Найти в Дзене
ЭКСКУРС TV

Ходжа Сала: предместья Мангупа

Село раскинулось на берегу живописного искусственного водоёма. Сегодня это главное туристическое село при пещерных городах Мангуп-кале и Эски-Кермен и пещерных монастырях Шулдан и Челтер-Мармара. Но когда-то…

Но когда-то оно было основано потомками готов и аланов, смешавшихся с местным населением, и фактически представляло собой пригород Мангупа (Доро). В случае военной опасности жители села могли укрыться в мощной цитадели, ну а в мирное время, разумеется, проводили своё время в благодатной долине.

Село возникло примерно во II - III вв н.э., по крайней мере, именно об этом говорит датировка фундамента храма, обнаруженного при строительстве искусственного водоёма. Будучи пригородом Мангупа, селение входило в состав княжества Феодоро, расположившись в самом его центре, и было покорено турками вместе с самим Мангупом в 1475 году.

Вид на Ходжа Сала. Фото Вики
Вид на Ходжа Сала. Фото Вики

Хотя, учитывая возраст находок, сделанных археологами на Мангупе и действительно великолепные природно-климатические условия в долине, можно смело предполагать, что обнаруженный храм стал лишь следствием христианизации местного, вероятнее всего языческого, населения, которое появилось тут гораздо раньше.

В османских документах село впервые упоминается в 1520 году, и в нём зафиксирована 1 мусульманская и 93 немусульманские семьи. Доля мусульманского населения со временем увеличивалась. Жителей села называли татами, это были прекрасные воины, составлявшие элиту ханского войска и феодорийской армии, а первым из известных путешественников описание деревушки оставил Эвлия Челеби в XVII веке: “Это деревня между двух голых скал в лощине, по которой протекает живая вода, с одной мечетью, одной баней, со 100 мусульманскими домами, крытыми черепицей, с садами и виноградниками”.

Ходжа Сала на старинных открытках
Ходжа Сала на старинных открытках

Челеби не соврал относительно вероисповедания, но скорее всего приукрасил с численностью. В османском реестре конца XVII века указывается всего 22 мусульманские семьи. Отсутствие христианского населения в деревне косвенно подтверждают и ведомости Александра Суворова и митрополита Игнатия. В этих документах не указаны христиане Хаджи Сала (напомню, Суворов выводил крымских греков в Приазовье).

В русских документах, составленных после аннексии 1783 года, селение упоминается как Богаз (Бугас) Сала Петром Симоном Палласом в “Наблюдениях, сделанных во время путешествия по южным наместничествам Российской империи”. В уже упоминавшейся переписи 1805 года в селе значится 24 двора, 123 жителя, и все крымские татары. Шарль Монтадон зафиксировал ещё два ойконима: Кудья Сала и Куджа Сала. Он отметил, что в селении уже 36 дворов и нет ничего примечательного.

По дороге в село Ходжа Сала.
По дороге в село Ходжа Сала.

К концу XIX века деревенька пустеет. Если результаты VIII ревизии населённых пунктов Крыма сообщают о 40 дворах, мечети и 188 жителях (крымских татарах), то результаты Х ревизии 20 лет спустя печальны: 5 дворов. Резкое сокращение численности населения принято связывать с массовой эмиграцией крымских татар в Турцию в XIX веке. На верстовке 1889 года в деревне стало ещё на 1 двор меньше.

Со временем жизнь возвращается в эти места. По данным Памятной книжки Таврической губернии 1892 года в деревне числилось 63 жителя в 10 домохозяйствах, а в 1902 году уже 302 жителя в 48 домохозяйствах. В XIX столетии тут побывал автор “Горя от ума” Александр Сергеевич Грибоедов, и один из главных певцов Крыма, оставивший потрясающие “Очерки…” Евгений Львович Марков.

Деревенька Ходжа Сала
Деревенька Ходжа Сала

После депортации 1944 года село, бывшее на тот момент полностью татарским, опустело окончательно и оказалось заброшенным на долгие полвека. Только в начале 90-х репатрианты - уроженцы села и потомки депортированных отсюда вернулись на старое селище, и село обрело второе дыхание. Жители вновь тут появились в 1990, в 1993 году ему присвоили историческое название Ходжа Сала, а единственная улица села сегодня носит имя великого турецкого путешественника Эвлии Челиби, побывавшего тут в XVII веке и оставившего описание богатого селения в ущелье.