Найти в Дзене
Валерий Стариков

В результате коммунистического эксперимента моя конфликт-контроль теория возникла вместо марксистской диалектики.

Оглавление

Томас Кун о научных революциях.

Согласно этой теории, существуют два, сменяющих друг друга этапа развития науки:

  • нормальная наука,
  • революционная наука.

В период нормальной науки большинство ученых верят в истинность старой парадигмы. Парадигма (от греческого – «образец», «шаблон») – это научный принцип, модель, образец для проведения исследования или научная формула, Парадигма - это признанная всем научным сообществом в течение длительного времени модель постановки проблемы и её решения. Нормальная наука часто борется против сторонников новых парадигм, так как новые парадигмы разрушают старые парадигмы

В начале периода революционной науки появляются «упрямые» факты, которые не помещаются в «ящики шкафа» старой теории, то есть их нельзя объяснить с помощью старой парадигмы. Поэтому научный реформатор должен сломать старый шкаф и построить новый – создать новую парадигму, с помощью которой можно объяснить эти «упрямые» факты. Успех в споре между представителями двух парадигм зависит не только от степени гениальности этого реформатора, но и от наличия у него союзников в сфере бизнеса, политики и науки, которые могут обеспечить возможности для общественного признания. Часто сторонники старой парадигмы не хотят признать истинность новой парадигмы и упорствуют в ереси, поэтому они должны уйти естественным путём – умереть или отправиться на пенсию.

Развитие науки не представляет собой постепенное и последовательное накопление знаний (так описана история науки в учебниках), а представляет собой последовательность научных революций, сопровождаемую конфликтами между учёными и научными школами. Ранние стадии развития большинства наук характеризуются постоянным соперничеством между множеством различных представлений о природе. Именно такое положение сложилось сегодня в сфере макросоциологии, где существует много конкурирующих между собой школ и направлений. Наблюдение и опыт могут и должны резко ограничить количество этих конкурирующих между собой школ и направлений. История науки – это кладбище устаревших парадигм.

Сторонники устаревших парадигм в науке стараются сопротивляться новому до конца. Они остаются искренне убежденными, что с помощью старой парадигмы, в конце концов, можно решить все проблемы, что природу можно втиснуть в рамки ящиков шкафа старой парадигмы, что неудачи сторонников старой парадигмы – это временные трудности. Но смена научных парадигм – это неизбежный процесс в рамках развития науки.

Пример научной революции в биологии.

Сторонники старой парадигмы в биологии опирались на Библию, согласно которой все биологические виды были созданы Богом, поэтому виды существуют в неизменном виде от момента сотворения мира Богом за семь дней, биологические виды не изменяются, не возникают и не исчезают. Ламарк составил классификацию биологических видов. После открытия огромного количества видов, возникло сомнение в том, что библейский Ной смог бы поместить на своём ковчеге «каждой твари по паре» и спасти их от всемирного потопа. Сомнения возникли в том, что Бог создал Адама и Еву, как прародителей человеческого рода.

Чарльз Дарвин отправился в кругосветное путешествие и на Галапагосских островах он обнаружил упрямый факт – популяции птички вьюрок на разных островах имели клюв разной формы и размера. Перед Дарвиным встал вопрос: эти популяции относятся к одному биологическому виду или к разным? С помощью старой парадигмы сотворения биологических видов Богом нельзя было правдоподобно объяснить этот упрямый факт, поэтому Дарвин создал новую парадигму – теорию биологической эволюции и объяснил этот факт тем, что биологический вид птицы вьюрок находится в процессе расщепления и образования новых видов. Критерий принадлежности к одному виду – это способность иметь здоровое потомство при скрещивании. Что касается этого «упрямого» факта, то теория биологической эволюции прекрасно объяснила этот факт. Популяции вьюрка с разных островов относятся к одному виду, так как пока ещё могут прекрасно скрещиваться друг с другом и давать здоровое потомство, но, возможно, что дальнейшая эволюция может привести к возникновению новых видов, которые уже не смогут скрещиваться друг с другом.

По теории Дарвина, биологические виды возникают и исчезают. По теории Дарвина, человек и обезьяна имеют общего предка, человек произошёл не от Адама и Евы. С развитием биологии появились новые факты, которые подтвердили теорию Дарвина. Палеонтологи обнаружили ископаемые остатки вымерших организмов, например, динозавров. Генетика подтвердила происхождение человека от обезьяны с помощью такого факта, что гены обезьяны и человека совпадают на 99%.

Современный переворот в российской исторической науке и общественных науках в целом как пример научной революции.

Последние 35 лет стали периодом подлинной научной революции в российской исторической науке и других общественных науках. Благодаря информации, полученной из секретных архивов, исчезли «белые пятна» в истории Советской России. Кроме того, обнаружился кризис философских и социологических основ исторической науки. Эти основы необходимы в исторической науке с той целью, чтобы объяснять и связывать факты. Без этих основ история неизбежно превратится в простое перечисление фактов, набор не связанных между собой рассказов и мифов.

Сущность марксистской парадигмы состоит в следующем:

  • История человечества – это история борьбы эксплуататорских и эксплуатируемых классов.
  • История общества развивается через ступени – формации.
  • Марксистский прогноз состоит в том, что при коммунизме должно произойти отмирание орудий угнетения – государства, религии, семьи, армии, правоохранительных органов, бюрократии, рынка, то есть социального конфликта и контроля и должны наступить всеобщая свобода, равенство и братство между людьми.

На основании этих прогнозов большевики в России провели эксперимент с целью построить коммунизм.

В результате были обнаружены следующие «упрямые» факты:

  • Рабочие в 20 веке на Западе получили повышение зарплаты, право голоса, право на забастовку и различные пособия. Рабочие на Западе не собирались делать социалистическую революцию и не хотели голосовать на выборах за местных коммунистов, которых наши коммунистические лидеры тщетно снабжали деньгами. В результате капитализм и не думал «загнивать», как предсказывал Ленин, а «расцвёл».
  • Оказалось, что большевикам так и не удалось построить коммунизм, несмотря на колоссальное количество жертв гражданской войны и государственного террора. Вместо коммунизма в СССР была построена отсталая азиатская формация и примитивные формы правления – тирания при Сталине, олигархия при Ленине, Хрущёве, Брежневе, Андропове, Черненко и Горбачеве, тогда как при капитализме на Западе были успешно решены все проблемы – кризисов перепроизводства, угрозы со стороны фашизма и коммунизма.
  • Попытка добиться равенства в доходах при социализме привела к разрухе и балансированию на грани голода. Рабочие при социализме работали плохо, несмотря на применение к ним самых суровых административных стимулов в сфере свободного труда и телесных наказаний в системе ГУЛАГа. Предпринимались даже неудачные попытки применить идеологические стимулы в сфере труда в форме социалистического соревнования, но оказалось, что люди не хотят работать за флажки. При социализме существовал хронический дефицит товаров и их низкое качество.
  • Попытка отменить некоторые социальные институты и организации привела к плачевным результатам. Не удалось отменить религиозные организации. Отмена свободы слова и печати привела к построению идеологической машины по обману своих граждан и поражению в идеологическом соревновании с зарубежными «радиоголосами». Попытка изобрести «советскую» науку привела к изоляции от мировой науки, отсталости и появлению различных лженаук, наподобие биологической теории Лысенко, материалистической диалектики, ленинской теории отражения и так далее.

Вывод: Эксперименты по отмене отдельных видов социального конфликта и контроля, сложившихся в ходе естественного развития общества закончились полным провалом.

Сущность моей парадигмы состоит в следующем:

  • Общество построено на отношениях конфликта и контроля между людьми и их нельзя отменить. Прогресс общества заключается в совершенствовании этой системы, появлении всё новых и новых видов конфликта и контроля. Логическая взаимосвязь между принципами конфликта и контроля состоит в следующем. С одной стороны, победитель в конфликте становится контролёром или отбирает сферу влияния у проигравшего, а проигравший становится объектом контроля. С другой стороны, слишком суровый или слишком мягкий контроль приводит к деструктивным конфликтам. Поэтому нужно поддерживать оптимальную степень строгости социального контроля.
  • Общество состоит из групп и организаций – семьи, производственных организаций, правительства, армии, правоохранительных органов, бюрократии, церкви, школы, научных организаций, средств массовой информации и культуры, организаций здравоохранения, которые возникали по очереди в процессе истории. Каждая из вышеперечисленных организаций имеет специфическую функцию в обществе и не может быть отменена в принципе, вопреки прогнозам Маркса. Формации – это ступени развития общества. Критерий, который отличает одну формацию от другой – это вид контроля в сфере экономики. Первобытная формация была построена на моральном контроле, рабовладельческая – на вооруженном, феодальная – на административном, капиталистическая – на экономическом. Коммунистическая формация не может быть построена в принципе, так как Маркс не изобрёл для неё нового более эффективного вида контроля.
  • В истории известны примеры безуспешных попыток отменить некоторые виды конфликта или контроля. Коммунисты, фашисты и исламские фундаменталисты пытались отменить такие изобретения, как представительная демократия, рынок, экономический контроль, конкурс, идеологический спор, многопартийные выборы и так далее. Существует три политических режима: тоталитаризм, авторитаризм и демократия. При тоталитаризме тиран пытался контролировать все сферы жизни общества – политическую, экономическую, семейную и культурную, то есть отменить почти все виды социального конфликта во всех этих сферах. Такой регресс в организации социальной структуры привел к общему снижению конкурентоспособности граждан, общей отсталости тоталитарного общества и сопротивлению граждан, которые не имели возможности реализовать в конфликтах свои способности и пытались организовать нелегальные формы конфликта – «чёрный» рынок, «самиздат», «тамиздат» и т. д. Авторитарный лидер контролирует только политическую и иногда идеологическую сферу, поэтому авторитаризм – это меньшее из зол по сравнению с тоталитаризмом, При демократии происходит расцвет всех форм социального конфликта и контроля, быстрый прогресс общества.
  • По мнению Питирима Сорокина, мирная реформа лучше революции. Ослабление социального контроля в организации или в обществе приводит к хаосу, гражданской войне или гибели этой организации или общества, к тому, что реальная власть переходит к узурпаторам или к преступным авторитетам, которые являются в обществе запасным подпольным центром власти.
  • Источник формационного развития – это конфликт между цивилизациями. Согласно теории вызова и ответа А. Тойнби, окружающая среда предлагает цивилизации вызов, элита должна найти ответ, иначе цивилизация рискует погибнуть. Таким образом, прогрессивное развитие общества не имеет конечной цели, оно является результатом слепого поиска по принципу проб и ошибок, которые совершают локальные цивилизации. Эти цивилизации являются единицей отбора в истории общества наподобие биологических видов в истории биосферы. В этом состоит суть моего синтеза принципов формационного и цивилизационного подходов. Таким образом, существует лишь одна столбовая дорога прогрессивного развития человеческого общества.
  • Существует пять форм правления, которые построены на различных видах политического конфликта:
  1. Царство и тирания – на вооружённом захвате власти и гражданской войне.
  2. Аристократия и олигархия – на выборах в привилегированных органах власти (в сенате, боярской думе, ЦК или Политбюро).
  3. Непосредственная демократия – на выборах в народном собрании в Афинах или в Новгороде, на казачьем круге, на общинном сходе, на сходке преступных авторитетов.
  4. Наследственная монархия – на передаче престола по наследству, на дворцовых переворотах с помощью гвардии,на походах самозванцев.
  5. Представительная демократия – на многопартийных выборах.

По этим причинам формы правления имеют разные пороки или недостатки, разные органы верховной власти и разные виды конкурирующих за власть групп и организаций. Наилучшей формой правления является представительная демократия.

Моя парадигма прекрасно объясняет «упрямые факты»:

  • Согласно моей парадигме, противоположные классы могут не только конфликтовать друг с другом, но и прекрасно сотрудничать в рамках сохранения отношений социального контроля. Социальный мир выгоден обоим противоположным классам, хотя контролирующему классу он выгоден несколько больше, чем классу, который является объектом контроля. В условиях коммунистической угрозы предприниматели были вынуждены идти на большие уступки наёмным работникам. Так можно объяснить первый «упрямый факт».
  • Коммунизм и нельзя было построить в принципе, так как нельзя отменить в принципе все формы социального контроля и конфликта. Коммунизм с самого начала был вредной утопией, то есть сказкой для взрослых. Все жертвы, понесённые нашей страной в процессе строительства коммунизма, были напрасными и лежат на совести коммунистов-фанатиков, коммунистических лидеров-тиранов, хотя сегодня они и не думают каяться в своих грехах.
  • Рабочие при социализме работали плохо потому, что не было экономических стимулов к труду. А эти стимулы могут применять только частные предприниматели, которых при социализме ограбили и уничтожили. Экономический контроль является более эффективным по сравнению со всеми другими видами контроля – идеологическим, моральным, вооружённым или административным. Дефицит и низкое качество товаров неизбежны в условиях отмены рынка.
  • Социальные институты – это великие социальные изобретения, которые очень трудно или даже невозможно отменить в принципе, так как они выполняют в обществе определённые функции и имеют большую пользу, Например, религия утешает и воспитывает людей, утешает страх перед смертью. Сказки о коммунизме не могут утешить страх перед смертью. В условиях запрета идеологических дискуссий, в условиях цензуры средства массовой информации неизбежно начинают врать в пользу правящего режима и бюрократии. Изоляция от мировой науки и запрет научных дискуссий неизбежно приводят к отсталости национальной науки и изобретению лженаук. Наука немыслима без дискуссий и обмена информацией с зарубежными учёными.

Если наше общество в целом успешно пережило период реформ и смены правящих элит за последние годы, то в общественных науках старые кадры сохранили свои руководящие посты. Эти старые лгуны критиковали и клеймили позором западную науку. Они были составной частью машины по обману и оболваниванию граждан. Советский режим был построен на большом терроре и большой лжи. Они и сегодня повторяют как заклинание: «Карл Маркс – это гений всех времён и народов!». Хотя все их прогнозы о коммунизме провалились, им и сегодня удаётся как-то перестраиваться и изворачиваться. Уходить на пенсию или умирать они вовсе не собираются, так как оказались долгожителями. Вывод: марксистская парадигма не выдержала испытания жизнью и должна быть отправлена в архив научных заблуждений.

Сегодня стало модно ругать либералов - Ельцина, Гайдара и Чубайса. Эта критика не вполне справедлива. В 90-е годы Россия провела западные реформы, ввела великие западные изобретения - рыночную конкуренцию, частную собственность (то есть экономический контроль) и представительную демократию. Затем Владимир Путин "железным кулаком" навёл порядок в стране и начал войну с Западом на Украине за сферу влияния российской цивилизации. Именно западные изобретения в экономике и политике позволят России выстоять и победить в этой войне.

Подробнее об этом смотрите мой учебник Валерий Стариков "Интересное обществознание." ru.wikibooks.org/wiki/Интересное_обществознание/Наука