Найти в Дзене
Navygaming Channel

Сформировать новую дивизию АПЛ- нет ничего проще?/Но не забудьте про казармы...

Изучая историю отечественного флота постоянно приходится помнить о том, что отряд кораблей, эскадра, дивизия, флотилия это не только боевые единицы, но и береговая инфраструктура. И при отсутствии условий базирования кораблей в том или ином месте (бухте, заливе, порту) разместить корабли в данной географической точке можно, но как обеспечить его боеготовность и условия жизнеобеспечения для экипажа.
В советский период, особенно в 60-70-е годы ХХ века на флот поступало много современных боевых кораблей, причем этот процесс шел настолько оперативно, что вопросы развития инфраструктуры часто отставали. Корабли вступали в строй, формировались новые соединения, а на вопросы обеспечения "приличных" условий для базирования уже сил/времени не оставалось. Как результат - эти задачи возлагались на командование соединений и его личный состав, и создание 24-й дивизии подводных лодок Северного флота не избежало подобных сложностей, вместе со своим первым командиром.

В середине 80-х годов ХХ века советская промышленность активно вела строительство атомных подводных лодок (АПЛ), лодки поступали на флот и их распределяли по соединениям. Параллельно шло формирование новых соединений, таким и стала 24-я дивизия, местом базирования для которой выбрали Гаджиево, ее командиром был назначен капитан 1 ранга В.М.Монастыршин. На долю этого командира и его офицеров и пришелся самый сложный период в данном процессе. Действительно, казалось бы чего проще: если приняли решение по созданию нового соединения, то надо подготовить для него место, принять боевые корабли (АПЛ), личный состав, разместить их в пункте базирования и организовать боевую подготовку. Правда, по "славной традиции", никто особо не занимался подготовительными мероприятиями, как говорится, будет командир - он все и решит. Так и получилось на этот раз.

Атомная подводная лодка проекта 671РТ
Атомная подводная лодка проекта 671РТ

И первые задачи командование новой дивизии решало на "береговом фронте", начав с периода приёма берего­вого хозяйства для молодого соединения. Прибыв к месту службы после окончания ВАГШ в 1985 году на Север Владимир Михайлович Монастыршин столкнулся с первой проблемой - "где размещать экипажи новых подводных лодок". Новой дивизии для личного состава подводников решили вы­делить ПКЗ-160 (плавучую казарму), легендарный к тому времени "объект". На флоте ходило много баек про эту ПКЗ-160, которая дваж­ды горела, дважды тонула и пользо­валась у подводников дурной сла­вой. И не удивительно, что еще в Москве Монастыршину не советовали брать ПКЗ-160 в дивизию. Но все оказалось как раз наоборот.

Владимир Михайлович вспоминал: "Я обращаюсь к командующему и говорю, что готов взять любую казарму, даже самую страшную, но на бере­гу. Мы ее своими силами доведем до ума, жаловаться или просить помо­щи при этом не будем. На что командующий мне ответил, что если мы вас туда не поселим, то она точно либо сгорит, либо утонет. А потом на одном из совещаний, как бы в про­должение нашей беседы, сказал, что тем, кто два раза тонул, и два раза горел уже ничего не страшно".

Пытаюсь представить в такой ситуации выбора командира соединения АПЛ во флоте другой страны, как то не получается, ((

Надо отметить, сомнения и опасения у Монастыршина были не без основательными. При осмотре ПКЗ-160 было установлено, что пресная вода на нее не подается, пар (а ведь это тепло) тоже отсутствует. Правда, элект­ричество имеется, но нормальные потребности обеспечить не может. Все помещения в страшном состоянии, а ведь в них надо работать людям, которые потом выйдут в море на атомной подводной лодке! Конечно дивизия приняла ПКЗ-160, и затем с этой плавказармой му­чились два года. Но хорошо, что больше она не горела, да и не тонула.

Атомная подводная лодка К-387 проекта 671РТ
Атомная подводная лодка К-387 проекта 671РТ

Комдив поступил "по-командирски", ))) (кто служил - поймет). Он персонально закрепил (есть такой "методический прием") за своим первым заместителем это "недоразумение" (ПКЗ-160), чтобы, во-первых, она не тонула и не горела, во-вторых - чтобы была вода, и в-третьих, чтобы гальюны функционировали. И надо отдать должно капитану 1 ранга Юрию Ивано­вичу Бояркину, он проявил свои лучшие хозяй­ственные способности, установил, как это тогда было принято, "нефор­мальные отношения" с СРЗ «Нерпа» в Мурманске-60 (где когда то ремонти­ровал свою лодку, знал все ходы-выходы) и довел ПКЗ до удовлетво­рительного состояния. Но вначале в кабинетах всем приходилось работать в шинелях и шапках, а для справления есте­ственных надобностей, извините за подробности, приходилось хо­дить в береговой гальюн. Как вам такая картина?

И самым главным недостатком и самым печальным, как вспоминает Монастыршин, было то, что СЧИТАЛОСЬ, что на передаваемые в новую дивизию лодки все выделе­но и все имеется (имеется ввиду АПЛ, которые ужу были введены в строй). А это начиная с печатных машинок для экипажа и заканчивая служебными автомоби­лями и квартирами для офицеров и мичманов.

Конечно, если идет формирова­ние нового экипажа "с нуля", то довольству­ющие органы производят выделе­ние всего необходимого. Но раз лодки уже в строю (а было именно так первое время), то значит в свое время на них тылом объединения все получено. Во флотилии, откуда приходили лодки, должны разобраться и пре­доставить все, что положено. На практике же все было иначе. Офицерам штаба новой дивизии даже боевые документы выдали по минимуму, и те, которые еще не откорректированы. Говорить о мелочах для штабной работе (мебель, простая писчая бумага, ручки, карандаши) даже не приходилось, как говорится: «Я вам все давал, вам все выделено, ищите!»

Не лучше обстояло дело с жильем и для офицерского состава. Как вспоминает В.М.Монастыршин, для проживания офицеров в гарнизоне был выделен один дом (№113) целиком (45 квартир) и один дом частично (№108) - 27 квартир, итого - 72. Всего же в новой дивизии в жилье нуждалось 500 человек. Не особо лучше было и с помещением для проживания экипажей. Для этой цели выделили казарму №6, которая до этого во флотилии пустовала, но жить в ней было невоз­можно, и первую зиму провели просто в не­вероятных условиях. Облегчало су­ществование экипажей то, что ло­док было мало, большая часть из них находилась в ремонтах, часть лично­го состава жила на ПЛ.

Члены экипажа с семьями у АПЛ К-371 проекта 671 РТ
Члены экипажа с семьями у АПЛ К-371 проекта 671 РТ

А вот когда прибыли все экипажи по­ложение стало весьма сложным. Сначала ждали помощи от соответ­ствующих органов, но потом стало ясно, что «спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Поэто­му как-то раз, как принято в России, в разгар отопительного сезона 1986 года командир дивизии вынужден был провести экст­ренное совещание командиров кораблей. Так как помощи ожидать было неоткуда, было принято реше­ние перевести экипажи на ПЛ и со­здать ремонтные бригады. Силами этих подразделений начали ремонт казарм - специалисты атомных подводных лодок превратились в строителей, маляров, сантехников, электриков, плотников.

Как пишет В.М.Монастыршин: "...Ничего из подручных мате­риалов мы не имели, обратились к начальнику тыла флотилии. Он по­обещал кое- чем помочь, но только материалами, так как выделенные средства на ремонт казарм уже из­расходованы на поддержание их в нормальном состоянии. При таком подходе дело затянулось, все дела­лось своими силами, лишь изредка нам помогали. Только в конце авгу­ста 1987 года командующий флотили­ей на одном из совещаний вдруг за­метил, что товарищ Монастыршин слишком медленно делает ремонт (он только что случайно об этом уз­нал, хотя ремонт шел полным ходом шестой месяц)".

Таким образом, для создания новой дивизии вышестоящим руководством было подготовлено, что из положенного, только ПКЗ-160 с веселой «биографией», непригод­ные для жилья береговые казармы и несколько автомашин. ДА, действительно, с автомобильным транспортом на новой соединении было получ­ше, так как на дивизию выделили пять УАЗов (два новых и один быв­ший в употреблении; плюс два других «зависли» в вышестоя­щем штабе - обычное дело!) и один ЗиЛ-130. Странный подход был подход к формиро­ванию новых соединений тогда, да и сейчас не намного, думаю, изменился.

Так что в августе 1985 года, в состав дивизии были включены два экипажа подводных лодок, им и досталось "самое вкусное". Требовался личный состав для обустройства расположения соединения, надо было начать ремонт помещений: первый экипаж занимался казармой № 6, второму досталась ПКЗ-160). Еще раз заметим, это были не строительный части, и не пехота - это экипажи атомных подводных лодок! В сентябре в состав дивизии включили еще один экипаж, но практически сразу его «пере­садили» на ПЛ. Кстати, если кто-то думает, что подобное было только с береговой инфраструктурой, а с "материальной частью" все было великолепно - ошибается., ((

В соответствии с планом в состав дивизии включались семь атомных подводных лодок проекта 671РТ. Они уже входили в состав двух существующих дивизий (6-й и 33-й ДиПЛ) и были разбросаны по различным гарнизонам. И их следовало "собрать" в пункте базирования нового соединения.

Офицеры шта­ба 24-й ДиПЛ ездили на лодки, производили проверку и приём матчасти, гото­вили к подписанию приёмо-переда­точный акт. По каждой лодке это были целые «фолианты», в которые, в основном, заносились недостатки. Что-то списано и своевременно не восполнено, что-то утеряно и не восстановлено и т.д. Обычное дело в процессе передачи хоть воинской части, хоть отдельного образца боевой техники. Лодки были в разном техническом состоянии, но особенно Монастыршину запомнилась К-513 (капитан 2 ранга В А.Масалов) проекта 671 РТ, которую попытались пе­редать из 33 ДиПЛ в технически неисправном состоянии, оформив фиктивный акт среднего ремонта подводной лодки. Вообще ситуация на тот момент на К-513 бала очень противоречивая, как и действия командования Флотилии, но это уже другая история.

Начальники ЭМС (электромеханической службы) объединения и соединения, зная о затруднитель­ном положении с ремонтом, реши­ли провести на К-513 ремонт по сокращенной схеме, чтобы поддержать техническую готовность ПЛ на необходимом уровне. На практике это означало следующее. Кое-какие работы должны быть выполнены на своем ПРЗ (плавучий ремзавод) в Западной Лице, кое-что планировалось выпол­нить в "СРЗ-10" в Полярном, а часть работ должен выполнить "СРЗ" во Вьюжном. А в результате ничего не делалось или делался такой мини­мальный объём, который к средне­му ремонту трудно отнести. Более того, после ремонта ПЛ проходит заводские и Государственные испы­тания, подписывается акт (тем са­мым дается гарантия). Но на самой К-513 этот документ отсутствовал, а комиссии по передаче показали какой-то документ в одну страницу, в котором было указано, что якобы все когда-то сделано.

Та  самая К-513 выходит из Сайда-губы, 1986 год
Та самая К-513 выходит из Сайда-губы, 1986 год

Вообщем, пришлось командиру "молодой дивизии" обращаться за помощь к непосредственному начальству.

Как пишет Монастыршин: "Я обратился к контр-адмиралу Л.Б.Никитину, начальнику ЭМС флотилии. С Леонардом Борисови­чем мне не доводилось вместе служить, но во время наших рабочих контактов он вызывал у меня толь­ко уважительное отношение своей грамотностью и человечностью. Он вник в дело с К-513, разобрался. Дол­го решался вопрос, что же делать дальше. С одной стороны, на лодке много недоделок, а с другой стороны, механики говорят, что кое-что уже сделано. Начинать средний ремонт сначала? Такое решение на себя брать никто не хотел, к тому же отпущенные деньги, естественно, частично потрачены, а время упущено. Тогда я настоял на назначении комиссии и проведении приемо-передаточных испытаний".

В итоге подводная лодка была принята 246-м экипажем капитана 2 ранга А.И.Гончаровым, который и довел ее до "кондиции", причем в который раз "силами экипажа" (основная часть работ). Были проведены испытания и в январе 1986 года Гончаров привел К-513 в бухту Ягельная губы Сайда (г.Гаджиево). Но это была только одна из лодок дивизии! К счастью, не со всеми передачи были настолько сложными.

Кстати, именно К-513 в мае 1986 года первой в дивизии ушла на боевую службу, выполнив ее на "отлично", причем в высоких широтах подо льдом Северного Ледовитого океана, с тем же командиром.

Как видим, становление новых соединений проходило не просто. Кто знает, если бы офицеры и матросы были бы менее озабочены житейскими проблемами, возможно и аварийность на боевых кораблях была бы меньше, и боевая служба более результативной. Можно только восхищаться мужеством этих людей и помнить об их службе.

-5

Владимир Михайлович Монастыршин - первый командир 24-й дивизии ПЛ, контр-адмирал, уволен в запас в 1996 году, в 2021 году отметил свое 80-летие. Надеюсь что жив и сейчас, дай бог здоровья и долгих лет жизни этому офицеру.

Друзья, может быть кто-то из вас был свидетелем подобных событий, или служил на АПЛ этой дивизии. Примите мое уважение за вашу службу, берегите себя!