Найти тему
Объятия Отча

Об опасностях на пути к истинной вере

Оглавление

Иеромонах Серафим Роуз - известный подвижник, представитель Православной Церкви за рубежом, американец. Его путь к истинной вере был нелегким и удивительным , от воинствующего атеиста к православию. Много писал книг, переводил. Скончался он мирной кончиной праведника, тело его не разлагалось десять дней, а лицо в гробу выражало умиротворенность. Он начал улыбаться после отпевания (фото его в гробу было уже на этом канале в статье о нем "Жил - был воинствующий атеист" ).

Ниже изложены выдержки из его книги с подобным названием.

Первая опасность

Первая опасность подстерегает того, кто начинает читать православные книги, увлекается ими, но ошибается в применении прочтенного к своей собственной жизни.

Святой Игнатий Брянчанинов, написавший книгу, являющуюся путеводной звездой для ищущих спасения. Называется она "Приношение современному монашеству".

Он предостерегает от увлечения примерами из житий святых, повторения их подвигов. "Иначе, пишет он, «несбыточная мечта о совершенстве» затмит, заслонит собой скромные задачи повседневной христианской жизни" (гл. 10).

Например, мы мечтаем о подвиге ради веры, а рядом кто - то нуждается в помощи. Мы этого не замечаем, потому что поглощены идеей духовного просвещения и восхождения к высотам.

А помощь ближнему - это и есть начало спасения. Новоначальные этого не понимают. "Надо презирать внешнее и стремиться к духовности", - считают они и ошибаются.

Это крайне распространённый недуг. Духовная жизнь - это не теория, а алгоритм. Православие должен войти, врасти в нашу жизнь. Нам надо научиться применять написанное в Священном писании в нашей повседневной жизни.

Бывает, мы читаем об исихазме, учимся умной молитве, а при этом остаёмся слепы к нашим страстям и глухи к немощам ближнего.

Каждый должен читать книги по своим силам и уровню подготовки, читать без фантазий, со смирением, с ясным сознанием того, насколько мы сильно подвержены влиянию мiра и насколько далеки от христианского совершенства.

Вторая опасность

Она тесно связана с первой и называется "болезнь соблюдения правил". Она появляются у тех, кто недавно пришёл к вере. Ему ясно становится, что раньше он жил неправильно и появляется желание жить лучше, исправиться. Конечно, это похвально. Но одновременно с тем у него открываются глаза на окружающих, которые все делают неправильно.

Если вы твердо уверены в своей собственной правоте и постоянно поправляете других, если вы направо и налево цитируете каноны в доказательство чужих нарушений, если неизменно оказывается, что вы все знаете лучше других – вы заразились вирусом «соблюдения.

Это состояние говорит о духовной незрелости, оно проходит со временем в большинстве случаев. Но иногда может затянуться надолго. Иначе эта болезнь зовётся фарисейством. У некоторых, к сожалению, она имеет хроническое течение.

Такие борцы за «православие» могут смело принять на свой счет замечание русской старушки об одном активисте из новообращенных американцев: «Православия-то у него хоть отбавляй, вот только христианства не видно…"

Православие без Христа выражено и в том, что люди ищут в иконах и в пении соблюдения строгого византийского стиля, никаких иных отступлений быть не должно! Но есть предположение, что облик антихриста будет выдержан в строгом византийском стиле. Стоит поразмышлять об этом.

Третья опасность

О ней я упомяну лишь вкратце, потому что для нашей Церкви она, к счастью, не характерна. Речь идет о так называемом «харизматическом движении», претендующем на «стяжание Св. Духа» по той или иной протестантской методологии. Здесь столько надутого самодовольства, столько знакомых по православным источникам признаков духовного самообмана (прелести), что и говорить об этом не стоит: с Православием тут мало что найдешь общего.

Мира всем и спасения!