1 мая 1945 г. советские войска еще штурмовали Берлин, а руководство СССР уже назвало четыре города, которые наиболее отличились в ходе ВОВ. Им присвоили звание городов-героев: первым в списке стоял Ленинград, вторым Сталинград, а затем шли Севастополь и Одесса. Так высоко Сталин и Политбюро оценили подвиг города на Неве, его стойкость и мужество. Ведь несмотря на блокаду, голод, отсутствие света, канализации и отопления ленинградцы продолжали работать, сражаться и бить врага.
Жители города сковали своими действиями сотни тысяч фашистов, чем внесли огромный вклад в победу. Их подвиг восхищает! Однако некоторые аферисты оказались сродни фрицам, обогащаясь на чужой беде. Они сколотили миллионные состояния, обменивая золото, платину и иные ценности на продукты питания, добытые нечестным путем.
Блокадный паёк.
17 июля 1941 г. в городе на Неве ввели карточную систему, но продукты не были дефицитом и свободно продавались в магазинах. Все изменилось 27 августа, когда фашисты перерезали железную дорогу. 1 сентября в Ленинграде запретили свободную продажу продовольствия. А уже на следующий день в первый раз сократили нормы выдачи хлеба: рабочим с 800 до 600 г, служащим с 600 г до 400. При этом продолжали выдавать мясо, крупы и жиры.
8 сентября кольцо окружения замкнулось, началась Блокада. С 20 ноября для служащих, иждивенцев и детей норма выдачи хлеба составила 125 грамм, а другие продукты отсутствовали. Начался страшный голод. Смертность в Ленинграде выросла в 25 раз – с 4 тыс. в месяц до 100 тыс. в январе и феврале 1942 года. Ради того, чтобы выжить самим и спасти жизни своих близких, люди были готовы отдать абсолютно все. Этим-то и воспользовались имевшие запасы продуктов спекулянты, которые решили, что пришел их час.
Цены "чёрного рынка".
До революции Петербург был самым богатым городом РИ. У многих жителей имелись припрятанные на "черный день" драгоценности и золотые монеты. И вот этот "черный день" настал. Например, за золотое кольцо давали булку черного хлеба. Она стоила на рынке астрономические суммы от 400 до 1,2 тыс. руб. при госцене 1 рубль, а размер средней зарплаты в Ленинграде составлял около 400 руб. Золотые часы можно было обменять на 150-200 г сливочного масла. За картину Левитана или Айвазовского предлагали мешок муки и даже несколько банок тушенки и так далее...
Те, кто имел доступ к продуктам питания, как правило, сами спекуляцией не занимались и действовали через цепочку посредников. Еду воровали в основном женщины, работавшие на производстве продуктов питания и в столовых, а также продавщицы. Их почти не обыскивали, так как стеснялись. В результате хитрые воровки этим регулярно пользовались.
Афганский рис.
Воровали и сами руководители. Наиболее крупным из раскрытых дел стали махинации некоего снабженца Каждана. В годы блокады он поставлял продукты из Ташкента в Ленинград. Ему даже выделили для этого железнодорожный вагон. Каждану не составляло труда перевезти в огромном вагоне несколько мешков неучтенного афганского риса, который ему поставлял в Узбекистане подельник по фамилии Бурлак. Дефицит реализовывали через несколько точек, в том числе небольшое фотоателье, которое располагалось на Мальцевском рынке. Там работал шустрый паренек Яша Финкель, который не столько печатал фотографии, сколько спекулировал рисом.
Народ к дельцам шел огромным потоком. Вскоре на это обратили внимание милиционеры и установили слежку. Остальное было делом техники. Обыск трехкомнатной квартиры Каждана на Ракова 10 длился двое суток, – столько в ней было тайников. Она напоминала музей, а стены украшали картины знаменитых художников. В кроватке ребенка обнаружили 720 тыс. рублей и 370 тыс. долларов. У Каждана и трех его подельников изъяли 1,5 млн. рублей и 4 кг золотых изделий на сумму 4 млн. рублей. К слову, на эти средства можно было приобрести 55 истребителей Як-3 или 37 танков Т-34.
Дело Далевского.
Вот иной пример. Мелкий делец Далевский заведовал небольшим ларьком. С помощью хитрых махинаций персонаж воровал продукты. Когда накапливался запас, он сдавал его оптом розничным спекулянтам. А хорошо торговаться ларечник умел. Постепенно его квартира превращалась в музей. Он привлек внимание милиции тем, что заинтересовался долларами и британскими фунтами. В итоге за жуликом установили наблюдение и провели ревизию торговой точки. Но, как ни странно, нарушений не нашли?!
К счастью, Далевский посчитал, что это была плановая проверка и махинации не бросил. И тут новый обыск. Он выявил центнер излишков продуктов питания, а по документам снова все было нормально. Отпираться было бесполезно. Последовал обыск квартиры. Как результат, стражи порядка обнаружили китайский фарфор и картины классиков стоимостью 260 тыс. рублей, а также золото и драгоценности на сумму 300 тыс.
Фальшивые карточки.
Распределять карточки ставили проверенных людей – исключительно честных коммунистов. Но соблазн был слишком велик. В частности, заведующая карточным бюро в Смольнинском районе Широкова присваивала карточки тех, кто убывал в эвакуацию и умирал. У нее при обыске нашли 100 тысяч рублей.
"Как омерзительны эти сытые, пышно-белые "талонщицы", вырезающие в столовых и магазинах карточные талоны у голодающих людей и ворующие у них хлеб и продукты. Это делается просто: "по ошибке" вырезают больше положенного, а голодный человек обнаруживает это только дома, когда никому уже ничего доказать нельзя".
Отрывок из дневника блокадницы А. Г. Берман, 1942 г.
Также милиционеры обнаружили и закрыли более десяти подпольных типографий, печатающих карточки. Самой крупной была та, что организовали мошенники Зенкевич и Заломаев. Они договорились с работавшей в типографии женщиной, чтобы она выносила им износившиеся литеры и специальную бумагу. За три месяца они похитили с помощью фальшивок 8 центнеров мяса, 100 кг сахара, полтонны разных круп и макарон, 220 банок консервов, 600 бутылок водки, тысячи пачек папирос и более 4 тыс. булок хлеба. И снова милиционеры при обыске обнаружили много драгоценностей, картин и более миллиона целковых.
Летом 1943 г. на рынке задержали спекулянта Холодова. Фальшивые карточки он не печатал, а банально рисовал. Причем делал он это крайне искусно, хоть художником не являлся и азы рисования не постигал. Заведующий булочной, что располагалась на улице Володарского, увидев их, без раздумий взялся отоваривать клиента. Однако законники разоблачили негодяя и изъяли у него ценности стоимостью несколько сотен тысяч рублей.
Наказание.
Военный трибунал судил эту публику беспощадно. Всех ушлых преступников гарантированно ждал расстрел. Конечно, поймали далеко не всех аферистов и большинство из них избежало наказания. Но у тех, что удалось разоблачить, изъяли 24 млн. наличных рублей и на 37 млн. произведений искусства, золота и т.д. Многие из них признались, что ждали фашистов. У некоторых даже обнаружили списки офицеров РККА, работников НКВД, партактива и членов их семей. Так что это были не простые спекулянты, а враги народа!
Помните, что ваши лайки и комментарии помогают в развитии канала.