Странное дело! Стихи почти ушли из жизни современных людей. Разве что поэты-песенники собирают залы по случаю юбилеев или выхода поэтических сборников, да друзья время от времени пересылают друг другу понравившиеся стихи…
Этим летом, участвуя в мероприятиях, проводимых со школьниками, отдыхающими в летних школьных лагерях, я решил провести эксперимент. Рассказывая о творчестве С.Я. Маршака, одного из выдающихся детских поэтов, я задавал вопрос о том, знают ли мальчишки и девчонки стихи других детских поэтов. Наперебой они начали декламировать стихи из моего детства и называть фамилии замечательных поэтов, с творчеством которых они познакомились в детском саду и начальной школе.
А затем я попробовал рассказать им о поэтах-экспериментаторах, о мастерах игры со словами… На мой вопрос, пробовал ли кто-нибудь из присутствовавших на встрече писать стихи, несколько человек сказали, что пробовали. Одна девочка сказала, что написала пять рассказов о паровозиках, а ребята подтвердили её слова, выразили одобрение такому увлечению.
Удивительно, но не совсем обычные стихотворения детям тоже понравились. Они даже обещали попробовать свои силы в создании цифровых стихов.
Приглашаю начать субботний день именно с них, а на воскресенье оставить другие, более сложные, хотя и цифровые также подчиняются всем законам стихосложения.
128 49
138 45
13 30 29
12 8 35
16 9 19
2801
4 8 112
5 9 000 1
Маяковский «Крошка сын к отцу пришел»
114 05 22 16
90 55 160 20
37 4 2 90 40
38 52 40 40 40
А.С. Пушкин
511 16
5 20 337
712 19
2000047
3 1512
16025
11 0 3 15
100006 0 23
А.С. Пушкин
(К ***) - к Анне Керн
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревоге шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
А. Блок
5 32 4 8
146 132
4 5 7 38
6 9 3 4 2
1 11 17
13 6 1 3 2
5 29 6 16
4 8 32
А. Блок
(из цикла "Пляски смерти")
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
А.Фет
40 18
42 06
20 8 20
219
300 40 6
А.Фет
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой
Бодрые стихи
2 15 42
42 15
37 08 5
20 20 20!
7 14 100 0
2 00 13
37 08 5
20 20 20!
38 46
0 4 20
7 08 33
20 20 20!
45 108 2
47 16
3 4 502
20 20 20!
7 14 100 0
0 0 0 13
37 08 5
20 20 20!
Бодрые стихи
Грустные стихи
511 16
5 20 337
712 19
2.000.047
3 1.512
16.025
11 0 3 15
100.006 0 2 0 5
Грустные стихи
Акростих – стихотворение, в котором некоторые (в норме – первые) буквы каждой строки составляют осмысленный текст (слово, словосочетание или предложение).
Ангел лег у края небосклона,
Наклоняясь, удивлялся безднам.
Новый мир был темным и беззвездным.
Ад молчал. Не слышалось ни стона.
Алой крови робкое биенье,
Хрупких рук испуг и содроганье,
Миру снов досталось в обладанье
Ангела святое отраженье.
Тесно в мире! Пусть живет, мечтая
О любви, о грусти и о тени,
В сумраке предвечном открывая
Азбуку своих же откровений.
Николай Гумилев
Это стихотворение посвящено Анне Ахматовой, чьи имя и фамилия легко читаются…
Четырёхкратный акросонет, посвящённый Марине Цветаевой
Медовым эхом, золочёным сноМ
АгАтовая даль, без дна трАвА...
РаспРавлено крыло напеРекоР...
ИзвестИю о пагубностИ жизнИ!
Невесты Неземные сНы и стоН —
Ангар концА, поэмА без поэтА!..
Целующее блиЦ Церковных ниЦ,
Воюющих дароВ Воздушный зоВ,
ЕжеминутноЕ бровЕй броженьЕ!..
Течёт арТерии отвеТный свеТ —
АртистА вызывает векА веткА:
Ещё, Ещё, евангельское сЕрдцЕ,
В Венке терновом, эру заяВиВ,
Аорты от Христова РождествА!..
(Г.Седельников)
Тавтограмма — стихотворение, где все слова начинаются с одной и той же буквы.
Ленивых лет легко ласканье,
Луга лиловые люблю,
Ловлю левкоев ликованье,
Легенды ломкие ловлю.
Лучистый лён любовно лепит
Лазурь ласкающих лесов.
Люблю лукавых лилий лепет,
Летящий ладан лепестков.
(В. Смиренский)
Липограмма – стихотворение, в котором начисто отсутствует один или несколько звуков. Наиболее сложным типом липограмм является гиперлипограмма или моновокализм — стихотворение, в котором употребляются только определённые гласные.
гипрерлипограмма «О»
Молодость — словно сон:
Только вот рос, рос —
Скоро срок похорон,
Скоро погост, снос.
Плохо, хоть волком вой.
Но, поборов боль,
Вновь той дорогой в свой
Город, хоть он — ноль.
Молодость – столько снов!
В космос!, в поход в ночь!,
Бодрой тропой слонов
Гордо точь-в-точь мочь!..
Долог сон? Скромно стон,
Скорбно-больной вздох…
Короток… Что потом?
Только Господь Бог…
(И. Чудасов)
Анагриф — стихотворение, полностью составленное из определённых букв, взятых из какого-либо слова или фразы. Прекрасным примером подобного стихотворения является анагриф «Харитонову», написанный Борисом Гринбергом (посвящение поэту Евгению Харитонову):
использует исключительно буквы, содержащиеся в заглавии «Харитонову»
ХАРИТОНОВУ
НОВАТОР:
Утро – ворота в аорту Харона.
Ворон у трона, ворона – на трон.
Ворон хранит, а ворона хоронит...
В ухо отраву. Тиару, хитон
и на траву. Ни вина, ни овина.
Тихо. Но варит оторва отвар,
хвори, вину, рану, норов отринув...
Воину – урна, а вору – товар...
ТИРАН:
Хоти, но в тон,
А-то… урон!
ХОР:
Трохи рун, а хитов – вороха.
Ох и врун, а руно-то труха
(Борис Гринберг)
Метаметаграмма – стихотворения, образующиеся одно из другого путём замены букв. Вероятно, самый сложный поэтический опыт.
Буква «р» в первом стихотворении заменяется буквой «л» во втором
ИГРА
ГОРОД ДОРОГ
Обрети ветра гора,
розы загоритесь...
Сиры правила. Игра
жарит – покоритесь!
– Город нагреет! –
Дрань ржёт,
Рясами зреет
Храм, врёт!
Среди руна крестов ворчат,
Грянут утро рая...
Руки жаркие врача,
кроны вырезают.
Морить?
Обречь?
Мерь прыть.
Вправь речь!
ИГЛА
ГОЛОД ДОЛОГ
Облети ветла гола,
лозы заголитесь...
Силы плавила игла,
Жалит — поколитесь!
Голод наглеет
Длань лжёт,
Лясами злеет
Хлам влёт.
Следи луна клестов, волчат…
Глянут, утло лая —
Луки жалкие влача,
клоны вылезают.
Молить?
Облечь?
Мель — плыть.
Вплавь — лечь.
(Борис Гринберг)
Логогриф – стих, основанный на убывании начальных звуков.
На фабрике «Победа»
Во время обеда
Случилась беда –
Пропала еда!
Ты съел? – Да!
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ