Ранее мы рассказывали о том, как формировалась личность талантливого ученого, одного из первых антиковедов Казанского университета – Василия Ивановича Модестова. В этой статье мы продолжим знакомить читателей с историей жизни Василия Ивановича. Сегодня вы узнаете, как сложилась жизнь ученого после Казанского университета.
Для пополнения своих научных знаний Василий Иванович предпринял две заграничные поездки: в 1870 г. на четыре месяца и в 1876 г. на семь месяцев в Италию. Ученый хотел досконально ознакомиться с обширными раскопками последних десяти лет в Помпеях, в самом Риме и его окрестностях, поработать в библиотеках, в которых «собраны, с одной стороны, старинные издания авторов, а с другой – масса древних рукописей».
В 1878 – 1879 гг. В.И. Модестов работал в должности ординарного профессора латинского языка в Петербургской духовной академии, а в октябре 1878 г. Советом Санкт-Петербургского университета был допущен к приват-доцентуре, но уже в 1879 г. его отстранили от преподавания за либеральные взгляды. Он изложил их еще в сентябре – октябре 1879 г. в газете «Голос» в пяти статьях под названием «Школьный вопрос». В них он поделился своими размышлениями о реформе системы школьного образования, которая насаждалась министром народного просвещения – Д.А. Толстым и влиятельным публицистом – М.Н. Катковым.
Эти деятели стремились перенести в русскую школу порядки и программы прусских гимназий. Василий Иванович был сторонником идей о сокращении количества классических гимназий и об упразднении в обычных гимназиях изучения греческого языка как обязательного предмета.
Резкие высказывания Модестова могли стать большим препятствием на его пути как ученого, публициста и замедлить карьерный рост. Однако, не страшась последствий, он считал своим долгом высказываться о недостатках образовательной системы в России. Ученый обратился к рассмотрению университетского образования и, по его словам, был счастлив тем, что успел «высказать немало своих задушевных мыслей и тем исполнил некоторую долю своего общественного призвания». Написанные им в 1881 – 1882 гг. статьи «Университетский вопрос» и «О средней школе и университете» содержали критический анализ системы университетского преподавания и проекта нового университетского Устава. Гимназическая система образования, по словам Василия Ивановича, «уродовала детей нравственно и физически». В столь же плачевном, на его взгляд, состоянии находилось и высшее образование. Он отмечал, что проект нового Устава, внесенный на рассмотрение Государственного совета 6 февраля 1880 года, имеет огромное количество недостатков, ограничивающих развитие науки в российских университетах.
Крупнейшим изъяном нового Устава В.И. Модестов считал то, что университет лишается своей автономии, предоставленной Уставом 1863 г. Он выступил против подражания порядкам немецких университетов, которые имеют свои исторические и национальные основания и никак не могут быть «опорой русских нравов и понятий». Эта позиция лишила Василия Ивановича работы – на девять с половиною лет – с 1880 по 1889 г. он был отстранен от академической службы и вынужден был заниматься публицистической деятельностью.
После смерти министра народного просвещения Д.А. Толстого В.И. Модестов в 1889 г. был допущен к академической деятельности с правом преподавания в должности профессора на кафедре римской словесности Новороссийского университета.
В 1893 г. Василий Иванович покинул университет и занялся публицистикой, живя, в основном в Риме. В эти годы посещавшие его русские знакомые, товарищи, коллеги прозвали Василия Ивановича «чичероне», поскольку он занимался переводами трактатов Цицерона.
В Италии В.И. Модестов сблизился со многими западноевропейскими и, особенно, с итальянскими учеными, принимал деятельное участие в различных съездах и собраниях, выступал с научными рефератами. Так, в 1903 г. он был избран вице-президентом на Международном историческом съезде в Риме, а в 1906 г. по поручению Министерства просвещения был представителем России на съезде по доисторической антропологии и археологии в Монако. Именно в том месте, которому ученый посвятил всю свою исследовательскую жизнь – в Риме ученый встретил свои последние дни и скончался 13 февраля 1907 г.
«Его (Модестова) пребывание в животворящей Италии и здоровая обстановка его жизни позволяли надеяться ..., что судьба даст ему завершить большое дело его старости – опубликование обширного Введения в римскую историю, над которым он работал чуть ли не до последних часов своей жизни... В.И. Модестов – слишком крупная фигура в истории нашего просвещения и в частности в истории изучения классического мира в России...»
М.И. Ростовцев. В.И. Модестов (Некролог) // Журнал Министерства народного просвещения. 1907. С. 75–82.
Научное творчество В.И. Модестова можно разделить на три периода:
· первый, когда в центре его занятий стояла римская, главным образом, прозаическая литература;
· второй, когда занятия публицистикой позволяли ему только оформить и издать то, что ученый осмыслил ранее;
· третий, когда его историко-литературные интересы сменились археолого-историческими.
По своим историческим взглядам Василий Иванович был продолжателем лучших традиций русской школы историков Западной Европы, заложенной еще Т.Н. Грановским. Научные работы В.И. Модестова, основанные на археологических данных Древней Италии, имели большое значение при исследовании материальной культуры народов, населявших Апеннинский полуостров, начиная с палеолита. Особое внимание учёного также занимали история этрусков и мессапов, история Римского государства и культуры, проблемы возникновения латинской письменности, в частности, учёный доказал, что она имеет ещё доримское происхождение.
Василий Иванович обладал незаурядным публицистическим дарованием, охотно сотрудничал с журналами «Исторический вестник», «Голос», «Новь», «Филологическое обозрение», написав для них ряд статей по вопросам литературы, политики и философии. Интересовала ученого и современная политика некоторых стран Западной Европы: Италии, Германии, Франции. Он занимался переводами на русский язык сочинений Тацита, Горация, Спинозы, под его редакцией издавался русский перевод «Реального словаря классических древностей». Своими научными трудами, и в особенности исследованиями о древнейших судьбах Рима и Италии, В.И. Модестов приобрел широкую известность на Западе, его стали называть «русским римлянином».
Исследования Модестова о формировании этрусков, по мнению профессора Казанского университета, Шофмана А.С. указало на необходимость использования археологического материала при изучении древнейших периодов истории Италии и Рима и положило начало новому направлению в римской истории.
«Всю свою жизнь я стремился к тому, чтобы поднять и оживить занятия у нас классическим миром, возбудить к нему любовь и интерес среди учащихся. С этой целью я издавал свои лекции, писал статьи по разным вопросам, касающимся древности, издавал Горация, переводил Тацита, редактировал перевод словаря Любкера, приспособляя его для русских потребностей. Усилия мои возбудить расположение и любовь к древности не оставались бесплодными».
В.И. Модестов. Предисловие // Лекции по истории римской литературы, читанные в Киевском и Петербургском университетах. СПб. 1888. С. 1–5.
Автор статьи: А.С. Глухова.
Адрес музея: Казань, Кремлевская, 18.
Телефон для записи:+7(960)-031-01-30. Только по предварительной записи. Билет также можно приобрести онлайн и по пушкинской карте, после записи по телефону