Из всех перестроечных фильмов "Интердевочка" едва ли не самый популярный. Мелодраматичная история ленинградской проститутки Тани Зайцевой знакома очень многим, а тем, кто забыл, о чем речь, напомню: фильм состоит из 2 серий. В 1-й показывают мир ленинградских путан, во 2-й - жизнь Зайцевой после того, как ей удалось вырваться из опостылевшего "совка".
Вышедшей замуж за благополучного и скучного шведа Ларсена Тане поначалу кажется, что она попала в рай - по крайней мере, потребительский. Героиня опустошает полки магазинов и разъезжает на новенькой машине. Но потом в бравурной мелодии появляются тревожные нотки. Начинаются нелады с мужем, недовольным, что жена тратит деньги не считая. Сотрудники мужа по-прежнему относятся к Танюше как к проститутке. Соседка, у которой героиня одолжила соль - и та вставляет свои пять копеек. Мало-помалу Татьяна начинает задыхаться в это внешне благополучном, но чуждом ей мире чистогана. Чтобы вздохнуть свободно, приходится пить. И даже внезапно забрезживший свет в конце туннеля в виде романа с дальнобойщиком из Ленинграда оказывается обманчивым. Грешное счастье длится недолго. Финал фильма трагичен: героиня, мчащаяся в аэропорт, чтобы вернуться на родину, к больной маме, гибнет в ДТП.
Зрителю буквально навязывается немудреная мысль: дома плохо, а на чужбине еще тяжелее. Заграничное замужество - не хеппи-энд, а начало новых проблем: одиночества, отчуждения, чувства собственной ненужности, внутренней пустоты и отсутствия социальных связей.
С целью закрепления этой мысли создатели фильма ввели в него отсутствующий в книге Кунина персонаж - Верку-москвичку, тоже бывшую проститутку. Она отдала все свои деньги за фиктивный брак, и что же? Вместо достатка - нищета, вместо уютного дома - жуткая нора в неблагополучном районе, вместо богатых любовников - уголовник, впутавший дуреху в перевозку наркотиков. Страшный мир капитала беспощадно перемалывает юные судьбы, так сказать. Все как в передовице "Правды".
Но если присмотреться повнимательней к истории Зайцевой, то обнаруживаются интересные вещи. Да, безусловно, любой человек, переехавший в другую страну, испытывает стресс и поначалу сталкивается с дефицитом общения и отсутствием социальных связей. Но ведь экс-путана и не пытается найти эти связи, а заодно и свое место в новой действительности. Она не учится и не работает, не волонтерит и не занимается благотворительностью: она вообще ничем не занимается, кроме минимальной работы по дому. Единичный благородный порыв - найти хоть какое-то занятие - мгновенно прошел и больше никогда не возобновлялся. И ведь не скажешь, что у Татьяны есть существенные проблемы, мешающие ей влиться в новую жизнь (кроме лени и разболтанности): она молода, бездетна, здорова как бык, коммуникабельна, лишена комплексов, и, главное, имеет страховку в виде готового ее содержать мужа.
Что сделал бы разумный человек в ее ситуации? Первым делом подтянул поверхностный разговорный шведский на курсах или с репетитором, а потом пошел бы учиться заново на ту же медсестру, получил местный диплом и без труда нашел нормальную работу с нормальной зарплатой: уровень безработицы в Швеции в частности и в Скандинавии в целом в те годы был очень низок. И дело не только в том, что у Татьяны появились бы свои честно заработанные деньги, и даже не в изменении статуса с "бывшая проститутка, жена идиота Ларсена" на "старшая медсестра Ларсен". Пойдя по пути разума и труда, Зайцева неизбежно нашла бы и свой круг общения, и свое место в жизни. На тех же курсах языка ей бы непременно встретились такие же иностранные жены, и с ее общительностью она быстро обзавелась бы приятельницами. Но где разумный человек, а где Таня Зайцева
Страдания бывшей путаны в Швеции обусловлены исключительно ее поведением - и больше ничем. Из всех возможных путей адаптации к новой действительности она выбрала самый провальный: жизнь домашнего питомца, даже не пытающегося понять страну, в которой она оказалась. Финал предсказуем. Даже если бы Таня, как в шведской версии фильма, выжила в ДТП, все равно через какое-то время или Ларсен бы ее выгнал, или она банально спилась бы. Все как у классика: "Судьба толкнула их на проституцию, и с тех пор они живут в какой-то странной, феерической, игрушечной жизни, не развиваясь, не обогащаясь опытом, наивные, доверчивые, капризные, не знающие, что скажут и что сделают через полчаса - совсем как дети". А эмиграция - это не для инфантильных личностей.