Может, это даже хорошо, что вот такие вынужденные паузы у меня получаются. Время на обдумать прочитанное. Приехали с клиентом в Волжский, ждём хозяина квартиры, приехали раньше минут на 15. Я занырну в дзен, свежих комментариев прочитаю, а потом хожу и про них думаю...
Добрый день всем. Добрый день, клуб!
Для непосвященных: у меня два приемных ребенка. Уже взрослых. Опекунство у нас прекратилось, а отношения - нет. Старший, Макс, уже совсем вырос. Ему уже 28 лет, он полностью самостоятельный и давно живет отдельно, уже в Петербурге. Женился вот уже. Сыном при этом быть не перестал. Сейчас живем с девочкой Сашей ровно 19-ти лет от роду. Сейчас уже у нас с Саней все хорошо. Даже не верится, что спустя семь лет у меня вот такая дочь получилась. Начиналось у нас все настолько трудно, что даже приходили мысли от Сашки отказаться. Макс пришел ко мне в 8 лет, Саня - в 12. Если интересно, как живут семьи с приемными детьми - милости прошу в начало канала. А теперь канал будет про то, как мы живем, когда дети выросли, но они мне всё равно сын и дочь.
И ещё: на этом канале комментарии читать ОБЯЗАТЕЛЬНО! Они часто интереснее и полезнее самой статьи.
Это что же получается? Что я всю жизнь думала, что это я жила правильно? А на самом деле это и вовсе не так? Это мама моя была как раз более нормальная, чем я? Многим же совсем не нравится, когда дом - цыганский табор и проходной двор. Да, как только я из родительского дома уехала, где мамой, разумеется, были заведены её правильные порядки, так у меня понеслось как раз вот это, то, что потом так нравилось Максу. Общежития, где мы не то что жили в комнате составом, определенным деканатом, мы еще и "городских местных" гостей умудрялись "в форточку" на ночевки затаскивать. Да, в моей юности вот это, пять человек поперёк кровати и гитара сверху - это было норма и здорово. И это длилось у меня долго, если не сказать - всегда. У меня дома нередко, да что там нередко, часто, кто-то жил, по разным причинам. Да хоть вспомнить того же самого Валентина, парня-сироту, которого я домой к себе на время притащила уже в более чем зрелом возрасте. Для меня такая жизнь - норма и ПРАВИЛЬНО. И с Максом мне было жить здорово потому, что для него притащить домой с ночевкой пол-футбольной команды - это тоже было норма и правильно.
А для Сани это не было нормой и правильно. И это сейчас, спустя семь совместно прожитых лет, я смотрю на неё и понимаю, что для Саши - норма и правильно совсем по-другому. Для неё её дом - её крепость. И ей тут не нужен никто. Ну вот если бы у меня в мои 19 лет была своя комната, как у Саши, то у меня бы там не то что поперек кровати знакомые ночевали, у меня бы весь пол телами усеян был. Нет, не свальный грех. Ну мы как-то вот так и на дачу к однокурснице ездили, нашей компании родители это осенью разрешали делать, в обмен на выкорчевку двух старых деревьев. И в общаге мы так жили. Просто могли вот так, плечом к плечу четыре головы "Мастера и Маргариту", выданную нам на одну ночь, прочитать; песни пели по ночам, болтали, ржали... А Саня? Хоть раз мной было написано, что Санька устроила дома такой сабантуй, что соседи снизу стучали ей в потолок швабрами и потом вызвали наряд полиции? А я бы - устроила... Именно такой сабантуй...
А Сане хорошо - одной. Ну максимум - вдвоём. И от отсутствия какого то кильдима в своей комнате и вообще в жизни она совершенно не страдает. Для неё сидеть одной в комнате - хорошо и правильно. А я со своим видением того, как хорошо и правильно, пыталась с Сашкиным мировоззрением бороться. А комментарии читаю и думаю: да кажется, людей, кому не нужен кильдим в жизни, уж если не больше, то точно не меньше, чем вот таких, которым как мне и Максу, цыганский табор с тремя тульскими гармонями дома подавай.
Вот как я видела огромную проблему в моментах с Саниной учебой, так не меньшую проблему я видела, как мне казалось, в Санином неумении общаться с другими детьми. Только это неумение общаться это такая, не так явно другим людям заметная, что ли, проблема. Учёбу видно по отметкам. Вызвали ученика к доске, а он ни бе, ни ме, ни кукареку. Всё, пара в дневник, у вашего ребенка нет мотивации к учебе, примите меры, ваш ребенок наплевательски относится к выполнению домашних заданий, ваш ребенок не читает, ваш ребенок не работает на уроке. Короче, нежелание и неумение учиться у ребенка - видно и оценено, на "два", на "три с плюсом" или на "пять".
А как оценить неумение и нежелание ребенка общаться с другими детьми и с другими людьми? Уметь грамотно писать - необходимо. А уметь общаться - это как? Это необходимо или без этого запросто можно прожить и вообще обойтись? Что важнее - умение грамотно писать или умение общаться? Общительность как-то можно апгрейдить, что ли?
А у Сани и на втором году нашей совместной жизни не возникло ни желания учиться, ни желания общаться. Санькины общения с другими детьми всё-таки были организованы мной и пожалуй, в сфере каких-то моих интересов. Да, я пыталась нащупать интересное для Сани, но... Но это превращалось в безуспешные попытки найти зону успеха.
Но вот опять вспоминаю Макса. Да не то чтоб Макса я любила больше, чем Саню. Просто с Максом мы настолько совпали по всем параметрам, что, наверное, так в жизни не бывает. Мне с ним было интересно и легко, а ему - со мной. Макс тащил домой толпы детей. Как я. Для Макса никогда и ничего не стоило с кем-то договориться. О чём угодно. Например, для друга взять справку в бассейн или на ту же футбольную секцию. Пойти самому в поликлинику, засунуть мордаху в кабинет к врачу, обосновать необходимость получения другом справки именно сегодня, вотпрямсчас. Друг за спиной стоит, потупив молчаливо взор, а Максу общение доставляло истинное удовольствие. А Сане - нет, не доставляло.
Максу не надо было организовывать общение и дополнительные занятия. Это мне надо было за ним успеть. Ну, пожалуй, меня не совсем устраивало то, что его занятия сосредоточены в сфере спортивных интересов. Но никогда не забуду родительское собрание, когда мне один из преподавателей претензии высказывает:
- Мальчик у вас, ЛюдмилСанна, очень уж общительный и подвижный. На уроках трудно спокойно усидеть. Вы бы его в спорт, что ли, отдали, чтоб было куда энергию сбрасывать.
- Да он серьёзно футболом три раза в неделю занимается. И игры еще по воскресеньям...
- Значит, ему одной спортивной секции мало! Добавьте ему еще чего-то подвижного в жизнь.
- А времени нету еще добавить. Понедельник, среда и пятница у Макса футбол, тренировки по два часа. В воскресенье по полдня игры. Вторник, четверг и суббота - тхеквандо. И еще он ходит в кружок робототехники. И еще в бассейн всего лишь два раза в неделю...
Как это выглядело: Понедельник. Уроки во вторую смену. Подлетаю к школе на машине, в машине две сумки, одна с футбольной формой, другая - с формой для плавания. Макс бегом впрыгивает в машину, в машине переодевается в футбольную форму, подъезжаем к стадиону, выпрыгивает из машины и сразу на поле. Я на два часа свободна, а через два часа мне надо стоять у футбольного поля, потому что потом по времени надо успеть переправиться в бассейн. В плавки впрыгивал, снимая на ходу гетры. И вот это был понятный мне жизненный ритм. А то, что он в театральную студию не ходил, историей не интересовался вообще и стихов не писал, ну... Ну пришлось пережить как-то. Человек настолько ЗАНЯТ был, что втиснуть сюда еще театральную студию невозможно было. При этом только в бассейн Макс не ходил "за компанию". А всё остальное вытекало опять же из-за общительности. Друг со двора ходил на футбол, и Макс с ним на тренировку увязался. Одноклассник пошёл на эту робототехнику, и Макс с ним за компанию. Одноклассник через месяц эту робототехнику бросил, а Макс там приятелями оброс.
И друзей с этих внеклассных занятий у Макса было больше, чем из школы. А на родительских собраниях я себя чувствовала королевишной. Другие родители жаловались, что их дети ничем не интересуются. Ничего-то им не интересно. Пока мама на работе, может ребенок целый день на диване лежать, ничего не делать, в телик смотреть. Спать. И я думала, что это я такая...Мой-то не спит! Значит что? Значит, это я такая мать замечательная. Вон у меня какой ребенок! Увлеченный. А вы все - ну, так себе родители, если не можете собственное дитятко с дивана сдвинуть. Наверное, деньги на спортивную одежду или там на гуашь жoпите. Наверное, вам самим ничего не интересно, кроме как телик после работы смотреть, поэтому у вас и дети такие.
Я ж на диване не лежу, понимаете? И если у Сани не сложились отношения в классе (наверное, они не сложились так, как мне казалось правильным. Ну не ночевал у нас никто поперек кровати, укрывшись шарфом "Зенита" или гитарой), то значит, надо Сане добровольно-принудительно организовать какое-то внешкольное действо. Там же не надо будет оценивать Санькины знания и её умение читать? Например, Саня может... Рисовать? Или вышивать? Или чего там еще девчонки делают? Ну, если Саньку отправить на кружок мягкой игрушки, то при выкройках плюшевых ушей никто же не будет интересоваться, знает Саня или нет столицу Кот-д’Ивуара. Всем должно быть наплевать на отсутствие запятых. Будут оцениваться только правильно вшитые плюшевые уши. И там-то у Сани и должны появиться друзья. На основе общей любви к пришиванию плюшевых ушей.
Я относила Санькино неумение общаться именно на счёт неумения. На неумение, а не на нежелание. Не может же ребёнок НЕ ХОТЕТЬ ОБЩАТЬСЯ с другими детьми?
Просто Саню в прежней жизни дразнили. Просто на Саньку семье её было по барабану. В чем там ребенок одет, ходит или не ходит на кружки какие, они же денег стоят, даже если бесплатные, все равно надо покупать какие-то расходники. Саня, мы всё исправим! И я, после неважной попытки выровнять Санькину учёбу и мотивацию к учёбе, активно взялась выравнивать Санькино общение со сверстниками. И если не сложились толком отношения в классе, значит, надо искать этих самых друзей по интересам в каких-то кружках и секциях.
Музыку отметаем сразу. Нет и не было у Саши к этому интереса. Вон летом больше месяца возила я Саньку на другой конец города на бесплатные занятия хип-хопом. Ну и? Дома Санька ни одного движения учить не стала. Не шевельнулась. А заставлять? Заставлять ребенка заниматься любимым делом? Ну, это нонсенс. Мало того, что я Саньку читать заставляю, так я еще и танцевать буду заставлять? Там, на занятиях, за преподавателем движения повторяет в рамках необходимости, а появляется свободная минутка, другие дети двигаются, что-то друг другу показывают, как сделать лучше, а Саня безучастно сидит. Хип-хоп бросили. На другие какие-либо танцы Саньку вообще не тянуло.
Не тянуло Саньку, надо признать, никуда. И я себя чувствовала какой-то машиной, работающей вхолостую. Понимаете, я МОГУ ДАТЬ этому ребенку и моральную помощь, и время, и деньги. Только пусть этот ребенок захочет чем-то заниматься. Захочет лепить картины из солёного теста - значит, купим муки и соли мешками, и краски, и что там еще полагается, и будем на кухне эти солёные колбаски вечерами катать и в духовку отправлять. Захочет ребенок в каком-то школьном театре участвовать - значит, комнату в доме выделю под репетиции, купим грим, раскорячим швейную машинку, соорудим наряды и короны, нарисуем декорации. Вот в такое мне хотелось превратить свой дом. Ватман на полу, обрезки картона и ткани, дети толпой:
Я ХОЧУ всего вот этого. Кстати, я не воплощала свои нереализованные детские мечты. Не было у меня вот этого, раз меня в музыкальную школу в детстве не отдали, то ты туда будешь ходить непременно, и пианину купим, и никто тебя не спрашивает, хочешь т ы или не хочешь эту самую пианину. Будешь пианисткой, и точка. Я просто хотела, чтоб мой ребенок чем-то всерьёз занимался. Чем угодно. Хоть оригами. Хоть прыжками с парашютом. А мой ребенок - не хочет. Ничего не хочет. И я как раз превратилась в ту самую бОльшую половину родителей в классе, когда "пока я на работе, моё дитё ничего не делает. На диване лежит, в телевизор или в телефон смотрит". Примерно одинаковый процент детей в классе, которые чем-то увлечены и при этом везде успевают. И в Сашкином классе примерно на 30 человек было то же соотношение. Примерно пяти детям было дело до всего, и до кружков и секций, и до внеклассных мероприятий, а остальным 25 человекам было по барабану. И моя Саня совсем не относилась к увлеченным детям, которые всё успевают. А я да, я хотела, чтоб мы из театральной студии мчались бегом в кружок макраме, и чтоб из Санькиной комнаты вечерами слышались девчоночьи писки и визги, и хохот, и по всему дому валялись нитки, или краски, или...
Это я так хотела. А Саня - нет, не хотела...
И теперь думаю: как же так получилось, что в отношениях с Санькой я превратилась в собственную маму, которая лучше ребенка знает, как ему лучше?