Где находятся Синташта? Ответ очевиден – на Южном Урале. Это так, но почему она была создана именно там?
Правильный ответ № 1. «На месте волока, связывающего водную систему Русской равнины с реками Западной Сибири». Если посмотреть на карту видно, что Синташта расположена на берегу реки Синташты (приток реки Тобол, который в свою очередь впадает в Обь). Аркаим - расположен в месте слияния рек Большая Караганка (приток реки Урал, впадающей в Каспийское море) и Утяганка. Между бассейнами рек Синташты и Большой Караганки всего несколько километров волока. Причём, это единственное место Евразии, где бассейны рек Европы и Азии сходятся настолько близко.
Правильный ответ № 2. Рядом с медными рудниками. Всего менее чем в 50 км от рудника Воровская яма (из руды добытой здесь было выплавлено около 125 тонн меди).
В XXVI веке до н. э. в Приильменье начинаются катастрофические гидрологические изменения и уже XXII веке до н. э. озеро Ильмень окончательно затапливает протогород Коломцы и примерно в это же время на Южном Урале создаётся первое укреплённое поселение в «Стране городов» - Синташта и несколько позже легендарный Аркаим (рис. 1).
А теперь постараемся найти ответы на вопросы, на которые так и не нашли ответа участники круглого стола «Происхождение и хронология синташтинской культуры» /"Аркаим-Синташта. Древнее наследие Южного Урала", Зданович Д.Г., сборник научных трудов, части 1, 2. Челябинск, 2010/.
- Откуда люди пришли в Страну городов и почему именно сюда?
- Многокомпонентный характер культурогенеза Страны городов?
- Миграция или сезонное заселение?
- Зачем понадобились мощные фортификационные сооружения?
- Какая была социальная организация населения?
- Миграции племён Страны городов?
Откуда люди пришли в Страну городов и почему именно сюда. Участниками круглого стола были перечислены практически все мыслимые и немыслимые регионы Евразии – Балканы, Эгея, Малая Азия, Закавказье, Предкавказье, Средняя Азия и даже Зауралье. Обсуждались особенности керамики, специфические особенности месторождений меди, архитектурных решений и ритуальных обрядов. Говорилось о катастрофических землетрясениях в Армянском нагорье, и даже нашествия неведомых племён в неведомых землях. В «Стране городов» было боле 20 поселений (Г.Б. Жданович говорит о 21, Н.Б. Виноградов о 26 городах) при количестве жителей в среднем 1000 человек на поселение (а это много для бронзового века Европы). Итого получаем население более 20 тыс. человек. Обсуждение упёрлось в отсутствии следов миграций столь крупных групп населения.
Теория миграции хорошо разработана и «есть обязательные условия, если мы хотим доказать миграцию. Должен быть путь миграции, и его нужно обосновать с промежуточными этапами» Е.Е. Кузьмина. При этом, «… это была не просто "толпа", а социально организованные, видимо, в очень высокой степени группы. Мне кажется, что идеология этого населения была очень корпоративистская, которая позволяла консолидироваться и чётко отделять себя от аборигенных групп. Что нужно, чтобы появилось это стремление? Прежде всего, знание географии. Следовательно, эта территория не была terra incognita для пришельцев. Должна быть информационная проницаемость этой территории и она была. ... группе людей, обладающих социальной силой, властью и пассионарностью». Л.Н. Корякова.
Знание географии. Напомним, что пишет о Коломцах в книге «Бытовые остатки насельников Ильменско-Волховского побережья и земель Велико-Новгородского держаства каменного века» В.С. Передольский (1833-1907 гг.).
- Разделение труда и торговля с различными регионами Евразии.
- Керамика имеющую аналоги в основных культурах Европы и Малой Азии, причём по качеству, не уступающая современным образцам, изготовленным с применением гончарного круга.
- Артефакты с Алтая, Малой Азии, Средней Европы, Урала, Кольского полуострова.
Затруднительно точно сказать, когда начал функционировать речной маршрут из Коломцов на Южный Урал (оз. Ильмень – р. Мста – р. Волга - Каспийское море - р. Урал - р. Большая Караганка), но то, что в Коломцах (где даже самые поздние культурные слои значительно старше XXVI века до н. э.) найдена яшма с Алтая и красный янтарь (по предположению В.С. Передольскому с Енисея) позволяет уверенно говорить о его существовании ещё задолго до появления Синташты.
- Синташта - самый ранний город в «Стране городов» создаётся на берегу р. Синташта (бассейн р. Обь), а административный и культовый центр Аркаим страны создаётся у р. Большая Караганка (приток реки Урал). Таким образом они оказались расположены по обе стороны волока.
- Аркаим - создаётся позже Синташты и уже как визитная карточка «Страны городов». Именно сюда попадает любой пребывающий в Страну городов водным путём (а других путей тогда и не было) с Русской равнины.
Почему именно сюда? Конечно, путь от оз. Ильмень до Южного Урала по рекам неблизкий – около 5 тыс. км, но из них более половины по Тверце и Волге вниз по течению (в случае гребли - скорость ладьи (ушкуя) по течению достигает 20 км/ч и 10-15 км/ч против течения). Это подтверждается различными летописными источниками и, хотя их сведения относятся к значительно более позднему времени, маловероятно что что-то изменилось. В «Поучение Владимира Мономаха» сказано, что около он ста раз ездил к отцу из Чернигова в Киев и эта дорога, обычно занимала у него день, «до вечерни» (путь по воде между этими городами около 215 км). Ещё один пример - в 1021 г. Брячислав Полоцкий напал на Новгород и, захватив пленных, двинулся обратно в своё княжество. Узнав об этом, Ярослав Мудрый выступил из Киева и, нагнал его под Порховом в Псковской области (около 100 км от оз. Ильмень) и на это ему потребовалось 7 дней. Основываясь на этих данных - можно оценить время пути от оз. Ильмень до Синташты в 50-60 дней. А караван из двух-трёх десятков ушкуев (один вмещает до 40 человек) мог перевезти за одн плавание до 1 тыс. человек.
Коломцы, в отличие от легендарной Атлантиды, ушли под воду не мгновенно, а постепенно затапливались в течение нескольких десятков лет. И нет оснований говорить об одновременном переселении (панической миграции) населения всего Приильменья. Поняв, что затопление города неизбежно, городская элита имела средства и время заблаговременно начать поиск нового места проживания и взвешенно оценить плюсы и минусы каждого из возможных вариантов переселения. Самыми очевидными критериями были – отсутствие враждебного окружения, благоприятные для проживания природные условия и возможность перевезти население и имущество по водным путям (а не пускаться со стариками, женщинами и детьми в многотысячекилометровый марш-бросок через дремучие леса, обширные болота и многочисленные водные преграды Русской равнины).
Синташта, хотя и подходила по критерию доступности по водным путям, не совсем подходила по критерию климата - «контрастный и более резкий континентальный климат, чем окружающие северные и западные земли ... для освоения этих территорий необходима существенная и принципиально новая мотивация» П.Ф. Кузнецов. Но он был не совсем прав (нельзя автоматически переносить то, что видишь сейчас в прошлое) в XXVI веке до н. э. климат (по сравнению с современным) на Южном Урале был более тёплым, и влажным: «существование широколиственных лесов в синташтинское время диагностируется споропыльцевыми анализами» П.А.Косинцев. Но в одном П.Ф. Кузнецов прав, дополнительная мотивация для выбора Южного Урала существовала. Торговые гости привозили в Коломцы из дальнего "заморья" не только артефакты, но и сведения о тенденциях материального развития и технологических достижениях. И, в частности о том, что на Балканах и Малой Азии медные орудия труда начали вытеснять каменные (кремневые). И обоснованно предположить, что племена, жившие на Русской равнине и имевшие регулярные контакты с этими регионами, не могли не оставить эту тенденцию без внимания. Но для перехода к медным орудиям труда нужны собственные рудные месторождения и собственные рудознатцы и металлурги. Археологи и специалисты по древней металлургии могут спорить по частным вопросам, но в одном они единодушны.
- Умение выплавлять руду из определённого типа руд вовсе не приводит к автоматическому успеху с рудами других типов.
- Технологии без носителей, тем более через безрудное пространство, не распространяются.
Загадка, на которую почему-то никто не ищет ответа - «всего в 40 км от Синташты расположено и начинает функционировать, вскоре после создания города, меднорудное месторождение Воровская яма». Просто повезло? – но так не бывает. Меднорудных месторождений на Русской равнине и её окрестностях единицы, а из разрабатываемых в древности всего два более крупное в Каргалы (100 км северо-западнее Оренбурга и 300 км юго-западнее Магнитогорска), но здесь степь и даже в те времена был малопригодный для проживания резко континентальный климат. И месторождения с менее значительными запасами в районе Синташты - «Воровская яма». Обоснованно предположить, что о существовании этого меднорудного месторождения элите Коломцов было известно уже до начала переселения и, именно его близость - стала решающим фактором при выборе этого места. Остаётся ещё одна проблема - «Технологии без носителей, тем более через безрудное пространство, не распространяются». Но для получения доступа к технологиям не нужна массовая миграция на Южный Урал всего племени рудознатцев, следы которой упорно искали, но так и не смогли найти археологи. Для этого достаточно привезти и заручиться добровольной (или принудительной?) помощью одной - двух семей рудознатцев. А в этом могли помочь регулярные контакты «торговых гостей» из Коломцов с Балканами (Балкано-Карпатская металлургическая провинция). Договориться с этими семьями и перевезти рудознатцев в Коломцы было вполне реально. И это могло быть сделано ещё до начала переселения на Южный Урал.
Для поиска рудных месторождения не требовалось даже снаряжения специальных экспедиций. Достаточно было привезти не только рудознатцев, но и немного медной руды, раздать её образцы «торговым гостям» и попросить показывать эти образцы местным жителям во время поездок.
Многокомпонентный характер культурогенеза Страны городов. Синташта - стала первым городом в стране городов, образовавшимся в результате переселения жителей Приильменья на Южный Урал. Но в «Стране городов» найдено 25 поселений (причём, именно 25 строений образуют внутренний круг Аркаима) и Синташта (17 тыс.кв.м) не самое крупное из них, размер наибольшего Черноречье III – 32 тыс.кв.м, а самое маленькое Новоникольское I всего 6 тыс.кв.м. Когда и почему появились остальные 24 города? Предположительно, XXII веке до н. э в лесной и лесостепной зонах Русской равнины проживало несколько десятков племенных союзов и отдельных крупных племён. И, как показывают данные палеогенетики, большинство из них имели общие родовые корни (гаплогруппа R1a) и говорили на уже расходящихся, но всё ещё близких диалектах когда-то единого языка. Но последствия катастрофического затопления затронули только Прильменье, а в остальных регионах природные условия мало изменились и у их жителей не было каких-либо видимых причин для массовой миграции.
Проходит всего около 100 лет с заселения Синташты и уровень жизни горожан, их быт и занятия меняются до неузнаваемости. Здесь изготавливаются и широко применяются бронзовые орудия труда, вокруг города появляются обширные огороды, загоны для крупного рогатого скота, табуны лошадей. Дружинники вооружены бронзовыми кинжалами, бронзовыми топорами, толстыми копьями с бронзовыми втульчатыми наконечниками, а передвигаются, на неведомых доселе, быстроходных колесницах. И побывавшие здесь рассказывают соплеменникам об этой «чудесной» стране, как о некой несбыточной мечте. И начиная с рубежа XXI века до н. э на Южном Урале разворачивается строительство более двух десятков новых городов. Причём, оно выполняется не спонтанно, а по единому заранее составленному и согласованному плану. Но это не была "типовая застройка". Для каждого нового города составлялся индивидуальный проект, учитывающий пожелания племенной элиты. «Давайте обратимся к материалам укреплённых центров "Страны городов". Все эти поселения сооружены по заранее намеченному плану. Этот план был нанесён на земную поверхность, были вырыты котлованы жилищ - и при этом оставлены цоколи или фундаменты высотой 40-50 см, размечены хозяйственные ямы, очаги и т.д. Никакой возможности развития поселения строители не предусматривали. При этом никаких выселок около поселений с круглой планировкой нет. Если рядом с прямоугольными поселениями есть подолы - неукреплённые поселения около крепостных стен, то вблизи круглых поселений никаких подолов нет, пространство вокруг них должно было быть свободным. В результате пожаров, перевыпасов и других катастроф люди оставляли эти поселения. По прошествии какого-то времени через два, три поколения они возвращались.
Они отыскивали старые фундаменты стен. Как сейчас храмы строятся на древних фундаментах, непосредственно на том же фундаменте строился новый дом. Люди замешивали новые блоки с использованием глины прокалённоё в огне предыдущего пожара, и строили из них стены на том же основании, что и раньше. На Алданском прослеживали до трёх таких восстановлений. Строители отыскивали те же самые очаги, те же колодцы - и делали новые колодцы внутри старых, а это намного сложнее, чем построить всё заново. Перед нами яркое подтверждение глубокой ритуализации внутрипоселенческого пространства» Г.Б. Зданович.
Аркаим. Говоря о Стране Городов, учёные разных «школ» могут спорить по различным вопросам, но в одном сходятся практически все – у Страны городов был сакральный (мозговой) центр и это - Аркаим. От других поселений его отличает - отсутствие посадов и регулярная тщательная очистка территории от мусора («представляют собой сакральное пространство - здесь тщательно убирается весь мусор», Г.Б. Жданович). О сакральном предназначении Аркаима говорит и Е.Н. Черных. «К синташтинским посёлкам примыкает так же Аркаим, в котором автор настоящей книги не видит ни малейших даже зачаточных шагов городской цивилизации. Я склонен интерпретировать его лишь как некий сакральный центр, по всей видимости, племенного характера».
Строгость планировки Аркаима удивляет и является одним из необъяснимых парадоксов Страна Городов. Вдоль внешней стены Аркаима располагалось 39 строений (средний размер 16-17 на 5-6 метров). Вдоль внутренней стены располагалось 25 строений. В центре ритуальная площадь размером 35 на 25 метров. За пределами городских стен располагался огород (140 на 45 метров), производственные мастерские, загоны для скота.
Возникает вопрос – «Почему в Аркаиме все строения всего двух типов (внутренний круг и внешний круг) и нет дома, построенного для вождя?». Встречный вопрос – «Вождя кого?». Все специалисты единодушны и ещё в одном вопросе - «Страна городов» это культурный котёл и здесь на одной сравнительно небольшой территории одновременно сосуществовали разные группы населения. И Аркаим создавался как «надплеменной» сакральный центр и обоснованно предположить, что решения здесь принимал не один вождь, а равные между собой представители городов (племён). И 25 строений внутреннего круга были предназначены для их проживания (или временного размещения), что с этической точки зрения было идеальным решением. Все строения равноценны и образуют кольцо вокруг центральной ритуальной площади, чем подчёркивается равнозначность всех племён пришедших в «Страну Городов». В остальных 39 больших помещениях, расположенных вдоль внешнего круга, возможно могли размещаться общие центры компетенции (обучения) для архитекторов, землеустроителей, рудознатцев, кузнецов, гончаров, кожевенников, ткачей, сбруйщиков, корабельщиков, плотников, животноводов, конюхов, огородников и так далее.
Все участники круглого стола единодушно говорят о культурном (с точки зрения археологических культур) многообразии населения Страны Городов. И это не удивительно - более 20-ти родственных, но в то же время, во многих аспектах уже самобытных родов, пришедших сюда с Русской равнины.
- «Практически все исследователи настаивают на многокомпонентном характере синташтинского культурогенеза» В.В. Ткачёв.
- «Каждый памятник демонстрирует свой, в чём-то особый путь развития. С формальных позиций получилось, что это действительно не одна культура, а культурный тип, "котёл", где всё варится» О.Д. Мочалов.
- «Отражает процессы конгломеративного существования, что характеризуется смешением на одной территории разных групп населения» В.С.Горбунов, Ю.В.Горбунов.
- «Синташта представляет собой не сложившуюся археологическую культуру, а тип памятников в момент формирования новой культуры в результате синтеза разнокультурных компонентов. После дискуссии стало понятно, что вопрос о происхождении синташты остаётся открытым. Но, так или иначе, мы видим здесь слияние разных компонентов» Е.Е. Кузьмина.
Миграция или сезонное заселение. «По данным Р.У. Линдстрома, средний возраст смерти взрослых составляет для всех изученных синташтинских некрополей около 29 лет … … … Однако исследователи обычно легко отождествляют категорию среднего возраста смерти погребенных с величиной средней продолжительности жизни. По В.П.Алексееву, величина средней продолжительности жизни взрослого населения на территории бывшего СССР в древности была относительно стабильной – около 40 лет [Алексеев, 1972, с. 20]. Согласно К.Вейсу, средняя продолжительность жизни для взрослых в эпоху бронзы в мире составляла 38,7 лет [Романова, 1989, табл. 5]. Следуя такому допущению, получаем, что "синташтинцы" должны были жить в среднем на 10 лет меньше, чем носители предшествующих и последующих степных культур и люди эпохи бронзы в целом» Зданович Д. Г.
О несоразмерности "погребальных полей" и укреплённых синташтинских поселений говорит и Н.Б. Виноградов. Более того он прямо говорит регулярной сменности населения - «... укреплённые поселения [Страны Городов] функционировали вовсе не так, как нормальные поселения. Они особо функционировали. В течение части года, по принципу сменности населения. Но тогда мы должны их рассматривать как часть некоей системы» Н.Б. Виноградов. Объяснить столь низкую среднюю продолжительность жизни, можно только тем, что Страна Городов, это не основной регион проживания её жителей, а своего рода «выселки» (или учебные центры), в которых каждое племя с Русской равнины имело своё представительство (город), в котором население регулярно сменялось по «вахтовому» методу. Каждая новая вахта проходила здесь специализированную подготовку (обучение), а после её завершения возвращались на родину. То есть, говорить о полномасштабной миграции племён (возможно за исключением переселения в Синташту жителей Коломцов) нет оснований. При этом, каждый город, предположительно, в зависимости от удалённости основного места проживания племени от Южного Урала, мог иметь свои особенности в организации таких «вахт». В одних люди жили постоянно и, одна вахта просто сменяла другую. В других, это было сезонное проживание, когда в межсезонье в городе оставались только «смотрители», а основная часть населения уезжала.
Мощные фортификационные сооружения. Все города в Стране городов имели мощные фортификационные сооружения. Для примера возьмём Синштату. Это было поселение с мощными глинобитными стенами и рвами. Внешние прямоугольные и внутренние круговые укрепления очень высокие, окружающий поселение ров имел 3-х метровую в глубину, а ширина стен достигала 8 метров. Фортификационные сооружения были довольно изощрёнными - для наполнения рвов использовались старицы реки Синташты и балки, кроме того, действовали системы стока дождевых вод пополнявшие ров. С Синташтой понятно, это было первое поселение в Стране городов, созданное на самом краю обитаемой ойкумены. Кроме того, возможно переселенцы здесь просто воспроизвели укрепления аналогичные тем, что существовали ранее в Коломцах на Ильмене (как они выглядели мы не знаем и не узнаем до тех пор, пока на урочище Коломцы не начнутся реальные археологические работы).
Но зачем не менее мощные укрепления вокруг остальных городов. Все археологи единодушны - за 300 лет их существования - внешних врагов так и не нашлось. Более того, при высоком уровне военизированности населения (боевые колесницы, бронзовое оружие, эффективные луки), в синташтинских погребениях «нет ни одного костяка со следами насильственной смерти» Н.Б. Виноградов. Чего же опасалось население городов? Ответ простой – соседей. Племена построившие свои поселения в Стране городов на протяжении многих столетий соседствовали друг с другом на Русской равнине и очевидно, что их сосуществование не всегда было мирным и за это время накопилось огромное количество взаимных кровных обид и претензий. И вполне объяснимо, что на создание незащищённого поселения всего в 30 км (среднее расстояние между городами в Синташте) от соседей (многие из которых имели обиды на вас) никто бы не решился.
И если в самой Стране городов потенциальные вооружённые конфликты не возникали из-за серьёзных укреплений вокруг каждого поселения и влияния и авторитета «надплеменного» центра в Аркаиме, который мог выступать в роли третейского судьи в любой конфликтной ситуации. В Стране городов находились города 25 племён и у всех были собственные хорошо обученные дружины. И все племена понимали, что вооружённый конфликт с одним соседом, может привести к конфликту со всеми остальными племенами.
Но в регионах постоянного проживания племён, конфликты могли происходить и после возникновения «Страны городов». В этом случае, виновное в нём племя, скорее всего, лишалось (до урегулирования конфликтной ситуации) возможности проживания в «Стране городов». Такие необъяснимые, по другим причинам, перерывы в существании городов в «Стране городов» могли длиться до нескольких десятков лет. И таким таинственным исчезновениям есть археологические подтверждения. О многократном перезаселении одних и тех же городов говорит Г.Б. Зданович - «... люди оставляли эти поселения. По прошествии какого-то времени через два, три поколения они возвращались». ... ... ... «Насчёт переноса идей – в Аландском было несколько перестроек, но это приходят люди не из одного поколения, а другие. Но они полностью информированы о том, где стена, очаг, они не портят стен, а пристраивают к ним. Каким образом переносятся эти знания через поколения не понятно». Здесь идёт речь об Алданском, а это пятый по площади город «Страны городов», его площадь 23 тыс.кв.м (площадь Синташты всего 15-17 тыс.кв.м). То есть, племя построившее Алданское, могло входить в пятёрку крупнейших племён Русской равнины. Причём, Г.Б. Зданович говорит, не уточняя названий поселений, о ещё нескольких аналогичных ситуациях.
Социальная организация. Повторимся - «Синташта представляет собой не сложившуюся археологическую культуру» и социальная организация в племенах, живших здесь находилась на разных этапах развития и была мягко сказать различной. И, как следствие, здесь удивительным образом сосуществовали общества (города), основанные на «теоретической демократии», «кастовом разделении», «вождизме».
Например, в Коломцах (и затем в Синташте), где предположительно основой благосостояния населения было не охота, земледелие или животноводство, а внешняя торговля и ремесленное производство - основу элиты составляли не только духовные лидеры и воины. Обосновано предположить, что все сословия - воины (дружина), духовные лидеры (волхвы, жрецы, брахманы, шаманы), «торговые гости», ремесленники здесь были равноправны, а основные управленческие функции принадлежали не вождю, а советам всего взрослого мужского населения. Именно такой способ управления описывает Д.Г. Зданович в статье «Синташтинское общество: социальные основы "квазигородской" культуры Южного Зауралья эпохи средней бронзы».
«"Элита" имела управленческие (прежде всего "устанавливала правила"), сакральные и, вероятно, военные функции, но, не обладая "властью-собственностью", не была экономически сильной, не контролировала "продуктивные технологии" и внешние экономические связи общины». Там же «Из индоиранских этнографических материалов наше внимание в первую очередь привлекают данные о социальной организации кафиров Гиндукуша. Дж.С.Робертсон назвал кафирское общество второй половины XIX в. "теоретической демократией". У кафиров основные управленческие функции принадлежали выборным органам олигархического типа. Отдельно функционировали советы всего взрослого мужского населения области. Обсуждение вопросов в советах протекало в форме диспутов. Существовал, почти как в Древней Греции, институт ораторов. На процесс принятия решений влияли такие факторы, как "власть большинства" и "сила традиции''» Д.Г. Зданович. Кафиры Гиндукуша это народ известный нам под именем Калаши, а описанное выше социальное устройство, очень напоминает Новгородское Вече. Но между появлением Новгорода (всего в нескольких километрах от Коломцов) и появлением Синташты (Южный Урал) – почти 3 тыс. лет. Но и обычаям, сохранившимся у Калашей (Пакистан) до второй половины XIX века ещё больше – не менее 4 тыс.лет.
Но одновременно здесь несомненно существовали города с жёстким кастовым разделением (брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры) характерным для ведического общества, где ни о каком равноправии межу кастой кшатрии и кастой вайшьи не могло идти речи. Об этом свидетельствует социальное устройство племён индоариев пришедших из «Страны городов» в Индию.
Но все эти различия существовали исключительно внутри города и, по-видимому, не влияли на управление самой «Страной городов», где основные управленческие функции выполнял совет уполномоченных представителей городов. А был этот представитель города назначен вождём его племени или выбран на совете всего взрослого мужского населения племени было неважно.
Миграции племён Страны городов. Накопленный племенами Русской Равнины в Стране Городов потенциал неизбежно должен был реализовать себя либо в виде межплеменных конфликтов, либо в частичном переселении регионы «вечного лета». И события стали развиваться по второму сценарию. В XX-XVIII вв. до н. э. жизнь в Стране Городов постепенно угасает. Накопленный потенциал (металлургия, боевые колесницы, верховая езда, эффективное бронзовое оружие, пастушеское скотоводство и отгонное скодоводство, земледелие, опыт создания укреплённых городов и т.д.) и опыт были малополезны в лесных и болотистых местностях Русской равнины. Например, боевые колесницы в северных регионах применимы не более 2-3-х месяцев в году (остальное время снега или распутица), а в лесных регионах они вообще бесполезны. В свою очередь, для изготовления бронзы нужны рудные месторождения, для пастушеского скотоводства – степные пастбища и так далее.
И в XX-XVIII вв. до н. э. часть родов Русской равнины уходит на юго-восток, юг и юго-запад. Причём, обоснованно предположить, что в процессе миграции племена имели не только информационную (географические и климатические особенности, оптимальные маршруты, сильные и слабые стороны местного населения, наличие сырьевой базы и так далее), которую им предоставляли «торговые гости» побывавшие в целевых регионах миграции, но и поддержку на ранних этапах переселения.
На протяжении многих веков люди перемещались по «Южной дуге», области, соединяющей Европу через Анатолию с Западной Азией. Как показали данные, представленные в статье [«The genetic history of the Southern Arc: A bridge between West Asia and Europe» Iosif Lazaridis, Songül Alpaslan-Roodenberg 2022 г] миграция племён «Страны городов» привела к «Великому степному перевороту» рис.2. Как видно из графиков на рис.2 на смену родам R2a (R-M124*), проживавшим до XXVIII века до н. э. в степных регионах России, Украины и Казахстана, уже в XIX веке до н. э. приходят рода R1a1a1 (Z93).
Именно в этот период, носители этого субклада (южные арии), начали свои миграции на восток, юго-восток и юг. Их прямыми потомками являются не только скифы и саки, но и значительная часть киргизов, татар, таджиков. И даже сейчас, в некоторых регионах Индии, среди представителей высших каст до 72% – носителей R1a, а среди браминов даже около 95%.
По данным А.А. Клёсова («История ариев и эрбинов». М. 2017), в провинции Хэнань (население около 100 млн. человек) живёт более трех миллионов носителей гаплогруппы R1a. Эта провинция колыбель китайской культуры и занимает первое место по количеству подземных культурных ценностей. Именно здесь возникло Государство Шан-Инь (XVII—XI вв. до н. э.). Шан (около 400 км к юго-западу от Пекина) является первым китайским государственным образованием, реальность существования которого подтверждена не только археологическими находками, но также повествовательными и эпиграфическими письменными источниками. Причём, Иньцы значительно превосходили окружающие их народы с военной точки зрения — у них было профессиональное войско, использовавшее бронзовое оружие, луки, копья и боевые колесницы.
Но это, только верхняя часть айсберга. В «Стране городов» 25 поселений, и только для нескольких из них имеются данные палеогентиков (R1a1a1-Z93). Какие субклады гаплогруппы R1a жили в остальных нам неизвестно. Но, предположительно, именно из них происходило переселение (миграция) в прибрежные регионы Черного моря, Прибалтику, Балканский полуостров, Малую Азию.
Подписывайтесь и комментируйте, если есть вопросы постараюсь на них ответить - читайте:
1. Русы и Славяне – о чём не хотели, но сказали летописцы и палеогенетики
2. Географические фантазии в Аргонавтике. Почему никто не слышал о пути «из Грек в Варяги»?
3. Коломцы – протогород, о котором не любят вспоминать. Северо-запад Русской равнины 12.5-4.5 тыс. лет назад
4. Заселение Северо-запада Русской равнины 12.5-4.5 тыс. лет назад