Бывший хоккеист, а ныне спортивный директор магнитогорского «Металлурга» Сергей Гомоляко стал героем легендарной рубрики «СЭ» «Разговор по пятницам» в 2015 году. В приведенном отрывке он рассказал о голе, пропущенным вратарем «Магнитки» Борисом Тортуновым после броска защитника «Динамо» Андрея Маркова на последних секундах третьего периода финала Евролиги-1999.
– Среди вратарей чудаков полно?
– О, да! У каждого свои тараканы. Женя Рябчиков в молодости был слишком разговорчивый. Как и Брызгалов. Странно, что в «Ладе» его ветераны не поколотили. Илюша такие речи толкал!
– Например?
– Вы все никакие, играть не умеете… Я с ним вел воспитательные беседы. «Илюш, не забывай, ты – вратарь. Будешь выступать, на тренировках шайба начнет прилетать в голову» – «Да ты не попадешь!» А я первым же броском – бам! Брызгалов бежит жаловаться Постникову. Или упражнение: с шайбой от синей линии двигаешься в сторону ворот. Замахиваешься – а он в углу стоит. Проверяет – видим мы «рамку» или нет. Так я специально Илюше в живот пальнул! Чтоб в следующий раз был умнее.
– В финале Евролиги Борис Тортунов пропустил шайбу от чужих ворот. Как он это объяснял?
– У него была старенькая ловушка, на липучках, которые уже еле держали. Вроде бы накануне финала просил зашить, но этого не сделали. Может, забыли в суматохе. Может, на фарт. Вообще-то Боря весь матч с такой ловушкой прекрасно отыграл, все поймал. Да и в том эпизоде нужно было не дергаться, приклеиться к штанге. Шайба-то после броска Андрея Маркова мимо шла! Но Боря выкатился, попала в ловушку – и отскочила в ворота.
– Где вы были в ту секунду?
– На лавке. Обернулся – Бородулин в отчаянии упал на лед, кто-то схватился за голову. Лужков, который принимал участие в церемонии награждения и уже спустился вниз, устремился обратно в ложу… Зашли в раздевалку – гробовая тишина. Белоусов тоже молчал. Вдруг у Тортунова потекли слезы, вскочил – и за дверь. Говорю: «Пацаны, ничего не потеряно, в запасе 20 минут овертайма. Давайте выиграем, поможем Боре…» Повезло ему. Если б не вырвали победу, превратился бы в хоккейного Филимонова.
– К следующему матчу ловушку сменил?
– В той же играл. Все это была показуха с его стороны. Да и где взять новую ловушку? Тогда по две-три штуки на сезон не выдавали.
– Представляем, сколько шуток услышал Тортунов в свой адрес после матча.
– Разумеется. Тем более, за победу в Евролиге на кону стояли очень серьезные премиальные. Когда финны узнали эти цифры, обалдели (по данным «СЭ» – от 50 до 80 тысяч долларов каждому).
– Платили наличными?
– Нет, уже перечисляли на карточку. Вот, кстати, история. В августе 1998-го грянул дефолт, у Карпова зависла крупная сумма. Рашников помог вытащить. Но в банке оставались мелкие купюры. Когда с Валерой расплатились, получился целый баул, набитый рублями.