Самая ранняя версия происхождения варн содержится в ригведийском гимне, называемом «Пурушасукта». В Ригведе происхождение варн приписывается богу Пуруша: «Его рот стал брахманом, Его руки сделались раджанья, То, что его бедра, - это вайшья, из ног родился шудра»[1]. В более поздней брахманистской литературе это мифологическое объяснение повторяется множество раз и в разнообразных вариантах.
Другая версия представлена в «Законах Ману». Согласно ей, варны произошли от мифических великих риши, сыновей Ману, бывшего, в свою очередь, сыном Брахмы[2].
На процесс складывания варн влияли многие обстоятельства, такие как особенности племенных взаимоотношений, религиозные различия. Но основополагающим фактором является общественно-экономическое развитие.
Социальное разделение приводило к выдвижению в племенах наиболее авторитетных и сильных родов. Так же функции управления и функционирование культа начали концентрироваться в руках определенных членов племени. Позже сильные роды зафиксировали за собой эти функции, что превращало их племенную верхушку. Эту верхушку составляла варна брахманов.
Появление сословия шудр был наиболее трудным процессом. Существуют две главные причины появления сословия шудр. Во-первых, увеличение численности людей, которые утратили свою экономическую независимость. Во-вторых, развитие ремесла, занятие которым становилось уделом обнищавших людей. Эти люди и составили варну шудр. Однако пополнялась она не только за счет коренного населения, но и за счет чужаков.
В вопросе появления шудр значим так же тот факт, что деление общества на три группы произошло гораздо раньше, чем сформировалась последняя варна.
Точки зрения, имеющиеся по проблеме генезиса варн и каст, во многих случаях сильно разнятся друг. Каста – это сложная конструкция и сводить ее появление к какому-нибудь одному фактору невозможно. То же самое касается и варн.
Согласно одной точке зрения Арийские захватчики, которые вторглись в страну, были полны сознания своего превосходства и презрения к местному населению. Часть побежденного народа было истреблено, часть поработили, оставшихся людей лишили имущества и превратили в неполноправных. Арийские завоеватели стремились сохранить чистоту арийской крови и не допустить смешения с автохтонными жителями. Для этого они запретили браки с местным населением, участие шудр в арийском религиозном ритуале. Таким образом, они присвоили себе исключительное преимущество заниматься военным делом, право на активную деятельность в общественной и политической жизни и даже в основных сферах экономики.
[1] Ригведа. X. 90.
[2] Законы Ману. III. 194-198.