Сейчас обострилась дискуссия вокруг того, какая нужна промышленная политика. Несмотря на то, что под этим может пониматься совершенно широкий круг тем, в итоге речь идёт о том, что государство вмешивается в экономику и перераспределяет ресурсы, ориентируясь на какие-то цели.
Цели могут быть также разными, включая обеспечение независимости от каких-то импортных поставок, увеличение заработка на внешних рынках, рост занятости внутри страны и др.
Деньги и песец (https://t.me/moneyandpolarfox/5912) приводит исторические примеры успешности и неуспешности промышленной политики, но мы думаем, что нужно больше смотреть на текущую ситуацию, а особенно на будущее.
В настоящее время США, КНР и ЕС осуществляют беспрецедентное перераспределение ресурсов. Так, в США действуют три акта, Infrastructure Investment and Jobs Act (2021), Chips and Science Act (2022) и Inflation Reduction (2022), в соответствии с которыми из бюджета страны на промышленную политику направляется суммарно 1 трлн долларов — исторический рекорд. В центре внимания — всего лишь две отрасли: электрокары и производство чипов. В первом случае в плюс к бюджетным стимулам удалось за год аккумулировать 45 млрд долларов частных инвестиций, во втором — 210 млрд долларов.
Как решили стимулировать покупку электрокаров в США? Есть налоговый кредит (7,5 тыс. долларов) на покупку электрокара, а также налоговый кредит в 4 тыс. долларов на продажу подержанного автомобиля. Тем самым должно быть достигнуто то, что производимые электрокары в США стали бы конкурентными по сравнению с производством такого же вида транспорта в КНР. Получается ли это? Вряд ли: американские зарплаты слишком высоки, чтобы конкурировать с китайскими. Но в любом случае такие решения правительства США сыграют на руку Tesla.
Аналогичная непростая ситуация и с производством чипов в США: их себестоимость оказывается на 50% выше, чем на Тайване.
МВФ вообще говорит, что развивающиеся страны должны поступать проще, т.е. девальвировать свои валюты и тем самым стимулировать внутреннее производство, а деньги потратить на помощь бедным: «от того, что США, КНР и ЕС могут позволить промышленные субсидии, это не значит, что другие должны следовать их же путём».
Но вопрос не только в том, какие инструменты промышленной политики могут быть задействованы. Конечно, то, что ЦБ РФ сейчас повышает ставку ударяет главным образом не по спросу, а по предложению, демотивируя инвесторов развивать бизнес в российской экономике. В итоге мы получим инфляцию от сокращения товарного предложения по причине высокой ставки.
А вот пересмотр демпферных платежей в пользу нефтепереработчиков может рассматриваться как положительный элемент промышленной политики в России. Но что мы хотим увидеть? Дальнейшего развития НПЗ в России? Очевидно, что нужно смотреть за горизонт, а отталкиваться можно от того, что хочет обычный человек. А что его волнует, и как это можно решить?
1. Коррупция среди чиновников и отсутствие наказания за этого в должной мере. Для этого нужно стимулировать развитие тендеров на базе искусственного интеллекта, без вмешательства человека, блокчейна, осуществлять переход к новому типу принятия и исполнения решений.
2. Постоянный рост коммунальных платежей. Для этого нужно развивать «зелёную энергетику», чтобы добиться действительно недорогой электроэнергии, как, например, в энергоизбыточном Парагвае, где сильно развита энергетика на возобновляемых источниках.
3. Вроде бы, есть бесплатный минимум медицинских услуг, но в итоге сложно записаться к врачу, глубокие анализы надо сдавать за деньги и пр. Здесь нужно также всё оцифровать (не ради цифры, а для пользы человека), активно внедрять роботов.
И это только часть забот обычных граждан.
Очевидно, что тот, кто предложит промышленную политику, нацеленную на ощутимое решение этих задач в обозримой перспективе, получит симпатии миллионов людей, а прилив энтузиазма может быть не меньше, чем в начале 90-х годов.
Не забывайте ставить лайк!
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!))