При оценке ликвидности экономики РФ, в первую очередь, оценивают состояние денежной массы М2 (наличные деньги + остатки на счетах в банках). Это интуитивно понятно: в моменте смотрят, сколько денег прибавилось или убавилось у населения и предприятий.
Константин Двинский (https://t.me/Kdvinsky/9370) привел динамику денежной массы - на начало сентября за год ее объем вырос на 22,9%. Хорошо это или плохо? С одной стороны, может показаться, что любое увеличение денежной массы - это позитивная тенденция. Больше денег - больше возможностей для их реализации. Не сократилась - и на том спасибо. Безусловно это так, если оценивать этот показатель в вакууме. Но в отрыве от динамики ВВП и инфляции изменение денежной массы будет нерепрезентативным. А значит и достаточную ликвидность оценить не получится.
Приблизить к ответу поможет коэффициент монетизации экономики, при условии, что инфляция не очень высокая. Он рассчитывается как отношение денежной массы к ВВП. В целом, если показатель превышает 50%, то можно говорить о достаточности денег для проведения расчетов в экономике.
Как обстоят дела в России?
Правильнее будет брать данные на конец года, поэтому за 2022 год мы имеем денежную массу в размере 76,873 трлн руб, а ВВП - 153,435 трлн. Получаем как раз пограничное значение в 50,1%. За последние полгода значение кардинально не изменилось. Для сравнения, в США этот же показатель выше 90%, а в Китае - выше 200%. Чтобы стране совершить экономический рывок, показатель должен приближаться к 100%. А так, пока у нас мы наблюдаем денежное голодание для настоящего рывка.
Если совсем вгрызаться в детали, то денежную массу и ВВП нужно считать с поправкой на инфляцию. Деньги же постоянно обесцениваются, а значит стоят меньше. Поэтому часть прироста денежной массы съедается инфляцией и покупательная способность денег неизбежно теряется. Все, что было указано выше, это номинальные значения, а инфляцию дает уже более справедливый показатель - реальную денежную массу и ВВП. Так что, рост денежной массы в 22,9% можно смело сократить на 5,1% - получится 17,8%.
Тем более, если, к примеру, номинальная денежная масса может расти, это не означает, что и реальная будет демонстрировать положительный тренд. Потому что темп роста инфляции может быть выше, чем прирост номинальной денежной массы. Яркий тому пример - 1992 год в РФ. Тогда прирост номинальной денежной массы был шикарным - в 7 раз. Но цены в том же году выросли в 26 раз, поэтому в реальном выражении денежная масса сжалась на 72%. Сейчас у нас пока, к счастью, не так, хотя в прошлом году инфляция краткосрочно превышала прирост денежной массы.
Отсюда можно сделать вывод, что если мы хотим роста экономики, то нужно, чтобы рост номинальной денежной массы превышал инфляцию. До последних повышений ключевой ставки такая тенденция с поправкой выше сохранялась. Однако текущий рост ключевой ставки, и как следствие, удорожание импорта и производимых в РФ товаров(за счет импортной составляющей) ведут к замедлению роста ВВП и ускорению инфляции (вопреки всем аргументам ЦБ).
В итоге приближается ситуация, при которой инфляция может сожрать весь прирост денежной массы, и экономика будет топтаться на одном месте. Такого исхода допускать нельзя.