Найти тему
Бульвар де Лис

Андре Шарль Буль (Boulle). Антикварная французская мебель и старинные каминные часы маркетри.

Оглавление

Современники редко признают художника гением, но творения Андре-Шарля Буля были настолько впечатляющими, что каждый дворянин во Франции в 17-ом веке мечтал, чтобы в его доме были произведения Буля. В наше время антикварная мебель и старинные каминные часы, выполненные этим мастером находятся в лучших музеях мира.

Названный Жаном-Батистом Кольбером, близким советником короля, «самым искусным ремесленником в Париже», Буль стал пионером нового стиля изготовления мебели, который навсегда изменил ход истории дизайна.

Стиль, созданный им стал известен, как «стиль Буля». Многие из наилучших образцов предметов мебели в этом стиле изготовлены в 18-ом и 19-ом веке.

Буль был одержимым коллекционером предметов искусства и антиквариата. Он ходил на все аукционы в Париже и покупал все, что ему нравилось.

Его страсть к антиквариату привела его к тому, что, несмотря на высокие гонорары, он постоянно был в долгах. Несколько его кредиторов безуспешно пытались наложить арест на его имущество в течение всей его жизни.

Кем был Буль?

Андре-Шарль Буль (1642-1732) был выдающимся мебельщиком в истории Франции. В 1672 году он получил престижное звание главного краснодеревщика короля и всю свою жизнь работал на французскую королевскую семью.

Его отец и его дед также работали в своих мастерских в Лувре и были известными производителями изысканной мебели.

Это отчасти объясняет то, что Андре-Шарль, хотя и получил образование скульптора и стремился стать художником, пошел по их стопам.

Буль провел свою жизнь, работая над заказами для французского двора и над меблировкой Версальского дворца, строящегося «Королем-солнцем» Людовиком XIV в конце 17-го века.

-2

Огромный барочный дворец Людовика XIV в Версале, который Андре-Шарль Буль помог обставить. © Wandernder Weltreisender Wikimedia Commons

Работы Буля заслужили признание многих дворян Людовика XIV, а затем даже других европейских королевских особ, таких как английский король Георг IV (1762–1830), который приобрел огромное количество мебели мастера.

Почему Буль так высоко ценится?

Сложность исполнения, богатые инкрустации и непревзойденное мастерство были основными причинами, по которым работы Буля были так востребован при жизни и впоследствии.

Одной из самых необычных особенностей его ремесла было то, что он все делал сам. Возможно, самым большим преимуществом получения звания главного краснодеревщика короля было то, что он был освобожден от ограничений торговых гильдий, которые контролировали все производство во Франции.

В системе гильдий только краснодеревщикам разрешалось изготавливать шкафы, только бронзовщики могли отливать бронзовые крепления, и только позолотчики могли наносить сусальное золото на отделку. Буль выполнял все эти работы и нес личную ответственность за все эти этапы производства.

Помимо того, что Буль был удивительно талантлив, он процветал в художественном климате того времени в немалой степени благодаря стремлению своего королевского покровителя Людовика XIV к величию, избытку и богатству.

-3

Фрагмент антикварных часов с постаментом работы Андре-Шарля Буля. Обратите внимание на бронзовое литье, а также украшения маркетри на этом изделии, все из которых были выполнены самим Булем. © Метрополитен-музей Wikimedia Commons

Потребность Людовика показать свое богатство привела к развитию нового стиля в декоративном искусстве, основанного на расходах и великолепии. Стиль был известен как стиль Людовика XIV, версия популярного в то время европейского стиля барокко с выраженными французскими чертами.

Буль и Людовик XIV

Эпоха Людовика XIV (годы правления 1643-1715) была поистине великой эпохой роскоши во Франции. Из всех мастеров, работавших в Париже в то время, Буль был самым дорогим и использовал самые экзотические и дорогие материалы: золото, серебро, олово, бронзу, черепаховый панцирь, мрамор и тропические породы дерева, такие как палисандр, черное дерево и королевское дерево.

Некоторые из самых известных предметов антикварной мебели Boulle выполнены в яркой черно-золотой цветовой гамме из черного дерева и позолоченной бронзы (ормолу), что гарантировало, что мебель всегда будет выделяться в комнате.

-4

Деталь из шкафа Boulle с характерной черно-золотой цветовой гаммой

Великолепные, привлекательные эффекты, которых Буль смог достичь в своей мебели, объясняют то, что он быстро стал любимцем французских дворян, желающих продемонстрировать свою утонченность и богатство.

Что такое стиль Буль?

Стиль мебели Буля был настолько самобытным, что он дал свое имя замысловатым, завитым украшениям, которые стали характеризовать его работу.

Подобные антикварные предметы по сей день называются как маркетри Буль, инкрустация Буль или просто Буль.

-5

Пример знаменитой инкрустации Буля с использованием черепахового панциря, олова и латуни. © Wikimedia Commons

Интересно, что Буль на самом деле не изобретал этот стиль орнамента. Эти сложные инкрустации были замечены в работах его отца и других мастеров своей эпохи.

Но то, что Андре-Шарль Буль сделал лучше, чем любой из его предшественников, - это использование этой техники для создания более инновационной и красивой мебели, чем кто-либо другой в то время.

Его стиль украшения был настолько влиятельным, что многие другие мастера на протяжении веков пытались воспроизвести его. Таким образом, «работа Буля» относится не только к мебели, изготовленной Булем, но и к мебели, в которой используется этот отличительный стиль отделки.

Действительно, стиль Буля, стал особенно популярным во второй половине 19-го века во Франции, с развитием техники маркетри, известной как одна из самых сложных и трудных в исполнении.

Маркетри Буля

Маркетри относится к технике инкрустации тонких кусков материалов на деревянную поверхность предмета мебели.

Маркетри Буля - это отличительная форма этой техники, которая включает в себя размещение вырезанных вручную кусочков драгоценного материала, такого как черепаховый панцирь, латунь, кость и олово, для достижения удивительно сложного, замысловатого эффекта, описанного выше.

Инкрустация Premiere partie Boulle относится в основном к латуни на черепаховом панцире, в то время как инкрустация Contrapartie Boulle относится к инкрустации черепахового панциря, инкрустированного на латуни.

Буль и те мастера, кто работал в стиле Буля часто делали пары шкафов, в которых один из пары использовал премьерную партию, а другой - контрапартию. Это приводило к изменению паттернов на каждом из пары.

-6

Пара антикварных шкафов, приписываемых Андре-Шарлю Булю, с использованием техники маркетри из латуни и черепахового панциря premiere partie и contrapartie. Обратите внимание, что декоративный узор на каждом шкафу одинаков, но материалы были поменяны местами.

Антикварная мебель маркетри Boulle

Буль был известен своими письменными столами, а также своими большими эффектными шкафами.

Это были самые важные предметы мебели в комнате в 17-го и 18-го веков, так как использовались для демонстрации самых ценных вещей их владельца.

Некоторые из самых известных произведений Буля выставлены в Лувре, где он жил, а также в музеях по всему миру.

Одним из примеров потрясающего произведения Буля является Кабинет Мазарини в Библиотеке Мазарини в Париже, который сейчас выставлен в Музее Метрополитен.

-7

Комод «Мазарини» Андре-Шарля Буля на выставке в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. © Метрополитен-музей, Wikimedia Commons

Это был совершенно уникальный, инновационный комод, модель которого Буль впервые разработал для Большого Трианона в Версале.

Его изогнутые, выпуклые ножки были необычны для мебели того времени.

Часы и люстры из буля

Помимо мебели, Буль также увлекался дизайном часов и люстр, на которых классическая инкрустация из латуни и черепахового панциря была использована с большим эффектом, но на меньших поверхностях, которые было сложнее и сложнее украсить.

Эти предметы варьировались от маленьких, тонких настольных часов до больших каминных часов с длинным корпусом.

-8

Антикварные старинные каминные часы в стиле Буль 19 го века Thuret à Paris

-9

Старинные антикварные каминные часы 18-го века в стиле Буль, мастер часовщик Balthazar Lieutaud

-10

Антикварные каминные часы 19-го века Картель в стиле Буль

Эти высокие старинные каминные часы Картель маркетри Буля были проданы антикварной галереей Филиппа Гледель во Франции.

Каково наследие Буля?

Наследие Буля в области декоративно-прикладного искусства поистине значимо, хотя его собственные произведения редко сохранились за пределами музеев.

Хотя изделия Буля были результатом высокого мастерства, сложность нескольких тысяч предметов инкрустации, удерживаемых на месте только клеем, привело к тому, что не все эти изделия не сохранились с течением времени.

Тем не менее, более поздние изделия, выполненные в стиле Boulle, по-прежнему популярны и используют методы и материалы, рассчитанные на длительный срок службы. И они по-прежнему остаются такими же прекрасными, как и в тот день, когда они были созданы.

Еще больше интересного Вы узнаете здесь https://bulvardelis.ru/ на сайте Лиса Маршана из французского города Арль. Ведь именно в Арле на Бульваре де Лис проходит один из самых известных антикварных рынков на юге Франции.