Газы Мансур, как и Зынджырлы медресе, заброшен и пуст, хотя история этого памятника удивительно богата! Я думаю, те читатели, которые бывали в Евпатории, вспомнят уникальный храмовый комплекс Текие Дервиш. Так вот Газы Мансур - такой же комплекс, только в Бахчисарае. Но увы, сохранился он во сто крат хуже. Вернее, почти не сохранился.
Фактически, от всего азиза (священного для мусульман места) сохранились только ворота, от которых земляные ступени ведут вверх и в сторону от основной туристической тропы. На самом азизе - разбросанные тут и там башташи (мусульманские надгробные камни), современный колодец (пустой) и заросшие до основания фундаменты. Но ведь ещё буквально сотню лет назад...
Ещё буквально сотню лет назад здесь стояло низенькое небольшое здание, крытое черепицей - это и было текие. Да, оно выглядело не так шикарно, как Гезлёвское, но функционал у него был тем же. Внутри здания стояли три башташа, на которых были начертаны имена Рамазан, Халил и Газы Мансур. Рядом с текие был таки колодец, правда, не факт, что на том же месте, где сейчас, а склон был густо усеян могилами, башташи над некоторыми из которых появились ещё в ордынские времена.
Каждое лето в определённые дни и часы площадка перед текие заполнялась паломниками. И дервиши начинали своё торжественное служение на азизе. Дервишей Газы Мансура называли “качающимися” из-за их особенности нараспев читать молитвенные тексты, раскачиваясь из стороны в сторону.
Но давайте разберёмся с терминологией. Что такое “азиз”? Азиз - это памятное для мусульман место, связанное с именем подвижника, суфия, богослова, дервиша, мудреца, сказителя. В Бахчисарае таких культовых для крымских татар мест было два. Один азиз Малик Аштера (Малик аль Аштара) находился в селении Эски Юрт. Для знающих географию Бахчисарая - это район между рынком “Рубин” и железной дорогой (паспортный стол, ул. Буденного). Второй - здесь, на тропе в Марьям Дере. Фишка в том, что крымскотатарских преданиях имена Газы Мансура и Малик Аштера (как часто сокращают в преданиях его имя) тесно связаны, хотя биография Малик Аштера известна, а вот исторического прототипа Газы Мансура учёные пока не нашли
Итак, что же говорится в преданиях? Во времена первых халифов Малик Аштер и Газы Мансур прибыли в Крым для проповеди Ислама среди жителей полуострова. Газы Мансур остался в Крыму, а Малик Аштер двинулся дальше, к берегам Днестра. Вернулся он обратно смертельно раненным стрелой великана, и умер на руках своего сподвижника. Газы Мансур похоронил Малик Аштера, а вскоре и сам отошёл в мир иной. Их могилы оказались надолго забыты, но перед смертью Газы Мансур предсказал, что будущим поколениям откроются место их захоронения и их жизнь.
В далёкой Бухаре жили два шейха, Рамазан и Халил. И вот шейху Рамазану явилась во сне странная, неведомая ему местность. А в одну из ночей явился ему во сне и сам Газы Мансур, и пояснил, что это за местность, где она находится, и что там находятся его останки. Тот же сон приснился и шейху Халилу. Без промедления оба шейха собрались в дорогу и проделали многотрудный путь из Бухары в Крым, и после долгих поисков отыскали нужное место. Там они обнаружили могилу Мансура Медини, и устроили возле неё текие. Когда спустя много лет Рамазан и Халил умерли, их похоронили рядом с Газы Мансуром.
В эпоху Крымского ханства азиз Газы Мансур стал важной культурной точкой в стране. Ходят предания (и учитывая, отстройку Салачика, небезосновательные), что в обустройстве азиза принимал участие сам хан Менгли Герай. Со временем образ Газы Мансура претерпел изменения, и крымские татары уже воспринимали его не как выходца из далёкой Аравии, а как своего земляка, благочестивого старца.
В Бахчисарае жил бедный, но очень уважаемый старец. Всю жизнь он копил и мечтал отправиться в Хадж, но так и не смог этого сделать. Один и умирающих богачей Бахчисарая, понимая, что сам уже не сможет совершить Хадж, потому что дни его сочтены, и зная о желании Газы Мансура, отправил того в Мекку. Имам мечети в Мекке удивился преклонному возрасту и силам старца, тому было более ста лет, но он смог проделать такой долгий путь. Он предложил Газы Мансуру остаться в Мекке и дожить свои дни в спокойствии здесь, но Газы Мансур очень хотел домой, в Крым, в Бахчисарай, под тень любимого орехового дерева. И отправился в обратный путь. Но караван, в котором ехал старик, был ограблен, и бандиты убили Газы Мансура, отрубив ему голову. Соседи так и не дождались обратно Газы Мансура и справедливо решили, что он умер в дороге. В один из дней собиравший орехи под любимым деревом Газы Мансура мальчуган завидел знакомого старца, который приближался к дереву с собственной головой в руках. Парнишка лишился чувств, а когда пришёл в себя, то увидел вокруг изумлённую толпу и свежую могилу с башташем и именем Газы Мансур.
Вообще подобный сюжетный ход характерен для разных народов и разных конфессий - это не чисто крымскотатарское изобретение. Хотя, конечно, это никак не отменяет ни красоты места, ни богатства его истории, ни значимости в культурном и историческом планах. Памятник, увы, разрушен до основания. Восстановить его сегодня невозможно, только если лепить совсем уж откровенный новодел. Можно, наверное, только вскрыть фундаменты. И хотя бы иногда приводить экскурсии, чтобы ощутить тихое очарование места и рассказать одну из самых интересных крымских легенд.