Говорят, что у нас клерикализм наступает. Что вот чувства верующих защищает закон, что одного иудейского бога упомянули в конституции, что в школах проводят уроки православной веры.
И всё! Сейчас дружно все станем попу руку целовать, а наши дети на карачках поползут крестным ходом до Колымы. Попутно отбивая земные поклоны, тем самым проложив отдельную ветку транс-сибирской магистрали.
Увы. Не знаю, обрадую вас или огорчу, но ничего этого не будет. Даже наоборот - нас ожидает устойчивый рост атеизма в ближайших 2-3 поколениях. Я вот рад. Но почему так случилось?
В статье я отвечу на этот вопрос, но, вначале, расскажу анекдот.
Русский и американец попали в ад. Дьявол встречает им на входе и спрашивает.
- В какой ад пойдёте, в русский или американский?
- А в чём разница?
- В американском аду нужно в день выпить ведро фекалий, а в русском - два ведра!
Американец прагматично идет в американский. Русский по традиции пошёл в русский. Через месяц встречаются. И разговор пошёл, как у них дела.
- Да всё окей! - говорит американец. - Ведро выпил и целый день свободен!
- Да, порядок у вас, - кивает русский. - А у нас то вёдра закончились, то фекалии не довезли...
И вот по данной теме приключилось нечто подобное. Понимаете, товарищи, мы живём в имитационном государстве. Даже в СССР это была сильная тенденция, сейчас - совсем всё плохо.
Никто не хочет напрягаться. Легче предоставить отчёты начальству, попилить бюджеты и скинуть исполнение на крайних. Государство работает через процедуры и бюрократию.
Оно может оценить насколько качественно шёл урок? Нет. Оно видит только списки посещаемости и планы занятий.
Оно может оценить, действительно ли учитель с его нищенской (о! а я знаю из первых рук!) зарплатой и дикой нагрузкой будет передавать идею привлекательными сторонами? Нет.
И никак оценить эффективность этих уроков невозможно. Все формальные показатели не отражают сути.
Я знаю, что можно рассказывать о вере так, чтобы зажигать сердца и вести за собой. Сам когда-то стал жертвой такого проповедника. Но! Учитывая, что через пару лет этого человека выкинули с должностей, а сейчас вообще отлучили от служения - ну мы понимаем "политику партии".
Чтобы преподавать религиозную культуру так, чтобы она не вызывала отвращения - нужны талантливые и верующие люди. А они - собаки такие - своевольные и профессиональные. Такие в наших бюрократических структурах (включая образование) - не приживаются.
Наоборот - попадая в эту систему, сталкиваясь с кучей бесталанных, конформных и завистливых людей, они быстренько из неё выпадают. За несоответствие.
Ну а для обычного учителя - это просто часы, лишние деньги, которые можно получить, не особо напрягаясь и не особо вникая в предмет. А если религию преподавать так - она не вызывает "заболевания".
Скорее - появляется что-то вроде прививки. Человек уже знает, что это такое и у него есть стойкое отвращение. И дальше, когда к нему обратится проповедник, то продираться придётся через этот щит неприятия. И это хорошо.
Поэтому ещё раз благодарю наше прекрасное правительство, которое под вывеской клерикализации ведёт надёжную атеистическую пропаганду. Даже я так бы не смог.
P.S. То, что не могу сказать здесь, я говорю на ТГ-канале НЕдуховный наставник.
Мои статьи на ту же тему:
Закон об оскорблении чувств верующих. Для чего он нужен и почему он не опасен.
Тревожные звоночки религиозной пропаганды. Об одном неоднозначном заявлении, которое привело меня к тяжёлым размышлениям.
Религиозные интеллектуалы. Или как вера влияет на умных людей.