Книга мемуаров, часть 83
Научный руководитель Института истории им. Ш. Марджани, один из отцов татарстанского суверенитета Рафаэль Хакимов издал книгу мемуаров под названием «Бег с препятствиями по пересеченной местности». В аннотации к ней указано: «Воспоминания о пройденном пути до и вместе с Минтимером Шариповичем Шаймиевым. Книга рассчитана на всех, кто интересуется современной историей». «Миллиард.Татар» продолжает публикацию этой работы с разрешения автора.Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26, часть 27, часть 28, часть 29, часть 30, часть 31, часть 32, часть 33, часть 34, часть 35, часть 36, часть 37, часть 38, часть 39, часть 40, часть 41, часть 42, часть 43, часть 44, часть 45, часть 46, часть 47, часть 48, часть 49, часть 50, часть 51, часть 52, часть 53, часть 54, часть 55, часть 56, часть 57, часть 58, часть 59, часть 60, часть 61, часть 62, часть 63, часть 64, часть 65, часть 66, часть 67, часть 68, часть 69, часть 70, часть 71, часть 72. часть 73, часть 74, часть 75, часть 76, часть 77, часть 78, часть 79, часть 80, часть 81, часть 82.
ХОДИТЬ ПРОТИВ ВЕТРА
Быть первой
Политика - политикой, но личная жизнь тоже часть биографии, если даже она кажется не столь значимой, как общественные дела.
Передо мной на стене висят картины и фотографии дорогих для меня людей: отца - графика в исполнении Урманче, брата Рустема, его нарисовал в студенческие годы его друг Герман Трифонов и фотография моей дочери. Она обнимает меня, я держу большой букет роз - видимо был день рождения. Эта фотография для меня особенно дорога. Я ее постоянно разглядываю, в сотый и тысячный раз. Все эти живые черты вечно улыбающейся дочери. Пока она была жива, мы не часто фотографировались, казалось, она и так всегда будет рядом. Я теперь знаю, что такое счастье - это когда тебя обнимает дочка. Она живет со мной.
Говорят, время лечит. Вранье. Просто острая боль становится тупой, но она не проходит. Единственное утешение - тень дочери всегда где -то рядом, она пытается меня утешить. Это всего лишь воображение, но ведь наша жизнь и есть смешение воображаемого с реальностью. Никто не может быть чистым реалистом. Без воображения человек просто функционирует, он без будущего и даже прошлое для него становится лишь набором фактов.
После похорон Камилы на поминки собрались в кафе соседи и говорили, какой она была красивой, умной, сердечной. Она для каждого находила нужные слова и каждый мог вспомнить о ней что-то хорошее, теплое. И вдруг во время разговора в окно залетела бабочка и стала летать над нами. Все застыли от удивления. Кто -то сказал: «Это - знак, душа Камилы где -то с нами рядом». Убеждать, что это была случайность, было бесполезно и не хотелось. Напротив, хотелось верить, что на самом деле ее душа осталась с нами. С тех пор, когда в дом залетают бабочки, мне чудится, что душа дочери прилетела ко мне. Это лишь мое воображение, но оно утешает.
Без нее прошла целая вечность. Вспоминая, как две Камилы (дочка и Камила Шаймиева) валялись у нас на диване, о чем-то секретничая, я теперь понимаю, какие, оказывается, были в моей жизни счастливые дни. Просто я не знал об этом. Остались воспоминания.
Ребенка не порть
В детстве я с дочерью говорил только на татарском, ее мама, будучи узбечкой, естественно, говорила на своем родном языке. Тем более, я жене сказал: «Ребенка не порть, говори на родном языке». Камила никогда не путала два языка. К трем годам, она уже слышала русскую речь и очень хотела говорить по-русски. Выражалась примерно так: «Очпочмаки нет ашаки». Иначе говоря, она не хотела есть треугольники, при этом думала, что говорит по-русски. Во дворе она довольно быстро освоила русскую речь, причем с набором непотребных выражений. Порой, было смешно смотреть, как при гостях она говорит со мной на татарском, поворачивала голову к маме и начинала тараторить по-узбекски, а с гостями говорила на правильном русском языке. На всех трех языках говорила без акцента. Гостей это шокировало: «Зачем мучаете ребенка?!» Но Камиле было интересно, она охотно начала учить английский, а затем и французский. После поездки в Барселону думала выучить испанский, но Аллах распорядился иначе.
Когда сегодня я слышу разговоры о неоправданных нагрузках на детей с татарским языком, я не понимаю родителей. Детям учить языки интересно!!! Это их развивает. Социологические исследования в разных странах показывают, что знание дополнительного языка повышает шансы на лучшую карьеру. Причем имеется в виду любого языка. Татарский не исключение.
Конечно, бывают учителя, способные даже у самого любопытного ребенка отбить охоту к учебе... Будем считать это исключением.
Подробнее: https://milliard.tatar/news/v-detstve-ya-s-doceryu-govoril-tolko-na-tatarskom-ee-mama-buduci-uzbeckoi-govorila-na-svoem-rodnom-yazyke-4236