Найти тему
Журнал ПРИГОРОД

Образ времени

Оглавление

Музей Анны Ахматовой в Петербурге (Фонтанный дом) издал книгу, посвящённую своей истории.

Так книга и называется: «Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. История. Воспоминания. Документы». Три части. Воспоминания первого директора музея, Нины Ивановны Поповой (1989-2020) «Под кровлей Фонтанного Дома»; воспоминания сотрудников музея: «Я знаю: колотится сердце не зря»; самая важная для музейщиков и исследователей жизни Ахматовой часть: «Вспышки сознания. Анна Ахматова.

Воспоминания и свидетельства очевидцев», где есть и воспоминания о похоронах поэтессы, и воспоминания о её дружбе с Марией Петровых, и даже воспоминания портнихи, шившей Ахматовой платье (2005 года); есть и очень печальная подчасть: история суда по поводу наследства Анны Ахматовой.

Абсолютно диккенсовская история. Французская славистка (жена премьер-министра Франции, Жюля Мока), Элиан Мок-Бикер стопроцентно права: «Наследство только от дьявола».

Я-то влип в первую часть. Нина Попова – зорка и памятлива. Образ времени конца 80-х и 90-х она даёт с подлинным верно. Детали врезаются в память. Чего стоит одно только в скобках замечание, что на первом этаже Фонтанного Дома, когда дом был частью Института Арктики и Антарктики был … ледовый бассейн для испытания моделей корпусов первых советских атомных ледоколов.

Я думаю, что Ахматовой эта ситуация понравилась бы. А история про то, как часть Фонтанного Дома пытались «отжать» в 1995 году? Как музею помог тогдашний депутат Законодательного собрания Спб, Леонид Романков, ну и, разумеется, финал этого затянувшегося спора: «Помню заседание в КУГИ весной 1997 года, на котором Михаил Маневич сказал: «Я сделал ошибку, подписав документы о приватизации. И я её исправлю».

И постановление о приватизации было отменено. (…) А 18 августа того же 1997 года Михаил Маневич, упорно сопротивлявшийся любой нелегальной приватизации, был убит в центре города...»

Встаёт образ времени, встаёт. Однако более всего меня поразил такой эпизод из воспоминаний первого директора музея. Музей создавался с нуля, и её команде приходится сотрудничать с той же самой чиновницей из Смольного, Мудровой, которая когда-то выгнала Нину Попову из музея Пушкина на Мойке с воплем: «Мы не позволим вам ставить эксперименты на Пушкине!»

Накануне открытия музея Ахматовой Мудрова приходит в готовящееся к приёму первых посетителей помещение и спрашивает у Нины Поповой: «Чем вам сейчас помочь?»

Нина Попова в шутку говорит: «Пол помыть...» Мудрова безропотно берёт швабру, тряпку и ведро и … моет пол. И вот за это Мудровой многое простится.

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. События, воспоминания, документы. – Спб., 2023 – 252 с.

Никита Елисеев

Вернуться на страницу журнала "Пригород"