Найти тему
ИА Регнум

«Застрял во времени». В каких реформах нуждается Совет Безопасности ООН

Оглавление

Индия, Бразилия и государства Южной Африки должны быть представлены в Совете Безопасности ООН, а их вес при принятии ключевых международных решений должен возрасти, заявил президент РФ Владимир Путин на пленарном заседании международного дискуссионного клуба «Валдай».

   ©ТАСС/ Albin Lohr-Jones/Pacific Press via ZUMA Wire
©ТАСС/ Albin Lohr-Jones/Pacific Press via ZUMA Wire

«В Совете Безопасности ООН должны быть представлены такие страны, которые приобретают значительный вес в международных делах и просто в силу своего потенциала и имеют возможность, и оказывают влияние на решение ключевых международных вопросов» , — указал российский лидер.

Совет Безопасности состоит из пяти постоянных членов (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), обладающих правом вето, и десяти непостоянных членов, избираемых на двухгодичный срок. В их число сегодня входят Албания, Бразилия, Габон, Гана, Мальта, Мозамбик, Объединенные Арабские Эмираты, Швейцария, Эквадор и Япония.

Согласно статье 24 устава ООН, на Совет Безопасности возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Однако сегодня орган, созданный еще в 1945 году, часто подвергается критике с призывами пересмотреть как его состав, так и правила применения права вето его постоянными членами. На фоне многочисленных текущих международных конфликтов и неспособности ООН урегулировать их проблема преобразования Совета Безопасности звучит еще актуальнее.

С одной стороны, попытки модернизировать международный институт связаны с тем, что текущие политические реалии в мире требуют дать голос развивающимся странам с учетом их растущей роли в мировой политике. Реформа Совбеза прошла лишь один раз, еще в 1963 году, когда количество участников органа было увеличено с 11 до 15. Тогда это объяснялось необходимостью обеспечить развивающимся странам возможность участия в работе СБ — этот аргумент актуален и сегодня.

«Международная система управления застряла во времени, для этого достаточно взглянуть на Совет Безопасности ООН или Бреттон-Вудскую финансовую систему. Они отражают политические и экономические реалии 1945 года, когда многие государства, находящиеся в этом зале, находились под колониальным господством. Мир изменился, а наши институты — нет. Мы не можем эффективно отвечать на проблемы, так как институты не отражают мир таким, какой он есть» , — сказал генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш на открытии общеполитических дебатов 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре этого года.

Однако нужно отметить, что позиция стран Запада во многом ангажирована, а западные политики, выступающие за реформу Совбеза, во многом преследуют цель ограничения влияния России в Организации Объединенных Наций. Их усилия направлены не столько на увеличение эффективности ООН и Совета Безопасности, сколько на решение политического конфликта Запада с Россией — в свою пользу, разумеется. При таком подходе Совбез ООН может ждать еще большая раздробленность и полное отсутствие баланса при принятии решений.

Совет вашингтонской безопасности

Проблема реформирования Совбеза ООН стоит на повестке дня уже не первый год. Еще в 2005 году предлагалось обеспечить расширение состава Совета до 25 членов за счет создания шести дополнительных постоянных мест (по два для Африки, Азии и по одному для Латинской Америки и Западной Европы), а также четырех дополнительных непостоянных мест. В 2018 году Антониу Гутерриш отмечал, что некоторые страны злоупотребляют правом вето, а реформа ООН невозможна без внесения изменений в работу Совета Безопасности. Однако действительно громко о необходимости внесения изменений в работу Совбеза заговорили в 2022 году в связи с событиями на Украине.

Еще в начале СВО глава киевского режима Владимир Зеленский призывал Совет Безопасности ООН самораспуститься либо исключить Россию из своего состава. Позднее он утверждал, что Организации Объединенных Наций следует признать Россию «террористическим государством» и исключить ее из Совбеза, где РФ является постоянным членом.

Однако даже западные «ястребы» воздерживаются от столь радикальных решений: не из любви к России, но из понимания, что Совбез, при всех его недостатках, является единственным органом, позволяющим ядерным странам хоть как-то приходить к компромиссам в международной политике. Не имея желания выбрасывать столь ценный для себя геополитический инструмент в угоду господину Зеленскому, западные страны поддерживают идею такого расширения состава Совбеза, при котором они смогли бы значительно ослабить роль России.

В декабре прошлого года глава британского МИД Джеймс Клеверли заявил, что Великобритания хочет работать с Бразилией, Индией, Японией и Германией как постоянными членами Совета Безопасности. В 2023 году американское издание The Washington Post сообщало, что США поддерживают присоединение Германии, Индии и Японии к составу постоянных членов Совбеза. О стремлении президента США Джо Байдена видеть Германию и Японию постоянными членами СБ ООН писало позднее и издание The Telegraph, прямо говоря о необходимости для Вашингтона таким образом противодействовать влиянию России и Китая.

Если Россия не имеет ничего против расширения состава Совета за счет представителей Азии и Латинской Америки, то возможное включение туда Германии и Японии настораживает Москву (и, кстати, Пекин). Едва ли Берлин и Токио будут проводить самостоятельную взвешенную политику — скорее, как подчеркивают аналитики, они будут играть роль марионеток Вашингтона.

«Германия и Япония, как признают сами немцы и японцы, не обладают полным суверенитетом. На их территории находятся американские войска. Какое постоянное членство в Совете Безопасности может быть у страны, на территории которой на постоянной основе находятся иностранные войска? Это абсурдно» , — отметил в разговоре с ИА Регнум программный директор клуба «Валдай» Тимофей Бордачев .

Ради справедливого будущего

Страны-кандидаты, названные российским президентом на заседании клуба «Валдай», являются оптимальными претендентами на роль постоянных членов Совбеза ООН в силу своей независимости, полагает эксперт. «Индия, Бразилия и государства Южной Африки не являются участниками каких-либо военно-политических союзов и не связаны с другими державами военными и союзническими отношениями, являются нейтральными в широком, международном смысле этого слова и таким образом свободными в своих решениях» , — говорит Бордачев.

Вместо стран, находящихся под контролем США, в структуру Совета Безопасности было бы разумнее ввести государства Азии, Африки, Латинской Америки — об этом Владимир Путин говорит уже не первый раз. Год назад также на пленарном заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» он уже призывал подумать о том, чтобы структура ООН и ее Совета Безопасности отображала многообразие мировых регионов. «Ведь от Азии, Африки, Латинской Америки в мире завтрашнего дня будет зависеть намного больше, чем принято считать сегодня. И такой рост их влияния, безусловно, позитивен» , — заключил тогда президент РФ.

По словам Путина на заседании «Валдая» в этом году, преимущества включения упомянутых им стран в Совбез очевидны. «Индия: более полутора миллиардов человек уже населения, семь с лишним процентов рост экономики. […] Это мощная страна. Она становится из года в год мощнее под руководством премьер-министра Моди . Или Бразилия в Латинской Америке: население огромное, рост влияния колоссальный. Южная Африка. Ну, как же не учитывать их влияние в мире? Значит, и их вес при принятии ключевых решений в международной повестке должен возрасти» , — подчеркнул он.

Эти страны недостаточно представлены на таком высоком уровне, а их реальная значимость в международных делах уже намного больше, чем была раньше. Сегодня объединение БРИКС, в которое входят упомянутые страны, демонстрирует растущий вклад в рост мировой экономики и рост политической значимости по сравнению с западными государствами.

Недавно, кстати, министры иностранных дел стран БРИКС поддержали стремление развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки (включая Бразилию, Индию и ЮАР) «играть более значительную роль в международных делах» в Совете Безопасности ООН. Такой сценарий увеличения роли государств БРИКС в СБ ООН представляется наиболее справедливым вариантом реформирования Совбеза.

Трудно, но необходимо

Смогут ли государства в ближайшем будущем договориться о реформе Совета безопасности? Перспективы таких решений сегодня, увы, весьма туманны. Как минимум многие из кандидатур стран будут «встречены в штыки» их региональными соперниками. Против Индии могут выступить Пакистан и Китай (обладающий правом вето в Совбезе), а Россия и Китай, как уже говорилось, едва ли поддержат западные страны и их союзников вроде Японии. Против Германии уже, кстати, встала Польша: пока Берлин отказывается начать переговоры с Польшей по выплате репараций, его кандидатура на постоянное место в Совбезе ООН абсурдна, полагают в Варшаве.

Есть и конфессиональные разногласия: Турция еще давно выступала за включение в Совбез мусульманских государств. Индонезия, Пакистан, Египет, Саудовская Аравия и другие страны с мусульманским населением могут прислушаться к голосу Стамбула и спутать планы стран Запада своим противодействием.

Идея реформирования Совбеза неизбежно столкнется с очень запутанным клубком противоречий о будущем устройстве органа, говорят политики и эксперты. «Сколько будет постоянных членов? Какие категории будут? Будет ли расширение только в категории постоянных членов или только в категории непостоянных членов? Будут ли постоянные члены с правом вето, будет ли промежуточная категория непостоянных членов, но избираемых на более длительный срок?» прокомментировал недавно вопрос изменений в СБ ООН первый заместитель постоянного представителя РФ при ООН Дмитрий Полянский .

Кроме того, для реформы Совбеза надо сначала получить одобрение 128 из 193 стран — членов ООН. Еще в 1998 году была принята резолюция, согласно которой для реформирования СБ ООН необходимы голоса не менее двух третей участников Генеральной Ассамблеи. Представить себе такое при современном распределении сил в организации достаточно сложно.

Однако это не значит, что у российского варианта реформы Совбеза нет перспектив. Как подчеркивал на выступлении клуба «Валдай» Владимир Путин, «это сложный процесс, но, на мой взгляд, надо идти именно по этому направлению, по этому пути» .

Важно планомерно и аргументированно продолжать переговорный процесс, говорит для ИА Регнум профессор кафедры международного права МГИМО Дмитрий Лабин : «Да, сегодня есть определенные недружественно настроенные к нам государства, но это не означает, что мы не должны вести с ними конструктивный диалог, отстаивая наши национальные интересы».

«Задача состоит в том, чтобы это все на высококвалифицированном уровне представлять, вести планомерную работу и добиваться с учетом допустимых компромиссов своих целей» , — резюмирует эксперт.

Еще больше новостей на сайте