В Японии очень трудно стать своим, иностранцам – практически невозможно. Традиции островного государства, века закрытой политики все еще формируют менталитет свой-чужой у японцев.
Но вот что удивительно, когда на островах не было чужаков, кого же они не любили на основе расовых различий, если все были одинаковые?
Археологи нашли замечательный ответ – они сами делали свой скелет и черты отличным от других, чтобы делиться на племена. И узнавать своих издалека, а чужих не подпускать.
Как пришли к такому выводу?
Ученые нашли останки древних людей Японии из племени хирота, которым насчитывается более 1800 лет. Они населяли один остров Танэгасима, и потому все останки были найдены в одной местности.
Как ученые поняли, что это все были хирота по костям, которым две тысячи лет?
У них у всех были искусственно изменены формы черепов. Затылки были плоскими, причем – буквально у всех, как у мужчин, так и женщин. Также внешне они отличались приподнятыми носами, которые, вероятно, тоже изменялись специальными колодками еще в детстве.
Многие культуры меняют форму черепов у младенцев при помощи бинтования или тисков, зачастую это просто традиция племени.
Хирота же были довольно большим поселением, где процедуре подвергались все дети, любого класса. Но – только внутри острова.
Ученые пришли к выводу, что это было сделано затем, чтобы издалека сразу определять, свой ли это человек. И не пускать близко к поселению чужаков с неправильной формой черепа.
Так что если у другого японца не был достаточно плоский череп, он был недостаточно хорош, чтобы ступить на Танэгасима и прожить там жизнь (чтобы его тоже захоронили вместе с местными).
Зачем им это, все же в Японии – японцы?
Потому что жизнь на островах сурова, плодородных культур мало, постоянные ураганы и цунами грозятся разрушить все, что построено и нажито.
И когда стихия разрушала какое-то селение, лишала деревню запасов, деревня шла в другое селение грабить. Потому что мало у кого было достаточно запасов, чтобы делиться.
Потому среди племен в Японии, особенно островных, отношение даже к жителям соседних поселений было ну очень осторожное, всегда чуть враждебное. Зачем он пришел? Не съесть ли наши припасы.
И хирота придумали менять себе форму черепа, чтобы без слов понимать, свой перед ними стоит или чужой, переодевшийся в одежду местного рыбака.
Так что сложно винить японцев, что им сложно воспринимать иностранца за своего. Это последствия не многовековой, а уже многотысячной культуры, которая впиталась в них буквально генетически.
Ведь только те японцы, которые усвоили этот паттерн поведения, смогли выжить и продлить успешно свой род до сегодняшних пра-пра-пра-пра-правнуков.
Как считаете, современные технологии и глобализация помогут в ближайшие поколения стереть у японцев очевидную напряженность перед «гайджинами»? Подписывайтесь и комментируйте.