого миллионера найду?».

Даже пример «удержания» мужчины (тренера на сцене) сильно напоминает реальный тренинг Павла: «Я надел сегодня старые ботинки. И не менял носки. Поцелуй и скажи: «Как мне приятно»».

На вопрос про личное достоинство женщин, Павел Раков ставит своих оппонентов на место: «Кто сказал про чувство собственного достоинства? Институт благородных девиц в 17-м году расстреляли. Я расскажу правду: знаешь, к чему приводит твое достоинство? Останешься одна!»

Тренинг Байгужина про то, что в отношениях с мужчиной не должно быть ничего личного, это бизнес. Тот, кто больше заплатил женщине – тот и получит доступ в женскую долину.

А в различных ситуациях Денис предлагает женщинам вести себя следующим образом:

Если мужчина противен – повернись к нему спиной во время секса! Если мужчина унижает и оскорбляет женщину – это не имеет значения, ведь он приносит деньги!

Именно этими принципами руководствовалась Роза Сябитова

Помогите мне, пожалуйста. Эти тренинги про брак и создание отношений или про проституцию?

Развитие личности возможно только в отношениях. Есть 33 причины НЕ заниматься саморазвитием

Ошибка № 6 Запасть на первого встречного

Якобы после участия в тренинге жизнь бывшей учительницы кардинально меняется: в красном платье она знакомится с высокоранговым самцом (Андрей - начальник IT-департамента в банке). Отношения развиваются стремительно. На третьей встрече Лена получает предложение жить вместе.

Благо, она смогла увидеть признаки, разрушающие доверие (жестокое обращение с женщиной, женой коллеги) и сбежать от красивого, умного и состоятельного принца.

К сожалению, авторы фильма воспринимают успех женщины только в формате наличия-отсутствия у неё статусного мужчины. Возможно не только Ольга Дибцева считает женщину без мужчины неудачницей. Поэтому женское счастье становится возможным только в объятиях мужика.

Есть 9 уровней самораскрытия. Для брачных отношений необходимо хотя бы дойти до середины, а не создавать семью под ослепляющим действием гормонов.

Ошибка № 7 Жертва всегда найдет своего Спасателя

Можно было бы предположить, что отношения между доктором и учительницей будут счастливыми, если бы не троечка «Но». Фундамент этих отношений изначально гнилой.

Отношения по треугольнику Карпмана (кто не знает, напомню) строятся на трёх ролях: Жертва, Спасатель и Агрессор (Преследователь). Спасатель всегда ищет кого спасти, Жертва находится в отношениях со Спасателями и Агрессорами. Лена – типичная Жертва. Свекровь, завуч школы и даже Аня – проявляют себя по отношению к ней как Преследователи. Подруга Женя, доктор Борис и даже вор в законе – Спасатели. Проблема в том, что роли постоянно меняются. Сегодня ты Спасатель, завтра – Агрессор, послезавтра – Жертва.

Инфантилизм, чаще всего свойственен Жертвам. Брачные и любовные отношения – игра для взрослых самодостаточных и ответственных особей. Лена ведёт себя как маленькая девочка везде и во всём. Пытаясь решать взрослые задачи, она не способна взять на себя всю полноту ответственности и здравого смысла, поэтому оказывается в состоянии беспомощности. А выход из этого состояния находит в глупых, пьяных «извини».

Борис мало чем отличается от предыдущих претендентов. Это тоже малознакомый человек для героини фильма. Да, вместе они пережили несколько острых, эмоционально заряженных ситуаций. Вероятно, они влюбились друг в друга. Но влюблённость – не любовь, а гормональное опьянение, которое достаточно быстро пройдёт. Но останется любовная зависимость и эмоциональные качели в треугольнике Карпмана. Для здоровых отношений необходимы совершенно другие качества и навыки.

Здоровые отношения возможны только на здоровом фундаменте.