Найти в Дзене
История в Dеталях

«Звезда пленительного счастья». Красиво, поэтично и недостоверно. Почему история, рассказанная в фильме, имеет мало отношения к правде

У лжи, как известно, есть особая и, вероятно, самая опасная разновидность, которая называется полуправда. Это когда берут некую часть правды, слегка подправляют, немного приукрашивают, где нужно – оттеняют фактами не всегда достоверными, но при грамотной подаче очень похожими на достоверные. После такой переработки понять, где правда, а где не вполне, порой становится почти невозможно. За примером далеко ходить не надо – взять хотя бы один их самых любимых фильмов поколений наших зрителей «Звезда пленительного счастья» Владимира Мотыля.

Царь-то ненастоящий!
Государь император Николай I представлен в фильме в самом неприглядном виде, если не сказать хуже – уж очень отталкивающим изобразили его создатели «Звезды пленительного счастья». Понятно, что по версии советской исторической пропаганды Романовы априори были людьми по всем фронтам никудышными - сатрапами, душителями, гонителями и т.д., но, простите, то существо, которое предъявили зрителю здесь, ну ни разу не император Николай.

Император Николай I. Изображение из открытого источника
Император Николай I. Изображение из открытого источника

Тот был красавец мужчина под два метра ростом с отличной выправкой и молодцеватой фигурой. Имел безупречную репутацию, такую, что даже заклятые зарубежные политические «друзья» называли его последним рыцарем Европы. Николай Павлович вёл аскетичный образ жизни, был сдержанным, не прикасался к алкоголю, не курил. Что очень важно в свете исторической драмы, разыгравшейся в начале его правления, был глубоко верующим человеком. Это государь прожил не самую долгую жизнь, всего 58 лет, а одной из глубинных причин его ухода стали неудачи России в Крымской войне, которые он воспринял как личную жизненную катастрофу.

...и липовый. Фото из открытого источника
...и липовый. Фото из открытого источника

Что же представляет собой самодержец Всероссийский в фильме Владимира Мотыля? Невысокого роста, щуплый, суетный, обозлённый, грубый, резкий, рассыпающий оскорбления по отношению к арестованным, в то время как настоящий император в ряде случаев даже пытался оказывать содействие декабристам, многие из которых входили в круг его давних знакомых. Зачем был нужен такой диссонанс, ведь есть документы, свидетельства современников, художественные источники, доказывающие, насколько киношный царь, напоминающий крысу, далёк от реального? Оговоримся сразу: замечательный актёр Василий Ливанов никакого отношения к режиссёрскому замыслу показать его персонажа таким не имеет – он просто выполнял свою работу. И идея так лихо переврать российскую историю и роль личности в ней принадлежит с самой большой вероятностью не ему.

Не по ту сторону баррикад
Благородный гвардеец, романтик и альтруист Иван Александрович Анненков отсутствует в той версии восстания, что представлена в фильме. Случайно? Или всё-таки потому, что 14 декабря 1825 года Анненков на Сенатской площади был, но в несколько менее романтичной ипостаси – командовал взводом Лейб-гвардии Кавалергардского полка, охранявшим правительственную артиллерию? У создателей фильма язык не повернулся сказать, что поручик пребывал вовсе не на стороне своих товарищей, охраняя орудия, готовые палить по единомышленникам? Арестован Иван Александрович был несколько дней спустя, в заключении предпринял попытку самоубийства. Позже признался, что о планах заговорщиков
«знал, но не донёс», потому как «тяжело, нечестно доносить на своих товарищей». Но присяге не изменил и с оружием в руках против государственной власти не выступил.
А что же являл собой поручик, так сказать, по жизни? Очень богатый граф, безмерно избалованный барчук, владелец двух тысяч крепостных душ, известный московский красавец и повеса. Ну и куда уж тут без «шерше ля фамм», т.е. без заезжей француженки. Это главная любовная линия фильма, она же от и до вымысел сценаристов, не имеющий ничего общего с реальностью.
Чтобы было понятно, барышня прибыла в заснеженную Россию вовсе не ради работы в модном доме. Модный дом так, прикрытие. На самом деле в России мадемуазель Полину Гебль гораздо больше интересовала возможность обзавестись хорошим спонсором, ну или как это называлось почти 200 лет тому назад. Такового Полина нашла в лице молодого поручика, с которым они потрудились произвести на свет двоих детей ещё до событий на Сенатской площади.

Полина Гебль (слева) и актриса Эва Шикульска, исполнившая её роль в фильме "Звезда пленительного счастья". Фото из открытого источника
Полина Гебль (слева) и актриса Эва Шикульска, исполнившая её роль в фильме "Звезда пленительного счастья". Фото из открытого источника

Одно было плохо – Иван и не думал жениться. Всё изменилось в одночасье после известия о том, что возлюбленный отбывает «во глубину сибирских руд». Что теперь происходит в жизни Полины? Страдания продрогшей Моськи в руках отчаявшейся хозяйки посреди чёрной ледяной Невы, живописуемые в фильме Мотыля? Да ладно. Француженка без средств, с не самой хорошей репутацией, двумя незаконнорожденными детьми и неясными, по сути, перспективами получает официальное предложение руки и сердца от очень богатого русского аристократа – да о таком повороте она и помышлять не смела! Из искательницы приключений и спонсоров, а также матери ущемлённых в правах детей она превращалась в настоящую русскую графиню. Сибирь, конечно, несколько отличается климатом от родного Средиземноморья, но и там люди живут, и если уж на то пошло, лучше жить с хорошими деньгами в Сибири, чем зарабатывать телом (а больше нечем) у себя дома.

Кадр из фильма "Звезда пленительного счастья". Фото из открытого источника
Кадр из фильма "Звезда пленительного счастья". Фото из открытого источника

В фильме сценаристы отправили Анненкова на страшные рудники, где он сотоварищи круглые сутки еле ворочает киркой, согнувшись в три погибели. Проклятый царизм, чтоб его! С каким, должно быть, трудом бывший поручик выбирал время, откуда только черпал силы, чтобы родить в законном теперь уже браке ещё 14 детей? Едва дыша выбирался из рудника на свет Божий и что было духу бегом к супруге... Ну и так далее.

Иван Анненков и Игорь Костолевский в роли Анненкова. Фото из открытого источника
Иван Анненков и Игорь Костолевский в роли Анненкова. Фото из открытого источника

Век кавалергарда оказался не так уж недолог. В мир иной эта жертва царизма отошла в возрасте 76 лет, что немало даже по нынешним временам. Похоронен Иван Александрович в Нижнем Новгороде, где владел несколькими неконфискованными у него имениями. Числились за Анненковым и обширные плодородные угодья в соседних Пензенской и Симбирской губерниях. Так что единственным реально работавшим наказанием бывшему поручику стал запрет проживать в столицах. На этом всё. То же самое, если отбросить наслоения идеологической шелухи советского времени, в том или ином виде касалось и большинства его товарищей.
Вы всё ещё сопоставляете эти факты с тем, что видели в известном всей стране фильме? Тогда мы идём к вам, чтобы рассказать ещё кое-что занятное.

Во глубине сибирских руд
Условия, в которых отбывали сроки государственные преступники, довольно сильно отличались от тех, что описывались в советских учебниках истории и ангажированных художественных произведениях, той же «Звезде пленительного счастья».
В процессе передвижения к местам ссылки самые состоятельные политкаторжане получили в народе говорящее прозвище «царики» – в Сибирь экс-мятежники добирались со всеми доступными в то время транспортными удобствами, останавливаясь на привал в лучших трактирах и гостиницах или домах высшего провинциального чиновничества и дворянства, где по случаю их появления нередко закатывались пышные приёмы. По закону осуждённым полагалось иметь оковы на ногах, но и на это предписание конвоиры, получавшие щедрые чаевые за свои «услуги», смотрели сквозь пальцы.

Декабрист Сергей Волконский с женой в камере Петровского завода. Изображение из открытого источника
Декабрист Сергей Волконский с женой в камере Петровского завода. Изображение из открытого источника

На тяжёлых работах в шахтах довелось потрудиться 8 декабристам, остальные несли гораздо менее тяжкую трудовую повинность. Знатным родственникам не запрещалось материально поддерживать каторжан, так что они постоянно получали весомые суммы денег. Жёны декабристов регулярно выписывали из Москвы, Петербурга или Парижа новые наряды, украшения, мебель, книги, музыкальные инструменты и прочие мелочи. Когда заключённых с семьями перевели на Петровский завод под Читу, супруги декабристов обзавелись там полноценными усадьбами со множеством работников, прислуги, воспитателей и нянек для детей, привычным бытом и кухней, которые мало чем отличались от тех, что были «на большой земле».

Никакого избиения Ивана Анненкова на собственной свадьбе не было. Кадр из фильма "Звезда пленительного счастья". Фото из открытого источника
Никакого избиения Ивана Анненкова на собственной свадьбе не было. Кадр из фильма "Звезда пленительного счастья". Фото из открытого источника

Местная власть к узникам относилась с пиететом, поскольку многие из них принадлежали к самым знатным фамилиям империи. И не отказывалась принимать взятки от состоятельных подопечных, закрывая глаза на многочисленные нарушения условий содержания. Ну и зачем Мотылю понадобилась насквозь лживая сцена избиения Ивана Анненкова во время венчания с Полиной Гебль, которой в реальности не было и быть не могло? Свадьбы отмечались с размахом, и на них непременно бывали приглашены лица, которым по долгу службы полагалось вести надзор за узниками. Но то по долгу службы, а ведь между людьми существуют и неформальные отношения, не так ли? Свидетельств тому предостаточно: это и воспоминания самих декабристов и их жён, дневники, письма, музейные экспонаты. Но, похоже, свои познания о жизни декабристов и их семей в ссылке Мотыль черпал не из них.

***
Конечно же, в СССР образ декабристов был крайне романтизирован и идеализирован. Коммунистическая идеология сделала из политического заговора представителей высшего дворянства чуть ли не социалистическую революцию, а самих заговорщиков – альтруистами-борцами за народное счастье и мучениками. Для этого, правда, многое пришлось как следует переврать.
Ну да ладно, с кем не бывает.