В моей картине мира, автоспорт — это двигатель прогресса автоиндустрии, полигон для отработки технологий. Можно бесконечно нагружать технику компьютерными и полигонными тестами, но подвести ее к пределу можно лишь тогда, когда соперники хотят доказать, что они сильнее и быстрее. Испытатели автомобилей — не обязательно автоспортсмены, и наоборот, но на Волжском Автомобильном Заводе гонки всегда были главной отдушиной инженеров НТЦ.
Видео. От рабочего до президента: За кулисами 25 Гонки Чемпионов. Кто круче — Ладыгин или Шешенин?
В девяностых, когда открылось "окно в Европу", начал меняться и российский автоспорт. Появлялись новые серии и форматы соревнований, которые — что тут греха таить — подсмотрели на Западе. В том числе — синхронные гонки. В частности, в Тольятти решили сделать что-то похожее на зрительский СУ финского ралли "1000 озер". Своеобразный гибрид ралли-кросса и ипподромных гонок. Кольцевая грунтовая трасса со множеством виражей, и две раздельных дорожки — для каждого из двух участников заезда.
Первая трасса для синхронных гонок была построена на заводском испытательном полигоне АвтоВАЗа в Сосновке к осени 1995 года. Отцами проекта стали Степан Васильев, Александр Пушкарь, Константин Сахаров. В проектировании и строительстве принимали участие сотрудники управления дорожных испытаний и доводки автомобилей, а также других подразделений НТЦ.
Из осеннего формата гонка быстро стала ледовой — традиционно проводимой на рождество. В первой рождественской синхронной гонке приняли участие сильнейшие гонщики Тольятти. В их числе — Сергей Алясов, Борис Маслов, Александр Никоненко, Юрий Кацай, Александр Артеменко и другие быстрейшие пилоты того времени. Собственно, именно поэтому у гонки появилось обиходное название — "Гонка чемпионов".
Поначалу все гонщики выступали на собственных машинах разных моделей. Но уже к 2001 году формат был пересмотрен — теперь автомобили стали одинаковыми, подготовленные управлением форсированных испытаний автомобилей серийного производства НТЦ АвтоВАЗа. Сначала гонщики соревновались на Lada 112, с 2005 года — на 112 Coupe, а потом все пересели на "Калины" с 1.4-литровым мотором и 1.5-миллиметровым шипом, лучше подходящие для таких заездов.
В 2008 году гонка ненадолго переехала на новый автодром КВЦ, и впервые проводилась в темное время суток, при искусственном освещении. 2009 год был пропущен из-за кризиса. Спустя год рождественская гонка вернулась сосновку — с новыми одинаковыми автомобилями Lada Kalina Sport. Еще одну такую "калину", разве что без каркаса, вручали победителю гонки. Собственно, именно заводская спортивная модель 1119-37 с омологированным каркасом, доработанным двигателем, подвеской и трансмиссией была тогда, пожалуй, самым главным российским "спорткаром". 137 сил, 159 Нм, ГП 4.5, самоблок в коробке. Достаточно для того, чтобы мчать по петлям закрученной между дорог автополигона трассы, горя желанием обогнать соперника хотя бы на десятую долю секунды.
С появлением в модельном ряду модели Vesta, гонки перешли на новый уровень зрелищности. Такой эстетики Сосновка еще не видела. Vesta Sport заводской подготовки, конечно, стала еще и быстрее, особенно, на боевых 4.5-миллиметровых шипах. 170-сильный атмосферник 1.6, кулачковая МКП с самоблоком, ГП 5.4.
Максимальная отдача — на 6800 об/мин, и все это на тонну снаряженной массы. Для гонки 2023 года были построены новые машины обновленной модели Vesta NG.
Традиция приглашать на гонку лучших спортсменов с годами стала развиваться за пределами традиционного кольца. Если, к примеру, в 2018 году на гонку пригласили лучших участников СМП РСКГ, то в 2023 году, на 25 юбилейной гонке, участниками стали знаменитые российские пилоты из самых разных дисциплин. В их числе, конечно, и лидеры команды Lada Sport ROSNEFT. Кирилл Ладыгин, Владимир Шешенин, Михаил Митяев, Леонид Панфилов — победители Чемпионатов и Кубков России по кольцевым гонкам. В команде и знаменитый раллист Дмитрий Воронов.
Приняли вызов и другие легенды российского автоспорта. "Царь" российского дрифта Аркадий Цареградцев,
триумфатор Дакара Сергей Карякин,
спортсмены из ралли-кросса — заслуженный профи Раис Минниханов и молодой талант Егор Санин, показавший себя не только как чемпион России по ралли-кроссу, но и сильный пилот в РСКГ, чемпион страны по картингу Макс Туриев. Еще одна приглашенная звезда — первый российский пилот F1 Виталий Петров, выступающий ныне в гонках прототипов.
Не стало сюрпризом и участие в заездах быстрейшего российского автожурналиста Владимира Мельникова — как награда за победу в Кубке Журналистов 2022 года.
Это соревнование проводится среди быстрейших автожурналистов страны на той же трассе и тех же автомобилях — но с тренировочным шипом вместо гражданского. О своем опыте участия в Кубке журналистов я уже рассказывал.
Описывать заезды синхронной гонки непросто, и даже замечательная картинка телеканала "Матч" с множества камер и коптеров не позволит вам составить полное представление о том, что происходит в Сосновке в день заездов.
Ведь главные действующие лица тут находятся не только на трассе. Гонка чемпионов — долгожданный праздник для сотрудников АвтоВАЗа и их семей.
Вот почему вокруг трассы с раннего утра появляются трейлеры, палатки, столы, мангалы, а главное, огромное количество радостных людей.
Несколько лет назад мне довелось принять участие во внутренних испытаниях компании Toyota, в которых были задействованы лучшие сотрудники европейских заводов и офисов марки. Тогда Toyota проводила серию таких испытаний, каждый год в них принимали участие специалисты с одного из континентов. И от шефов японского автогиганта я услышал нечто для меня удивительное. Оказывается, в абсолютном большинстве своем сотрудники заводов Toyota никогда не ездили на произведенных своими руками автомобилях! А значит, не имели полное представление о продукте и не могли сделать его лучше. Вот почему и возникла идея — проводить испытания с привлечением тех самых лучших сотрудников.
На АвтоВАЗе с этим, очевидно, проблем нет. Lada во всей России — народный автомобиль, а уж в Тольятти… Количество автомобилей Lada, в том числе, заводской доработки Lada Sport на парковках в Сосновке было просто бешеным. Сотрудники разных отделов автогиганта и связанных предприятий приехали с семьями. Найти свободное место на трибунах было непросто. Пройдясь вокруг и пообщавшись с посетителями гонки, я ощутил не только вкус шашлыка и местных напитков, но и ту преданность, с которой сотрудники автогиганта (от рядовых рабочих до разного уровня начальников) относятся к родному заводу. Для них это не просто место работы — это целая жизнь, ярчайшим моментом которой является ежегодная Гонка Чемпионов.
Кто-то приезжает ради только лишь добродушной атмосферы и общения, но большинство все же — ради гонок.
Есть и свои фавориты. Больше всего болельщиков в Тольятти — у Кирилла Ладыгина, которого тут все ласково зовут просто Кешей. Но у "Шиши" — Владимира Шешенина — поклонников тоже немало — и многие из тех, с кем я общался, предрекали победу в 25 гонке именно ему.
Но не стоит полагать, что остальные спортсмены были тут в роли статистов.
а тренировках быстрейшим оказался картингист Макс Туриев. В квалификации Владимир Шешенин привез ставшему вторым Кеше больше секунды (02:28,826), очень и очень много.
Ведь привычная разница между спортсменами на 2.5-километровой трассе — десятые, а то и сотые доли секунды. Третьим в квале Михаил Митяев, четвертым Егор Санин,
пятым Максим Туриев, шестым — извечный соперник пилотов Lada в РСКГ Дмитрий Брагин.
Насколько велика разница в управлении кольцевой Vesta на льду и другой техникой, можно было судить по выступлениям Цареградцева, Минниханова и Карякина.
В таком порядке они расположились в конце квалификационного списка, отстав от лидера на 5, 8 и 10 секунд соответственно. Случайность в гоночных заездах, конечно, могла бы все изменить, но для спортсменов такого класса случайности не характерны.
Все таки, к кольцевым ледовым Vesta нужно прикатываться, как и к самой трассе в Сосновке, но чисто статистически шансы на победу у "кольцевиков" гораздо выше, чем у гонщиков других дисциплин. Но тем не менее, участники гонки Чемпионов стараются от приглашений не отказываться — ведь побороться друг с другом и с самим собой на ледовой дорожке, да еще при такой выдающейся поддержке зрителей, дорогого стоит.
В полуфинале гонки Шешенина и Санина разделили всего лишь 8 тысячных секунды. Егор в итоге завоевал бронзу.
По итогам трех финальных заездов (по традиции, они проводятся до двух побед) случилось то, что так ждали многие из зрителей гонки.
В пламени борьбы Владимир Шешенин вырвал лидерство у "восьмикратного" Кеши. Вскоре на сцене президент АО "АВТОВАЗ" Максим Соколов вручил Владимиру переходящий трофей соревнований — "Серебряную ладью".
Вечером, уже после церемонии награждения, Владимир рассказал мне, что мечтал об этой победе долгие 9 лет — со своего первого участия 2011 года.
Но, похоже, неудача в той самой первой гонке повлияла на все последующие, создав определенный психологический барьер (причем это не распространялось на другие гонки). И только в нынешней Гонке Чемпионов Володя наконец осознал, что для победы нет никаких реальных препятствий. И результат не заставил себя долго ждать. Стоит задуматься о том, что это работает не только в гонках.