Нынешний год не балует отечественных автомобилистов громкими премьерами. От привычных “западных партнеров”, да и от многих их восточных коллег давно уже не дождешься никаких новостей, кроме заявлений об уходе. Однако, автомобильная жизнь в России не замерла, как это может показаться тем, кто изучает мир по соцсетям. В нынешних условиях российские производители обречены на развитие — у них просто нет выбора, и, по сути, нет конкурентов — кроме китайских. Движение есть, и его вектор вполне очевиден, как показала выставка пассажирских автобусов BW Expo 2022. На мероприятии наша команда побывала в лице Григория Алешина Avtotourist. Ниже — репортаж о событии.
На всю автобусную выставку в подмосковном “Крокус Экспо” хватило одного зала. При входе я испытал легкое дежавю — на секунду показалось, что я снова на “Шелковом Пути” — слева возвышается голубой монстр, напоминающий раллийный КамАЗ, справа — “Соболи” и “Газели”… Привычная глазу картина — ведь и в базовых лагерях самого престижного российского ралли-рейда команды из Набережных Челнов и Нижнего Новгорода тоже обычно живут по соседству и поражают широтой “экспозиции” и количеством “экспонатов”.
Пассажирский салон “Соболя” — пробный, но перспективный — все спинки диванов и кресел откидываются раздельно, можно даже поспать, не беспокоя соседа
Причем на нынешнем BW Expo у группы ГАЗ, в которую теперь входят и ПАЗ, и ЛиАЗ и КАВЗ было самое большое представительство — девять машин. Мы начали осмотр с новых Соболь NN, и нашим спутником стал руководитель пресс-службы ГАЗ Николай Марков nikolay-markov. Видео получилось увлекательное.
К дилерам новые “Соболя” уже поступили, правда, пока только цельнометаллический фургон (от 2 695 000 рублей) и “комби” с вторым рядом кресел (от 2 905 000 рублей). А вот на выставку газовцы привезли пробную пассажирскую версию с тремя рядами сидений, причем с раздельными спинками диванов в салоне — каждый пассажир может сесть как ему комфортно, не мешая соседям. Все диваны двигаются на встроенных в пол полозьях, их очень легко перемещать, а можно и совсем убрать, превратив салон в грузовой. В кабине все так же, как у новой Газель NN — очень удобное, эргономичное торпедо с большим дисплеем в центре и компактным рычагом шестиступенчатой МКП.
Новая шестиступенчатая “механика” — собственная разработка ГАЗа, эту коробку собирают на предприятии “Нижегородские моторы”, а вот дизель пока старый, зато привычный и понятный клиентам китайский Cummins 2.8. Однако вряд ли он задержится в производственной гамме надолго. Ему на смену уже готовят 2.5 литровый агрегат. Официальных названий и технических характеристик на ГАЗе пока не раскрывают, а по неофициальным данным — новый мотор за счет алюминиевой головки блока и других конструктивных решений, направленных на снижение веса, будет примерно на 60 кг легче “Камминса”, при этом мощнее и с большим крутящим моментом. Собирать новый мотор будут в России. Ну а все остальное давно на виду — независимая передняя подвеска на поперечных рычагах с пружинами и амортизаторами, задний мост рессорный, односкатный. Кстати, “Газели” с односкатным задним мостом на ГАЗе тоже освоили.
Привезли на выставку и пару “Газелей” — просторную маршрутку с высоким потолком и школьный автобус, оснащенный дополнительной подножкой для удобства маленьких пассажиров. Все кресла в нем оборудованы четырехточечными ремнями безопасности, скорость движения принудительно ограничена до 60 км/ч.
В семействе “Газелей” появился и электробус на базе каркасной Газель City с большой двустворчатой дверью и низкопольной площадкой в центре салона. Уже скоро он отправится на дороги столицы — электробус передают на ходовые испытания Мосгортрансу. Расположенное под капотом силовое оборудование 100-киловаттного электромотора пестрит наклейками “Сделано в России”, пробег на одной зарядке — около 150 км, общая емкость батарей — 68 кВт.ч, подзарядить их до 80% можно за 45 минут.
Автобусы из Павлово-на-Оке в нашей стране с детства знакомы каждому. На кургузых, не слишком удобных, но простых и доступных “ПАЗиках”, часто с газовыми баллонами на крыше, держится изрядная часть пассажирских перевозок за пределами МКАД, но в составе группы ГАЗ павловчане представили на BW Expo совершенно новый для себя автобус заднемоторной компоновки с отечественным дизелем семейства ЯМЗ-530 и разработанным на ГАЗе шестиступенчатым “автоматом”. У среднеразмерного девятиметрового CITYMAX 9 — самая большая в классе низкопольная площадка в 10 кв.м, он может перевозить до 73 пассажиров, а благодаря отличной эргономике рабочего места и прекрасной обзорности, очень удобен и для водителя.
CITYMAX 9 — лишь один из представителей перспективного семейства на единой платформе, на которой разрабатывается широкий модельный ряд дизельных, газовых, электрических и водородных автобусов. На основе другой единой платформы — с индексом “12” уже сделан большой электробус e-CITYMAX 12, его будут выпускать в Ликино-Дулево. ЛиАЗ-L01R35 e-CITYMAX 12 оснащается батареями емкостью до 350 кВт.ч, которые можно зарядить с помощью пантографа за полтора часа, “пистолетная” зарядка займет два часа, а ночная “медленная” зарядка — семь часов. Дальность хода — до 200 км, батареи оснащаются автономной системой термостатирования, поддерживающей их оптимальную температуру в любое время года — это стабилизирует запас хода в течение всего срока службы. Стоит отметить, что платформы 9 и 12 — разные, но широко унифицированы между собой по деталям каркаса кузова (одинаковое сечение), арматуре, светотехнике, салонной фурнитуре и другим компонентам.
Стенд КамАЗа на BW Expo выглядел поскромнее ГАЗовского, зато автобусы на нем были побольше. Камазовцы привезли огромную газовую “гармошку” КамАЗ (НефАЗ) 6299-40-5Т. Сочлененный автобус особо большого класса — полностью низкопольный, вместимость — до 155 человек. Общая емкость установленных на крыше баллонов для КПГ — 1239 литров, хватает на всю рабочую смену.
Однако и этот гигант бледнеет по сравнению с уникальной полноприводной “вахтовкой”, больше похожей на раллийный прототип. Автобус КамАЗ-6250 разработан для нужд Газпрома на базе двенадцатитонного шасси КАМАЗ-43502. Чтобы подняться в салон, нужно преодолеть аж четыре ступеньки, зато внутри — 32 роскошных мягких кресла, багажные полки, дополнительная печка, кондиционер. По сравнению с обычными вахтовками с отдельным кузовом на грузовом шасси — верх удобства. Водитель в одном пространстве с пассажирами, в задней подвеске — пневмобаллоны, впереди — длиннолистовые рессоры, камазовцы постарались обеспечить мягкость хода по самым плохим дорогам.
Камазовский монстр приглянулся не только Газпрому — знаменитый арктический путешественник Александр Еликов Elikov, которого мы встретили на выставке, с радостью превратил бы его в кемпер для поездок по зимникам, а в стандартном виде КамАЗ-6250 — отличный транспорт для экскурсионных групп, то, что надо для заполярного туризма! Видео с рассказом о новом автобусе от Саши — прямо тут.
По соседству с камазовским стендом развернули экспозиции менее именитые отечественные производители. Я, например, впервые увидел продукцию компании ПКТС. Следуя модному тренду, заданному “Аурусом”, свой электробус в ПКТС назвали “Генерал”. Оснащенный 150-сильным асинхронным владимирским двигателем ATL 250 электробус может на ходу подзаряжаться от контактной сети — у него есть токоприемник, а в ее отсутствии способен покрыть до 100 км с сотней человек на борту. В таком же кузове ПКТС производит “Адмиралов” — но это уже троллейбус, он тоже способен передвигаться без контактной сети, однако, его автономность намного меньше.
Электробус и троллейбус на единой базе представила и компания Синара — Транспортные машины. И тот и другой — полностью низкопольные. Электробус «СИНАРА – 6253» оснащен десятью батарейными модулями емкостью 312 кВт.ч, теоретически их заряда может хватить на 250 км автономного хода, а подзаряжаться электробус может не только ночью или на конечных станциях, но и в пути — от контактной сети. Троллейбус СИНАРА – 6254 тоже имеет неплохую автономность — до 80 км без подзарядки.
Отечественный городской электротранспорт шагнул далеко вперед. Согласитесь, работать в современной кабине, оснащенной по последнему слову техники, гораздо легче, чем водить такой родной, любимый и привычный, но далекий от сегодняшних реалий советский троллейбус. Новый уровень удобства для пассажиров, как говорится, по умолчанию.
Только четыре отечественных производителя: ГАЗ, КамАЗ, ПКТС и Синара представили на BW Expo свои автобусы. Да еще нижегородский Промтех-НН привез пассажирский минивэн “Куб”, сделанный из передней части Лада Гранта, соединенной с силовым металлическим каркасом, обшитым цельноформованными композитными панелями снаружи и АБС пластиком изнутри.
Видео — Лада Гранта КУБ
На этом российская экспозиция закончилась. Оставшуюся половину зала занял белорусский МАЗ и несколько “китайцев”.
Мазовцы показали модели третьего поколения, готовые к запуску в серию. Троллейбус МАЗ-303Т20 с центральным асинхронным двигателем мощностью 155 кВт может проехать до 50 км вне контактной сети, причем вместо батарей в нем стоят суперконденсаторы емкостью 36 кВт•ч. Так и хочется спросить — неужели остались от Ё-Мобиля? Впрочем, шутки в сторону — троллейбус неплохо выглядит, аккуратно собран и это реальный проект. Мне особенно понравилось обилие USB-розеток для зарядки гаджетов — по одной на каждое из тридцати сидячих мест.
Белорусы тоже страдают от санкций, так что электробус МАЗ — 303Е20 собирали “по сусекам”. Ячейки и тяговое оборудование от российской компании ИТЭЛМА, салон и кузов целиком свой, как и передний мост, а вот задний чей? Не говорят, но, скорее всего, без Китая не обошлось.
Сами китайцы, кстати, выглядели бледновато — в прямом смысле, большинство автобусов из Поднебесной были белыми, только туристический лайнер Asiastar сверкал позолотой. Правда, “Звезда Азии” оказалась немного потертой — с рукоятки внутренней двери, отделяющей водителя от салона, слезла почти вся краска, местами топорщились плохо подогнанные панели, на торпедо валялась грязная тряпка. Поневоле вспомнились московские автосалоны начала двухтысячных, на которые китайцы свозили далеко не лучшие свои авто.
С другой стороны, китайцы могут себе позволить не обращать внимание на подобные мелочи. Все равно купят, ведь туристические автобусы и их компоненты взять больше негде, да и цены приемлемые. Тот же Asiastar стоит около десяти миллионов рублей.
Если бы не запрет на покупку в муниципальные автопарки иностранных автобусов, городской общественный транспорт будущего мог бы выглядеть у нас примерно как Zhong Tong — дешевый салон без кондиционера, дизель Cummins, пятиступенчатая механика.
А пока из Китая привезли на BW Expo много “туристов”: King Long, Yutong, Higer — последний, кстати, с интересной раскрывающейся маской, за которой спрятано запасное колесо.
12-метровый Foton BJ6122 представлял дилер “Фотона” ООО «Лидер Бас». У этого автобуса за охлаждение двигателя отвечают шесть электрических вентиляторов. В зависимости от температуры они включаются попарно, все сразу, могут менять интенсивность работы — все для того, чтобы не тратить лишней энергии и обеспечить оптимальный температурный режим.
Туристические Yutong и Higer могут оснащаться 375-сильным двигателем Yuchai, работающим на сжатом метане, баллоны у них расположены не на крыше, а в багажном отделении, так что для поклажи места остается куда меньше, чем в дизельных версиях. Городской King Long тоже способен работать на газе, но баллоны у него в привычном месте — на крыше, а вот салон выглядит беднее тех же ГАЗовских автобусов.
В общем, китайцы в рамках выставки не поразили ни новейшими технологиями, ни дизайном. Год за годом наблюдая, как стремительно меняются к лучшему легковые автомобили, которые поставляют в Россию из Поднебесной, я ожидал большего. Но за Великой Стеной, похоже, решили не торопить события, ведь в эпоху глобальных перемен бесполезно заглядывать в будущее и приходится жить текущим моментом. Остается лишь надеяться, что в следующем году выставка BW Expo вновь состоится и будет более представительной.
***
Теперь вам слово, уважаемые читатели. Что думаете о представленных на выставке новых российских автобусах? Какие новинки показались наиболее интересными? Как оцениваете перспективы отрасли? Ваш опыт и мнения — в комментариях.