Пресная вода – источник жизни. Природная материя, из которой на тот или иной процент соткано буквально все вокруг, да и мы сами. Так что неудивительно, что второе, что хочет сделать любой увлеченный водитель (после проверки динамических возможностей автомобиля на прямике) — отправиться на ледовую трассу, чтобы погрузиться в новое для себя измерение скольжения. По мере роста навыков, к делу обычно подключается секундомер. И тут понимаешь, что скольжение – не только друг, но и враг, причем не только в поворотах, но и на прямой. Так знания об автомобиле и его контакте (в прямом смысле слова) с водой в твердом агрегатном состоянии обретают глубину.
Возможно, создатели «Байкальской Мили» Сергей Мальцев и Дмитрий Хитров задумывались о чем-то подобном, когда вывели свою формулу: глубина равна дистанции, точнее, наоборот. Так или иначе, «Байкальская миля» – соревнования на скорость на дистанции в 1642 метра, равной наибольшей глубине самого большого на нашей планете резервуара пресной воды — озера Байкал. В 2023 году Миля прошла уже в пятый раз, отметив первый юбилей.
Один из предводителей «Байкальской мили», выставок «Поехали», «Вездеходер» и «Мотовесна» Дмитрий Хитров принимал участие на эффектном открытом хотроде, частично уравняв тем самым себя с участниками на мототехнике.
В -20 за бортом – отважно и искренне.
Несмотря на поддержку крупных спонсоров (в этом году главным партнером стала марка Lada), Байкальская Миля лишена ненужного официоза. Главное – безопасность, чему тут уделено максимальное внимание, точный хронометраж, а все остальное тут создают (буквально, своим присутствием) сами участники.
Тут нет строгих технических требований – выйти на дистанцию можно на любом транспортном средстве, будь это хоть мотоцикл, хоть мотоблок, хоть оснащенная парогенератором тележка из супермаркета.
И выступать будешь в своей отдельной категории, соревнуясь не только в абсолюте, но и с реальными конкурентами.
Идея сработала: демократичный регламент привлек на Милю не только профессиональные спортивные команды, но прежде всего тех, кому строгие ограничения всегда были как палки в колеса. Причем как в спорте, так и в обычной жизни. Наиболее яркие участники – конструкторы-самоучки в сопровождении команды поддержки.
Идеальный пример повышенной яркости, недоступной ни одной из официальной гоночной серии (что РСКГ, что Формула-1) – творческая и эпатажная команда «Падонки Мира», представившая сразу несколько необычных транспортных средств, уже хорошо известных фанатам: реактивный автомобиль 100Як с турбореактивным двигателем АИ-25 от самолета Як-40, выдающим 1500 кг тяги, ч, дополненный лыжами и обтекателем электрический унимот, управлять которым надо в положении лежа.
Лев Гаряев и его 100Як – победители Мили прошлого года с результатом 283,766 км/ч. Конструкция довольно проста. Рама из прямоугольных профилей, с подвеской на двойных поперечных рычагах. Водитель сидит в тесной трубчатой клетке, выглядящей как слабое утешение, несмотря на наклейку, свидетельствующую об омологации РАФ. Честно скажу, у меня не хватило воображения, чтобы представить, что что чувствует заложник и повелитель этого монстра на скорости под 300, поэтому вечером в баре я подсел за столик к Льву Гаряеву и попытался это выяснить. Бесстрашный пилот, как истинный «падонак», к блогерам оказался не особенно расположен, так что разговор вскоре свернул в стремительно пересыхающее русло.
Впрочем, накануне парни из команды были радушны и общительны. Одетые в джерси и длинные куртки с собственной символикой, напоминающей о лучших моментах старого доброго поздне-советского и пост-советском (нужное подчеркнуть) угара, бородачи между заездами на пронизывающем ветру при -20 весело возились с техникой, ели гречку, сидя прямо на болиде. В это время скромный шатер с удалой символикой сгибало ветром к земле.
Мужики поделились некоторыми подробностями конструкции, как и тем, что ее автор – не просто сумасшедший самодельщик, а дипломированный выпускник МАИ. По словам разработчиков, 100Як способен развивать более 300 километров в час, а при оснащении обтекателем (если на это найдутся спонсорские деньги) – и того больше. Один раз увидев старт этой машины — огненный хвост при запуске, и ни с чем не сравнимое воздействие реактивной струи, неумолимо давящее острым снежным вихрем.
Машина на удивление тихо скрывается вдали, реактивная струя греет воздух, размывая картинку, летят клубы снежной пыли, использовал ли пилот тормозной парашют. Все внимание на табло… Лучший результат машины до закрытия трасс — 273,161 км/ч, то есть второе время. И 283 км/ч уже после закрытия!
Неподдельный эпатаж и техническая смелость «Падонков»– украшение Байкальской Мили. Но скорость, как и деньги, иногда любит тишину, что доказал Артур Туманов из “Теслакарсбай”, разогнав Tesla Model S Plaid до 258,444 км/ч. Тот случай, когда современные технологии не требуют от вас много взамен за быструю езду – только не бояться, когда машина подскакивает на неровностях байкальского льда, и не бросать газ.
Победители БМ-2023 – команда Stealth PCM из Владивостока. Парни притащили на прицепе подготовленный своими руками Марк с 1100-сильным 2JZ. За его рулем пилот Аркадий Романчук разогнался до 274,956 км/ч. На второй день заездов, у парней прогорел поршень, но лидерство конкурентам оспорить не удалось.
На позициях с 4 по 6 в абсолютном рейтинге — безбашенные мотоциклисты. Михаил Любимов (MotorCity) на MV Augusta F4 1000 (239,832), Александр Казаков на HONDA CBR1000RR (226,914). Анастасия Катаева из MotorCity на той же Augusta показала немногим меньше, 221,137 км/ч.
При этом наблюдая за сложностью стартов мотоциклистов и их траекторией, вообще невозможно предположить, чем держится за дорогу мотоцикл на такой скорости.
Скорее всего, лишь кончиками шипов…
Байкальская миля демонстрирует не только скилл пилотов, но и возможности самих автомобилей. Места с 7 по 9 заняли участники из команды ddKaba — известного энтузиаста Сергея Кабаргина. Сам Сергей Леонидович, Максим Васильев и Мария Найт показали результаты от 216 до 206 км/ч на примечательном дрифтовом спорткаре Фалкон собственной конструкции на базе Smart Roadster и двигателя от Hayabusa.
К сожалению, гонка закончилась для команды задолго до того, как установилась благоприятствующая рекордам погода. В какой-то момент автомобиль притащили с заездов на веревке, после чего вскоре затолкали на эвакуатор. Желаем команде поскорее восстановить машину и показать новой красоты и скорости в своих качественных и нескучных видеороликах.
Среди автомобилей участников — многочисленные "Лады" и "Жигули".
С точки зрения обывателя, для профессионального автоспортсмена (раллиста или кольцевика, участника международных гонок) заезды по прямой могут казаться скучным занятием. Но эта концепция понимания призрачна, как байкальская дымка. За которой из Максимихи, где проходит гонка, в хорошую погоду можно разглядеть находящийся в десятках километрах остров Ольхон.
На самом деле, для профессиональных пилотов и водителей-испытателей Миля дает возможность проверить автомобили в необычных и экстремальных условиях. Профи не будут проводить заезды на максимальную скорость на заледеневшей динамометрической дороге. Хотя бы потому, что шансы в итоге разложить автомобиль об отбойники будут не сильно отличающимися от 100%.
А тут у тебя есть полтора километра на разгон, еще столько же на торможение, и ровный (хотя и с погрешностями) широкий трек из чистого прозрачного метрового льда. Точнее, целых три таких трека, чтобы заезды по ним могли проводиться одновременно. Байкальский лед в течение дня меняет свой цвет с синего на зеленый в зависимости от освещения и угла зрения.
Достигаемые скорости тут заведомо будут ниже, чем летом по асфальту, но и зацеп — призрачный даже на высоком тренировочном 1.5-мм шипе, что выпукло выпячивает неожиданные погрешности в настройке шасси.
В Lada Sport Rosneft отнеслись к мероприятию серьезно, выкатив на Байкальский лед сразу три предсерийных автомобиля. Две Lada Granta Sport, и одну Vesta Sport NG в кузове универсал.
«Конечно, мы хотели продемонстрировать товар лицом, чтобы журналисты могли лично оценить работу наших инженеров. Также для нас это возможность собрать дополнительные данные, ведь доработка серийных автомобилей — наша стихия. Не только для асфальта, но и для грунта, снега и льда.» Директор Lada Sport Rosneft Влад Незванкин традиционно монументально спокоен и немногословен. Работа его команды заслуживает похвалы.
Vesta NG Sport – топ-модель линейки LADA, поэтому тут есть не только изрядно доработанное шасси, которое легко «потянет» и гораздо более мощный мотор, чем 145-сильный атмосферник.
Новое поколение – по сути, рестайлинг, который заметнее всего в салоне. Ключ-карта – от Arkana, от нее же – блок климата. Большой мультимедийный дисплей развернут вертикально, по последней моде.
Но главное, теперь Vesta Sport будет выпускаться не только в кузове седан, но и в «универсале». Вряд ли начало продаж стали бы анонсировать за год. Быть может, оставшиеся от сотрудничества с Renault «топовые» компоненты пойдут на комплектование ограниченной серии быстрых «вест»? Или удалось наладить “параллельные” поставки? В любом случае, такую машину я бы себе взял — разумеется, в кузове “универсал”.
Пилотами “грант” стали приглашенные гости, журналисты и блогеры. Для нас устроили отдельные соревнования по парному слалому и дрэговые заезды на 1/8 мили. В слаломе я был четвертым, а вот в дрэге налажал. Достаточно было один раз слишком сильно нажать газ на старте, чтобы автомобиль забуксовал на месте даже на 1.5 мм шипе, и банально никуда не поехал, пока я не полностью не отпустил газ. Максим Кадаков в это время уже подбирался к половине короткой дистанции.
Granta – младшая модель линейки АВТОВАЗа, но с 2011 по 2018 годы выпускалась в 118-сильной “спортивной” версии. Теперь будет снова, и это можно приветствовать. Конечно, для мировой автоиндустрии, да и для Lada Sport, с их опытом постройки машин уровня европейских серий, в конструкции нет ничего хоть нового и технически выдающегося, и в Lada не кричат о сверх-новизне. Но экономическая ситуация, серьезный рост цен на автомобили и обслуживание, просто вынуждает многих рассматривать “народные” автомобили. Так что разнообразие в виде заметно более быстрой версии – значимый шаг в сторону потребителя, если цена не подведет.
“Новая” Granta Sport – автомобиль более практичный, чем прежде. Хотя бы потому, что за основу взят лифтбек, а не седан. В остальном отличия от машины 2018 года минимальны. Вдобавок, теперь применяется стоковая МКП5 вместо модификации с укороченным рядом и “гражданская” ГП 4.3 вместо прежней 3.9. Зато есть освежившие внешность бампера с яркими накладками, и шустрой магнитола с Алисой и навигатором.
В остальном — все то же самое, за что покупатели любили эту незатейливую, но честную машинку. К слову, довольно шуструю на извилистых горных дорогах. Энергоемкая, заниженная (до 140 мм клиренса) подвеска теперь стала чуть плотнее. Тормоза те же, усиленные — спереди вентилируемые диски 280 мм, ЗДТ от Vesta. По сравнению с обычной Granta, тут измененные углы установки колес (увеличен кастор спереди и развал сзади), более короткая рулевая рейка. И, конечно же, двигатель с другими распредвалами, обеспечивающими больший подъем клапанов. Горбатые валы + оригинальный ресивер + перенастройка ЭБУ позволяют выжать из стокового шеснаря около 120 л.с., что позволяет набирать сотню за 9.5 с. ESP на тестовых машинах отключена принудительно вынутым предохранителем. Для облегчения из багажника демонтировали полик, запаску и инструменты.
Кресло водителя не регулируется по высоте, поэтому посадка получается высокой – садясь за руль в гоночном шлеме, я сначала задеваю шлемом стойку, а затем салонное зеркало. Но вскоре приноравливаюсь, и в Granta Sport мне начинает нравится почти все, несмотря на длинные ходы рычага МКП и простенький пластик салона. Да, на руле тут нет спортивной четкости (в том числе — из за высокопрофильных узких спортивных шин с шипом 1.5 мм), но автомобиль на льду управляется абсолютно интуитивно, позволяя заправлять его в продолжительные боковые скольжения на 60-80 км/ч лишь только кивком руля и сбросом газа. Благо гладкий и чистый лед, куда не погляди, это позволяет.
Традиционно, стоковая Lada с приставкой Sport – заготовка для дальнейшей доработки, и я бы начал с самоблока. Но, главное, что и без дополнительной доработки стоковая Granta Sport оказалась весьма конкурентоспособной.
Выезд на дистанцию мили – в очереди из разномастных участников. Сбоку от меня стартует спортбайк с огромными шипами на колесах, за ним – новинка от заводской команды ГАЗ, ралли-рейдовый «Валдай».
Команда ГАЗ Рейд-Спорт представила всю линейку своих гоночных автомобилей, собранных на агрегатах российского производства, включая 310-сильный мотор ЯМЗ 534 на «Садко» и «Валдае». Большие полноприводные грузовики ехали около 140 км/ч, причем, как по рельсам. Более легкая ралли-рейдовая «ГАЗель NN» была быстрее — почти 154 км/ч.
Наряду со спортивными машинами участвовал в заездах и совершенно стандартный фургон "Соболь NN" — тот самый экземпляр, на котором я пару месяцев назад возил вездеходные шины из Вологды в Москву. Правда, заднеприводный фургон на гражданских шинах — требовал на байкальском льду большего от пилота. Хорошо, что спортивный директор команды Вячеслав Субботин в красках описал мне свой опасный занос, вызванный резким порывом ветра, уже после того, как я проехался сам! Иначе было бы страшно. А так я выезжал на дистанцию, не догадываясь, насколько нелетная погода меня ждет из-за ветра.
Первый старт. Передо мной – уходящая в горизонт взлетная полоса из синего льда. Визуального великолепия добавляет фоновая картинка – заснеженные рельефные склоны спадающего к острому мысу горного хребта полуострова Святой Нос.
Маршал машет рукой, значит, можно ехать. Трасса сегодня открыта не для всех – долбит сильнейший порывистый ветер, буквально рвущий флаги, так что выезды мотоциклов и 100Як запрещены. Но на Lada – можно! Секрет максимальной скорости – в максимальной аккуратности и точности. Сначала – не допустить массивной пробуксовки. Затем – точно выбрать момент переключения. На спидометр и тахометр ориентироваться не стоит. Даже на высокой скорости колеса в отсечке при нажатии в пол, мотор тут же уходит в отсечку. Уже позже Кирилл Ладыгин посоветовал мне переключаться по GPS. Благо, штатный навигатор показывает скорость. «Третью втыкаем на 85, четвертую – на 125». Я же в этот раз переключаюсь интуитивно, после того как мотор несколько раз прошел через отсечку. Гранта мягко подпрыгивает на волнах льда, но динамический коридор ощутимо расширяется. На спидометре уже 140, а позади только половина дистанции…, Ближе к ее концу руль нужно постоянно держать повернутым, чтобы автомобиль не сползал в сторону от траектории от сильного ветра.
После 1/2 мили набор скорости идет медленно, но есть ощущение, что то ли плывешь, то ли летишь – зацепа почти нет. Главное сейчас — ни при каких обстоятельствах не бросать газ, чтобы не вызвать снос – это может привести к перевороту. Миля кажется мне бесконечной, и это удивительное ощущение – словно ныряешь в байкальскую глубь, преодолевая нарастающее сопротивление среды. Отсечка хронометража! Плавно убираю ногу с педали, на 120 км/ч начинаю притормаживать. За это время автомобиль пролетает ровно 900 метров. Результат заезда неплох — 152.3 км/ч. На 7 км/ч, медленнее заводских пилотов, и на 2 км/ч – Кадакова. Но быстрее остальных коллег (никто из них не показал в тот день выше 148 км/ч). По итогам дня — в десятке! На самой простой Lada, пусть и с приставкой Sport.
Vesta Sport под управлением пилота Lada Sport Rosneft Владимира Шешенина показала 174.5 км/ч. Это лучшее время среди всех серийных автомобилей с объемом двигателя до 2.0 л за всю историю «Мили», и рекорд в новом зачете «Формула LADA». Причем лучший результат был достигнут на сочетании «тренировочных» передних шин и «гражданских» задних. Напарник Владимира по команде Кирилл Ладыгин на "Гранте" показал 163,606 км/ч — новый рекорд скорости Мили для серийных автомобилей с мотором до 1,6 л.
Но все таки, поддержка зрителей, твоей команды на "Миле" важнее спортивных достижений, которые у каждого свои. Тут каждый побеждает сам себя, при безусловной и искренней поддержке всех остальных участников. Конечно, есть и парные заезды на 1/8 мили, где на равных едут боевая “Газель” и Tesla S Plaid.
Заранее понятно, что мотособака или вездеход-переломка не покажут рекордной скорости, но в тусовке «Мили» все равны. Спортивная составляющая тут не главное, хотя бы потому, что почти на каждое транспортное средство тут найдется своя категория.
Эту мысль подтвердил мне и многоопытный автогонщик Алексей Васильев, прибывший на дистанцию на рестомоде ГАЗ-21, подготовленным в свое время для участия в ралли Монте-Карло. «У Волги большая база, поэтому автомобиль очень стабилен на прямой. Но для хороших результатов в заездах на скорость нужно добавить к текущим 200 л.с. еще сил 300. Но прежде всего «Миля» привлекает меня своей неформальной атмосферой, без строгих технических проверок, бюрократии и официоза». Вторая машина, на которой выступал Васильев — реплика гоночного Москвич-408 для ралли "Монте-Карло 1966", хорошо известный по бортжурналу Terrier.
Зрелище группового выезда на закате чарует, участие в нем пьянит.
Колонна автомобилей в какой-то момент трансформируется в гигантскую стаю, участники которой движутся параллельно, но в одном направлении и единым ритмом.
Наверное, это еще один из смыслов “Байкальской мили”.
Конечно, на всех гонках пилоты – главные действующие лица. Но на Миле они получают еще больше удовольствия, делая то, что им нравится, в безопасной профессиональной среде, но без лишних правил и формальных ограничений.
Атмосфера свободы, твой болид, даже если это Lada, ревущий двигатель, прозрачный лед Байкала, холодный чистый воздух, ощущение полета – что еще нужно для того, чтобы в финишном створе испытать состояние абсолютного счастья?
***