Основную ударную мощь ВМС США составляют авианосные соединения, которые могут угрожать практически любому государству мира, не согласному с политикой мирового «гегемона». Для борьбы с ними следует задействовать весь состав военно-морских сил, включая: надводные корабли, подводные лодки и морскую авиацию. Основным средством поражения авианосцев являются противокорабельные ракеты.
В СССР разработке противокорабельных ракет (ПКР) уделяли особое внимание. К их производству были привлечены несколько министерств, включая и Министерство авиационной промышленности (МАП). В середине 80-х годов, работая в отраслевом институте МАП мне довелось участвовать в ряде проектов по созданию перспективных образцов ПКР.
В то время классической ПКР была дозвуковая крылатая ракета с дальностью полета 300-400 км и радиолокационной головкой самонаведения. Примером такой ракеты была ПКР Х-35 разработки подмосковного ОКБ «Звезда».
Ракета могла применяться, как с авиационного носителя, так и с кораблей и береговых комплексов. На ракете устанавливался малогабаритный турбореактивный двигатель ТРДД-50АТ, сообщающий ракете скорость до 0,7-0,8 числа Маха.
При оценке эффективности боевого применения Х-35 выявился ряд серьезных проблем. Авианосная ударная группа не является пассивной целью. Для защиты авианосца используются надводные корабли (эсминцы и крейсеры УРО), многоцелевые подводные лодки (ПЛ) и авиация. Их задача - обнаружить и уничтожить средства поражения авианосца, а также их носители. Вокруг АУГ постоянно барражируют самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). Многоцелевые ПЛ ведут акустический поиск цели.
Для гарантированного поражения авианосца в таких условиях требуется применение одновременно большой группы противокорабельных ракет. Ракеты должны взаимодействовать друг с другом. То есть при обнаружении цели, ПКР должны обмениваться информацией между собой и координировать свои действия, чтобы не атаковать одну и туже цель сразу несколькими ракетами. Да и сама схема атаки должна выстраиваться исходя из расположения кораблей в АУГ. Примерно такую задачу сейчас пытаются решить применительно к рою БПЛА. И насколько я знаю, успешно ее решить пока не удается.
Кроме этого, дозвуковые ПКР достаточно эффективно поражаются корабельными зенитными комплексами. Например, американским «Standard-3». Основным демаскирующим признаком ПКР при ее подлете к АУГ является работа радиовысотомера. Его излучение на большом расстоянии обнаруживается самолетами ДРЛО. По их целеуказанию на ПКР наводятся зенитные ракеты. ПКР не спасает даже то, что она летит на очень маленькой высоте – не более 5 метров.
Как же в такой ситуации надежно и гарантированно поразить авианосец?..
Выход напрашивается сам собой. Создать ПКР с очень большой маршевой скоростью, которую не смогут сбить зенитные ракеты и которая достигнет АУГ за минимальное время. Здесь следует отметь еще одну проблему дозвуковых ПКР. Первичное целеуказание для запуска ПКР часто бывает недостаточно точным. Например, указывается район, в котором может находится АУГ. Площадь такого района может составлять несколько десятков квадратных километров. За время полета ПКР, АУГ может уйти из этого района. Поэтому вероятность обнаружения цели дозвуковой ПКР невысока, так как ракета обладает ограниченным временем полета и не может долго искать цель. Если же скорость полета ПКР высокая, то цель уйдет от точки прицеливания недалеко и вероятность ее обнаружения будет значительно выше.
О необходимости создания гиперзвуковой противокорабельной ракеты в то время все настойчивее говорили представители военно-морского флота. Эта тема обсуждалась на многочисленных совещаниях. Но вот взяться за разработку такой ракеты не решалось ни одно из конструкторских бюро, которые традиционно занимались этой тематикой.
Решить эту сложную техническую задачу взялись в реутовском «НПО Машиностроения». Это предприятие тогда относилось к Министерству общего машиностроения. Возглавляемое главным конструктором Владимиром Николаевичем Челомеем, «НПО Машиностроения» являлось лидером в производстве наукоемких образцов ракетно-космической техники. К их числу относился и знаменитый космический аппарат-челнок «Спираль».
При создании гиперзвуковой крылатой ракеты надо было решить много сложных технических задач. Прежде всего надо было создать двигатель, способный придать ракете такую скорость. Таким двигателем является прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД). Его принципиальная схема была известна давно. Основными проблемами при его создании были:
- сверхвысокие температуры в камере сгорания и в сопле;
- обеспечение устойчивого горения топлива в камере сгорания;
- надежность работы системы управления двигателем.
Другой проблемой, с которой столкнулись разработчики гиперзвуковой ПКР, был очень сильный нагрев крыльев и обшивки ракеты. Температуры там достигали многих сотен градусов Цельсия. Такой нагрев приводил к разрушению конструкции ракеты и выходу из строя различных агрегатов и узлов.
Кроме этого, при гиперзвуковых скоростях движения вокруг ракеты образуется облако плазмы, которое влияет на работу электрических приборов, а также изменяет аэродинамические характеристики ракеты. После проведения многочисленных испытаний в аэродинамической трубе, для ракеты был использован специальный клиновидный профиль. Он дает наилучшее соотношение подъемной силы и силы сопротивления воздуха при высоких скоростях полета, а также обеспечивает хорошую управляемость ракеты.
Результатом многолетнего труда «НПО Машиностроения» стал противокорабельный ракетный комплекс П-800 «Оникс». Ракета имела скорость маршевого участка полета 2,6 числа Маха. Дальность полета – до 300 километров. Высота полета на маршевом участке до 14000 метров, на конечном участке 10-15 метров. В ракете использовалась традиционная аэродинамическая схема, так как ее можно считать не гиперзвуковой, а лишь сверхзвуковой.
Дальнейшим развитием комплекса «Оникс» стала противокорабельная ракета «Циркон». Данные по ней в настоящее время засекречены. Из открытых источников можно узнать, что ее скорость – до 9 Махов. Дальность полета – 400…1000 километров.
Что можно сказать об этой ракете?.. Настолько уж она неуязвима для средств ПВО противника?
Ракета имеет три варианта траектории полета. Первый вариант такой же, как и у дозвуковой ПКР. После старта ракета выходит на высоту до 5 метров и летит в сторону цели. Затем проводится ее поиск и поражение. Такую схему применения целесообразно использовать на небольших дистанциях стрельбы.
Второй вариант траектории используется если дальность стрельбы превышает 100 километров. На маршевом участке полета ракета летит на высоте до 20 километров со скоростью до 10 Махов. При подходе к цели ракета снижает скорость, опускается на высоту до 5 метров и проводит поиск цели, используя радиолокационную головку самонаведения. Если цель обнаружена, то ракета атакует ее.
И наконец третий вариант траектории ракеты. В этом случае ракета оснащается ядерной боевой частью (БЧ). На маршевом участке полета ракета летит на высоте до 20 километров со скоростью до 10 Махов. При подходе к цели ракета снижается и на определенной высоте происходит подрыв боевой части.
Как видно из описанных выше траекторий, если «Циркон» использует обычную БЧ, то ему при подлете к цели все равно придется проводить ее поиск. Вряд ли скорость его полета при этом будет равна 9 Махов. РЛС в облаке плазмы как известно не работает. И на этом участке полета его скорее всего и будут перехватывать средства ПВО АУГ.
Считается, что, двигаясь в облаке плазмы ракета невидима для РЛС, но ее можно обнаружить с помощью тепловизора и в том числе средствами космической разведки. Сложнее всего ПВО АУГ будет перехватить «Циркон» с ядерной БЧ. Хотя если ракета будет обнаружена на сравнительно большой дальности, то шансы у ПВО достаточно высокие. Американские ЗРК способны поражать цели со скоростью более 10 Махов.
Так что слухи о неуязвимости «Циркона» я считаю сильно преувеличенными. Единственным его преимуществом перед дозвуковыми ПКР, будет более высокая вероятность обнаружения цели на этапе ее поиска и хорошие шансы преодолеть систему ПВО АУГ.
Другие публикации на эту тему:
1. Армейский рукопашный бой. Уроки СВО…
2. Уроки СВО… Почему приходится закупать для российской армии квадрокоптеры?
3. Уроки СВО… «Блеск» и «нищета» российского ВПК
4. Уроки СВО… Гонка за «искусственным интеллектом»
5. Уроки СВО... Как нам утолить "снарядный голод"
6. Уроки СВО… Сможет ли российский ВПК выиграть технологическую гонку с Западом?
7. Возможна ли новая индустриализация в России?
8. Уроки СВО... Каким быть российскому ВПК - частному или государственному?
9. Уроки СВО... Кто заплатит за победу?
10. Ракета "Шквал" бесполезна?..
11. "Барракуда" - секретное оружие ВМС НАТО?..
12. За каким секретом охотился американский шпион Эдмонд Поуп?
13. Что не так с ракетой "Шквал"...
14. Какая торпеда лучше - "Орел" или "Безмолвие"?
15. Почему хотели обанкротить авиационное КБ имени Бериева?
16. Легко ли потопить современную подводную лодку?
17. Почему БПЛА "Ланцет" производится не авиационной промышленностью России?
18. "Изделие 55". Можно ли создать полностью автономный БПЛА?