Найти тему
Валерий Стариков

Моя теория о типах личности.

Оглавление

Карл Юнг о типах личности.

Основные психические функции по Юнгу
Основные психические функции по Юнгу

Юнг выделил восемь типов личности на основе двух установок – экстраверсии или интроверсии – и четырёх функций или видов ориентации – мышления, чувства, ощущения или интуиции:

  • Экстравертный мыслительный тип.
  • Экстравертный чувствующий тип.
  • Экстравертный ощущающий тип.
  • Экстравертный интуитивный тип.
  • Интровертный мыслительный тип.
  • Интровертный чувствующий тип.
  • Интровертный ощущающий тип.
  • Интровертный интуитивный тип.

Интроверсия и экстраверсия являются двумя противоположными способами адаптации людей к воздействиям внешнего мира. Интроверт – это человек, интерес которого направлен в себя, он руководствуется в своём поведении внутренними принципами. Такой человек бывает застенчив, стремится к уединению, склонен к обороне, к консерватизму, предпочитает привычную домашнюю обстановку, дружит с небольшим числом близких друзей, предпочитает перед началом действий всё тщательно рассчитать. Экстраверт – это человек, интерес которого направлен вовне, он руководствуется внешними обстоятельствами и общественным мнением. Экстраверт бывает очень общительным, стремится быть в компании, склонен к рискованным поступкам и внезапному нападению как истинный искатель приключений, к реформам и нововведениям, путешествиям, необдуманным поступкам, знакомствам с новыми людьми. Экстраверт считает интроверта скучным, предсказуемым, упрямым, отсталым и косным, который портит удовольствие другим. Интроверт считает экстраверта капризным, ненадёжным, лживым, поверхностным и бездельником. По моему мнению, не существует плохих типов личности, каждый из них имеет плохие и хорошие черты, каждый из них стремится жить и выживать так, как умеет.

Функция мышления противоположна функции чувства, функция ощущения противоположна функции интуиции. Такой вид ориентации, как функция мышления, означает способность использовать в жизни логические рассуждения. Функция чувства позволяет оценивать выгоду или невыгоду («что почём»), соответствие нашего поступка общественному мнению. Функция ощущения есть восприятие с помощью органов чувств. О сущности интуиции сказано в §1. У каждого человека одна из функций оказывается более развитой, чем остальные и называется первичной. Он её использует наиболее успешно и автоматически. Противоположная функция называется подчинённой и является для человека подавленной, недостаточно развитой или даже полностью отсутствующей. Две «боковые» функции называются вспомогательными, ими человек владеет кое-как, например, для мыслительного типа вспомогательными функциями являются ощущение и интуиция, подавленной функцией для мыслительного типа является функция чувства. Для других типов соответственно.

Человек получает свой тип личности по наследству от родителей и не способен его сменить в течение жизни, но он способен развивать свои вспомогательные функции. Иногда жизнь заставляет человека сменить свою установку или функцию на противоположную установку или функцию, но это чревато для него психическим расстройством. Вполне возможно, что прототипом экстравертного мыслительного типа, который производит впечатление холодного и догматического человека, был Фрейд, а прототипом интровертного интуитивного типа, который держится в стороне от окружающих и является эксцентричным, был сам Юнг. К сожалению, Юнг пренебрегал традиционными научными методами эмпирического исследования и не составил тестов на тип личности, хотя дал словесное описание этих типов. Сама его классификация типов личности нуждалась в некотором уточнении. Эти задачи постарались выполнить его ученики и последователи. Валерий Стариков считает себя одним из них.

Моя точка зрения на типы личности

Исследования и наблюдения Валерия Старикова показали, что необходимо следующим образом упростить и исправить теоретическую конструкцию Юнга:

  • Необходимо отвлечься в классификации типов личности от разделения на экстравертов и интровертов, так как мыслительный тип – это всегда яркий интроверт, а чувствующий тип – это всегда яркий экстраверт, ощущающие типы и интуитивные типы бывают и интровертами и экстравертами в незначительной степени.
  • Необходимо заменить неясную функцию «чувство» на физиологически обоснованную функцию «устная речь», именно в процессе постоянного общения этот тип узнаёт о слухах и оценках, господствующих в общественном мнении, узнаёт «что почём».
  • Необходимо заменить функцию «ощущение», присущую всем животным, на исключительно человеческую функцию «способность к орудийной деятельности» или «технические способности».
  • Необходимо заменить функцию «мышление» на близкую по смыслу функцию «абстрактно-логическое мышление».

По моему мнению, существует четыре типа личности:

  • техник,
  • психолог,
  • спикер,
  • теоретик,

каждый из которых имеет одну ведущую функцию. Техник обладает способностью к орудийной деятельности, психолог – к интуиции, теоретик – к абстрактно-логическому мышлению, спикер – к устной речи.

Между противоположными типами личности возникают конфликты и неприязнь в отношениях: между теоретиком и спикером, между техником и психологом. Самые хорошие отношения возникают между одинаковыми типами личности: между спикером и спикером, между теоретиком и теоретиком, между психологом и психологом, между техником и техником. Приемлемые отношения возникают между близкими типами личности: между спикером и техником, между спикером и психологом, между теоретиком и техником, между теоретиком и психологом. Свой тип личности человек получает от рождения по наследству от родителей и не способен его изменить в течение жизни. Он способен развивать свою ведущую функцию и вспомогательные функции мышления в течение жизни, но он не способен развивать противоположную функцию. Левое полушарие головного мозга оперирует словами и знаками, правое полушарие оперирует образами и продуцирует сновидения. Таким образом, у теоретика, спикера и техника преимущественное развитие получило левое полушарие головного мозга, а у психолога – правое.

................СПИКЕР

ПСИХОЛОГ ┼ ТЕХНИК

..............ТЕОРЕТИК

Каждый тип личности имеет «опознавательные знаки» на лице в форме разной степени проявления эмоций, разной степени развития устной речи. В поведении человека в разной степени проявляются такие привычки, как способность к абстрактно-логическому мышлению, к терпению, старанию и аккуратности способность лидировать. Исследователь может научиться фиксировать эти опознавательные знаки на лицах окружающих людей и делать прогнозы об их склонностях и стереотипах поведения. Сначала нужно определить тип личности по опознавательным знакам, а затем можно догадаться о будущей судьбе этого человека и будущих конфликтах или дружбе с этим человеком. В этом состоит польза визуального теста на тип личности. Удобство визуального теста по сравнению с письменным тестом состоит в том, что не всегда удобно предложить тест своему начальнику или столичному политику.

В процессе проведения исследований исследователь получает возможность проводить невключенное наблюдение, например, в суде или в службе занятости, не отвлекая судью или чиновника службы занятости от выполнения своих прямых служебных обязанностей. Обучение использованию визуального теста должно помочь школьнику в решении проблем своей самостоятельной жизни. Мой опыт обучения школьников показывает, что искусство определять типы личности окружающих людей приобретается после непродолжительного периода тренировок.

Ниже приведены словесный и визуальный тесты на тип личности. С помощью этого визуального теста я опросил 242 учащихся школы №6 г. Березники в 2002 г. В результате оказалось, что теоретики составляют 3% от общего количества опрошенных, спикеры – 46%, техники – 32%, психологи -19%. Среди теоретиков доля мальчиков составляет 2/3 и девочек – 1/3, среди спикеров доля мальчиков – ½ и девочек – ½, среди техников доля мальчиков – ½ и девочек – ½, среди психологов доля мальчиков – 1/5 и девочек – 4/5. Словесный тест на тип личности позволяет определить тип личности с точностью на 79%. Степень достоверности визуального теста является существенно выше степени достоверности словесного теста, Недостатком метода визуального тестирования является слишком сильная зависимость достоверности результатов исследования от степени опытности исследователя, от его навыков по визуальному определению типа личности. В других моих статьях будет сказано подробнее о склонностях типов личности в различных областях жизни – в политике, при выборе профессии, о склонности к безработице, преступности, успеху в любви и так далее.

Список преимуществ и проблем в жизни для различных типов личности

Психолог имеет следующие преимущества в жизни:

  • Высокую степень сексуальности, которая позволяет ему много раз вступать в брак и искать супруга, способного стать источником защиты и финансовых средств для многодетной семьи.
  • Мастерство в закулисной борьбе, которая идёт в любой «конторе», коварство и хитрость, умение использовать человеческие слабости окружающих людей в своих интересах, умение быть заместителем руководителя, умение выпрашивать для себя льготы и привилегии, устанавливать особые отношения с руководителем, втираться в доверие, предавать покровителя в случае необходимости.

Психолог имеет следующие проблемы в жизни:

  • Отсутствие способностей к ручному ремеслу и неумение разбираться в устройстве техники, всё это приводит к безработице и к иждивенческим настроениям.

Техник имеет следующие преимущества в жизни:

  • Большой выбор профессий в индустриальном обществе, где он может применить свои «золотые руки».
  • Склонность проявлять такие качества характера, как практицизм, терпение, старание и аккуратность в рутинной работе, умение быть беспрекословным исполнителем.

Техник имеет следующие проблемы в жизни:

  • Низкий уровень сексуальности из-за чего техник рискует столкнуться с такими проблемами, как измены супруга, поздний брак или личное одиночество.
  • Низкий уровень предприимчивости в бизнесе и неумение искать новое место работы.

Спикер имеет следующие преимущества в жизни:

  • Лидерские качества и умение руководить организацией или государством.
  • Ораторский и полководческий талант.
  • Предприимчивость в бизнесе и способность иметь широкие контакты и знакомства повсюду.
  • Самая высокая степень успеха в любви и достаточный уровень сексуальности.
  • Способность совершить головокружительную карьеру, пересаживаться с одного лифта на другой, иметь самый большой, но нестабильный доход.

Спикер имеет следующие проблемы в жизни:

  • Склонность к алкоголизму и к групповым преступлениям, особенно в молодости.
  • Нежелание учиться и получать высокий уровень образования. Отсутствие диплома о высшем образовании мешает спикеру достичь больших высот в карьере руководителя.
  • Нежелание соблюдать правила распорядка, низкая степень трудолюбия.

Теоретик имеет следующие преимущества:

  • Высочайший уровень образования.
  • Отсутствие склонности к девиантному поведению (к алкоголизму, наркомании и преступному поведению).
  • Расчётливость и наличие долгосрочного плана на всю жизнь.
  • Самую высокую степень развития интеллекта.

Теоретик имеет следующие проблемы в жизни:

  • Неумение руководить людьми.
  • Отсутствие предприимчивости и склонности заниматься бизнесом.
  • Трудности в общении в детском возрасте из-за крайней степени интроверсии, которая характерна для теоретика.
  • Многочисленные конфликты со спикерами в условиях громадного численного перевеса спикеров над теоретиками. Условия постоянного давления со стороны спикеров воспитывают сильный характер и заставляют теоретика быть сильным одиночкой.
  • Теоретик имеет самый низкий уровень дисциплины в процессе преподавания в средней школе, самую низкую степень успеха в любви, теоретик испытывает панический страх в процессе публичного выступления.

По моему мнению Валерия, все четыре типа личности равноценны, просто типы личности отличаются друг от друга по своим способностям, но каждый из типов личности способен найти свою социальную нишу в обществе. Не существует плохих типов личности. Каждый тип личности имеет свои недостатки и преимущества по сравнению с другими типами личности. Например, психолог не пригоден для работы в промышленности и для занятия ручным ремеслом, мало пригоден для службы в армии, для занятия бизнесом и руководящей работы, но психолог-женщина имеет самый высокий уровень развития сексуальных инстинктов, психолог имеет самый высокий успех в закулисной борьбе и при использовании трёх второстепенных в современном обществе лифтов вертикальной мобильности – семейного, религиозного и художественного.

Некоторые преподаватели–спикеры очень обижаются на Валерия Старикова за его утверждение о том, что спикеры являются полностью непригодными для использования научного лифта, хотя и могут иметь научную степень, полученную «по знакомству» без особых научных заслуг. Научный лифт могут использовать только теоретики и техники. Только теоретики способны сформулировать оригинальные идеи и теории даже вопреки авторитету Библии и общественному мнению, как сделали такие теоретики, как Чарльз Дарвин и Николай Коперник. Только теоретики способны стать генераторами идей и научными гениями. А техники лучше других могут проверять эти теории в экспериментальных исследованиях. Таким образом, теоретик может использовать только один научный лифт. Спикер может использовать четыре самых важных в обществе лифта – политический лифт, армейский лифт, бизнес, прессу. Кроме того, спикеры пытаются использовать и другие лифты, но эти их усилия часто оказываются тщетными. В науке спикер совершенно не способен к созданию оригинальных идей и теорий, поэтому он склонен к плагиату и имеет низкий теоретический уровень. Спикер просто опасается высказывать оригинальные идеи, но развивать науку без выдвижения оригинальных гипотез не представляется возможным. Все идеи спикера являются чужими, а теоретик создаёт идеи только собственными силами или черпает их из научной литературы. Основная причина этого явления состоит в том, что спикер является ярким экстравертом, а теоретик – ярким интровертом. Основным объектом внимания теоретика являются внутренние принципы и идеи, а объектом внимания спикера – власть над людьми. Уже в школе именно спикеры склонны к списыванию контрольных работ у своих многочисленных друзей и к организации срыва уроков. Спикер иногда способен хорошо учиться ради хороших отметок и успешной карьеры, но только теоретики способны учиться от души ради получения знаний. При этом теоретик старается хорошо учиться только по отдельным предметам, которые вызвали его научный интерес. В науке спикер лучше других типов личности способен к организации научных конференций, к руководству научными организациями и образовательными учреждениями, т. к. спикер имеет много приятелей в научной сфере, спикер умеет найти спонсоров и имеет самые высокие лидерские качества. Спикер способен к популяризации чужих научных идей, к занятию описательными науками, которые не предполагают глубоких научных обобщений – краеведением, историей, географией. Валерию Старикову не известен ни один великий учёный-спикер. А впрочем, в качестве примера спикеров в науке можно указать на Фридриха Энгельса и Владимира Ленина, которые принесли отрицательный вклад в общественные науки, т. к. они проповедовали ложные коммунистические идеи. Фридрих Энгельс не сумел окончить даже гимназию, занимался бизнесом, стал спонсором для семьи Карла Маркса, организовал издание произведений Карла Маркса и стал организатором политического союза коммунистов – Первого Интернационала. Владимир Ленин был исключён из Казанского университета за организацию беспорядков, окончил юридический факультет экстерном, организовал политическую партию, захват власти в России, стал тираном и использовал философию для оправдания этих неблаговидных целей. Психологи являются в общественных науках утопистами и сказочниками, сторонниками богословия и мистики как Платон, Плотин, Августин, Фома Аквинский, Жан-Жак Руссо, Фридрих Ницше и Карл Маркс. Психологи обладают излишней оригинальностью идей, которые по этой причине превращаются в сказку, религию, художественный вымысел или утопию. Техники обладают шаблонным мышлением и в общественных науках являются прирождёнными консерваторами и ретроградами. Например, некоторые из них до сих пор считают, что Карл Маркс – это гений всех времён и народов. Техники вынуждены прятать свою теоретическую отсталость в общественных науках за наукообразным «кондовым» стилем сочинений. Техник является прирождённым исполнителем, а в роли руководителя способен быть требовательным и даже организовать мелочный контроль над подчинёнными. Техники являются вторым сортом при использовании трёх важных в обществе лифтов (армия, наука, бизнес), поэтому техники всегда способны найти своё место в жизни. Техники являются непревзойдёнными мастерами при ремонте и использовании технических устройств.

Если доля спикеров становится слишком высокой, то такую страну становится невозможно завоевать, но в истории такой страны появляется слишком много периодов междоусобных и гражданских войн, переворотов и смут. Примером чего служит история России, т. к. доля спикеров среди русских является слишком высокой. Истории России полна огромным количеством смут, иностранных нашествий, крестьянских восстаний, завоевательных походов, переселений или гражданских войн. Василий Осипович Ключевский даже называл русских нацией переселенцев Только спикеры могли выполнить эти задачи и породить эти проблемы. Высокая доля спикеров среди русского населения нашла проявление в русском национальном характере в форме воинственности, бесшабашности, молодецкой удали, но и в увлечении пьянством, в недостаточной степени трудолюбия и аккуратности. Географическое положение России является неудобным, Россия располагается на дороге между Европой и Азией. Россия не имела естественных преград на восточной границе и была вынуждена завоевать Великую Степь. Из Азии в Европу шли страшные волны завоевателей-кочевников. Европейцы стремились расширить свою территорию за счёт России. Только спикеры могли выжить в столь неспокойном месте по принципу, выраженном в малоизвестной русской поговорке: «Провались земля и небо, мы на кочках проживём!». Такое же неудобное географическое положение занимала Византия, которая поэтому была сметена с лица земли турецким нашествием. Высокая доля спикеров среди русских, немцев, американцев и англичан превратила их в отличных солдат.

Можно сделать вывод, что каждый тип личности имеет свои преимущества и проблемы в жизни по сравнению с другими типами личности. Каждый тип личности живёт так, как умеет, используя свои преимущества и скрывая свои недостатки. Если выразиться кратко, то психологи приходят в этот мир, чтобы рожать и воспитывать детей, заниматься искусством и проповедовать религию. Техники приходят в этот мир, чтобы работать на производстве, заниматься ручным ремеслом и другими видами рутинной работы. Спикеры приходят в этот мир, чтобы править и руководить другими типами личности, воевать, торговать и заниматься бизнесом. Теоретики приходят в этот мир, чтобы учить, изобретать и заниматься научными исследованиями.

Тесты на тип личности

Словесный и визуальный тесты на тип личности.

Необходимо выбрать ответ на каждый вопрос из четырех вариантов и затем подсчитать сумму выбранных ответов в каждом из четырёх вертикальных столбиков. Максимальная сумма укажет ваш тип личности. Номер ответа совпадает с номером типа личности. То есть теоретик должен выбирать ответы под номером 1. спикер - ответы под номером 2. техник - ответы под номером 3, психолог - ответы под номером 4.

Тест 1. Словесный тест на тип личности.

Типы личности 1.Теоретик 2.Спикер 3. Техник 4. Психолог

Какая ваша роль в малой группе? 1. Сильный одиночка. 2. Лидер, идейный вдохновитель. 3. Рядовой исполнитель. 4. Самый душевный

Кем вы хотите работать? 1. Учёным- теоретиком. 2. Руководителем бизнесменом. 3. Бухгалтером, инженером. 4. Артистом, воспитателем.

Ваши любимые предметы: 1. Математика, обществознание. Люблю учиться. 2.Физкультура. Не люблю учиться. 3.Труды. 4. Литература, музыка.

Ваше хобби: 1. Научные книги.2. Встречи друзей.3. Техника.4. Искусство.

Ваш стиль одежды. 1. Классический, старомодный. 2. Модный. 3. Чистоплотный, форменный. 4.Экстравагантный6.

Ваш образец для подражания. 1. Научный гений. 2.Король, богач. 3. Работяга. 4. Религиозный пророк.

Кем и как любите работать? 1. В одиночку. 2.Руководителем. 3.Подчинённым. 4 Заместителем.

Что умеете в бизнесе? 1.Составит план. 2. Предпринимать, рисковать. 3.Поддерживать дисциплину. 4. Видеть перспективу.

Ваш способ получения власти. 1.Она мне не нужна. 2.Выборы, восстание. 3.По наследству. 4.Закулисная борьба: заговор, интриги.

Ваше отношение к людям. 1.Они меня не интересуют. 2.Они должны подчиняться мне и работать на меня. 3.Они должны соблюдать дисциплину. 4.Умею использовать их слабости.

Ваш имидж на службе. 1.Эксперт. 2.Общественник, лидер.3.«Золотые руки».4.Особо приближённый к руководителю.

Ваша роль в науке. 1.Теоретик. 2.Организатор конференций. 3.Экспериментатор. 4.Утопист, мистик, мечтатель.

Что умеете делать в жизни? 1.Решать задачи с помощью своего интеллекта. 2.Общаться, руководить. 3.Ремонтировать технику. 4.Мечтать, любить.

Ваша любимая игра или вид спорта.1. Шахматы.2. Азартные игры. Командные виды спорта.3. Технические виды спорта. 4.Фигурное катание.

Ваше преимущество.1. Расчётливость. 2. У меня много друзей. 3.Практичность.4. Хитрость.

Чем вы умеете манипулировать? 1. Теориями и аргументами. 2.Людьми.. Техникой. 4. Художественными образами.

Ваш смысл жизни. 1. Научные истины.2. Власть и деньги. 3 Мой долг. 4.Любовь.

Ваш стиль сочинений. 1. Научный. 2. Популярный. 3. Прикладной. 4.Лирический, духовный.

Ваш идеал в политике. 1. Реформаторы. 2.Авантюристы. 3.Консерваторы. 4.Утописты.

Ваш рецепт успеха в жизни: 1. План и упорство в достижении цели. 2. Удача. 3. Терпение, старание и аккуратность. 4. Найти покровителя.

Визуальный тест на тип личности. Тест 2.

Внешние признаки. Опознавательные знаки типов личности на физиономии, внешнем облике и стиле поведения.

Типы личности 1. Теоретик. 2. Спикер. 3..Техник.4. Психолог.

Роль респондента в малой группе. 1. Сильный одиночка. 2. Лидер или претендент в лидеры. 3. Рядовой исполнитель без претензий на лидерство. 4.Особо приближённый к лидеру. Подхалим.

Выражение лица.1. Интеллектуальное, необщительное.2. Дружелюбное, наглое. 3. Холодное, бесстрастное.4.Одухотворённое, эмоциональное

Стиль речи. 1.Категоричный, лаконичный. 2. Деловой. 3. Однообразный, шаблонный.4.Пафосный, лирический.

Частота и значение улыбок.1. Редкая,саркастическая улыбка.2. Очень частая, дружелюбная или наглая улыбка..3. Редкая, холодная улыбка. 4. Частая и томная улыбка как предложение любви

Стиль мышления.1. Оригинальный, логичный, абстрактный. 2. Неглубокий, поверхностный.3. Конкретный, практичный.4.Образный, интуитивный, ассоциативный.

Вектор интересов. 1.Наука. 2. Слухи, бизнес, цены. 3.Техника, ремесло, рукоделие. 4. Любовь, религия, искусство

Стиль одежды. 1.Добротный, старомодный. 2. Модный, но без крайностей. .Безвкусный. 3. Чистоплотный. Он любит униформу. 4.Богемный, экстравагантный. он имеет высокий вкус

Стиль публичного выступления. 1.Он испытывает панический страх перед выступлением.. 1. Прирождённый оратор.3. «По бумажке».4. «Религиозный пророк».

Его опора в конфликте.1. На себя.2. На друзей. .2. На лидера.3. На покровителя

Его стиль поведения в конфликте.1. Стойкость и несгибаемый характер. .2.Зачинщик и организатор конфликта.3. Пассивность. 4. Готовность унижаться. Интриган, ссорит других, а сам старается остаться в стороне

Позиция в общении.1. Отстранённая. 2. Позиция «сверху», большие амбиции. 3.Исполнительность подчинение без унижения. 4.Позиция «снизу»

Его негативное или ироничное прозвище.1. «Рассеянный профессор», «единоличник», «ботаник»., 2. «Лгун», «хвастун» и «хохотун», «наглец», «ловкач»..3. «Тупой», «зубрила».4. «Поэт», «пророк»,«прилипала»